Получи документы

Обобщение инновационного опыта работы «Ритмы жизни дошкольной группы в рамках стандарта: традиции, ритуалы»

Елена Алексеева
Обобщение инновационного опыта работы «Ритмы жизни дошкольной группы в рамках стандарта: традиции, ритуалы»

«Ритмы жизни дошкольной группы в рамках Стандарта : традиции, ритуалы».

Автор статьи: Алексеева Е. Г.,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №11 г. Выборга»

В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта, детство рассматривается «как период жизни, значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду». Исходя из этого, дошкольное детство – это самостоятельный этап жизни человека, самый важный для становления личности, его социализации.

Публикация «Обобщение инновационного опыта работы „Ритмы жизни дошкольной группы в рамках стандарта: традиции, ритуалы“» размещена в разделах

Детский сад – это особенная страна с особенными гражданами. Здесь каждый ребёнок неповторим и уникален. Как и в любой стране, здесь есть свои правила, законы, традиции и ритуалы. И все они направлены на достижение главной цели – вырастить здорового, коммуникабельного, компетентного, гуманного гражданина своей Родины. И задача всех педагогов нашего дошкольного учреждения – создать условия для роста и развития маленького человека, помочь ему пройти начальный путь социализации, научиться находить общий язык с окружающим миром.

В моей группе дети не просто находятся рядом друг с другом, но это дети, помогающие друг другу и взаимно ответственные. Мы как члены одной большой дружной семьи поддерживаем друг друга, вместе радуемся по весёлым поводам и грустим по печальным. Мы как бы все вместе, но при этом учимся уважать мнение и личное пространство друг друга. И есть что-то, что нас объединяет в одно целое, присущее только нам. Это «что-то» и есть наши традиции.

Добрые традиции и ритуалы нашей группы помогают разнообразить детскую жизнь, позволяют моим дошколятам непринуждённо общаться друг с другом и с взрослыми, позволяют чувствовать себя комфортно и спокойно и, конечно же, вызывают у них множество положительных эмоций.

Многие традиции и ритуалы переходят из группы в группу. Дети подрастают и начинают относиться к традициям в своей группе уже как к необходимости. А некоторые традиции появляются стихийно, когда ребята сами являются активными их создателями. Обычно эти традиции остаются в группе самыми любимыми.

Каждая традиция решает определённые образовательные и воспитательные задачи и ценна по – своему. Поэтому в группе я стараюсь подобрать традиции и ритуалы так, чтобы эти задачи активно решались.

Что же даёт мне применение традиций в группе?

Во-первых, они способствуют гармоничному развитию моих ребятишек. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для детей такая предсказуемость очень важна, ведь благодаря ей, ребёнок со временем перестаёт бояться проявлять себя, комфортно чувствует себя в коллективе среди друзей и я становлюсь для него не только воспитателем в детском саду, но ещё и другом, готовым всегда придти на помощь.

Во – вторых, они дают ощущение единства всей группы, сближают детей, укрепляют дружеские взаимоотношения.

Привожу для примера несколько традиций, которые использую для объединения детей группы, принятия коллектива, проявления дружелюбия:

«Доброе рукопожатие» - вместе с детьми мы берёмся за руки, образуем круг и через лёгкое пожимание руки, улыбку и приветствие каждый ребёнок передаёт посыл хорошего настроения и приветствия другому. Это ощутимое доказательство поддержки и тепла детей и взрослых. Кроме рукопожатий и добрых пожеланий, иногда ребята вносят свои новшества (могут состроить друг другу смешные рожицы, поделиться горсткой радости с теми из детей, кто пришел утром в плохом настроении). Это создаёт положительную эмоциональную обстановку, дети осознают собственную значимость в создании доброжелательного микроклимата в группе.

«Мой выходной» - в начале недели усаживаемся на ковре в группе и делимся впечатлениями о том, как провели выходной день, рассказываем новости, необычные или смешные истории выходного дня.

«Зарядка для всех» - в тёплое время года (с мая по сентябрь) мы приглашаем на нашу утреннюю гимнастику, которая проводится на улице, наших родителей, бабушек, дедушек и все вместе под весёлую музыку придумываем и выполняем гимнастические упражнения. Дети и взрослые получают массу положительных эмоций, заряд бодрости и удовольствие от совместной двигательно – игровой деятельности.

«Чистая пятница» - обсуждаем с ребятами, как изменить нашу группу, сделать её красивой и чистой. После обсуждения распределяем (с помощью справедливого выбора) для каждого ребёнка объекты трудовой деятельности, которые нуждаются в наведении порядка, и принимаемся за дело. Дети проявляют радость от участия в общем деле группы, старание в наведении порядка и стремление к дальнейшему его поддержанию.

«День именинника» - празднование дня рождения ребёнка. Каждый ребёнок с нетерпением ждёт этого события. Эти праздники отмечаются у нас тепло и душевно. Традиционно дети сначала играют «Каравай», заканчивая эту игру пожеланиями, поздравлениями, качанием на стуле. От лица всех детей и взрослых я вручаю ребенку подарок и произношу свои тёплые поздравления, а дети вручают подарки, приготовленные заранее самостоятельно. Обязательно именинник получает свою порцию «обнимашек» и в свою очередь, угощает детей сладостями.

Такие ритуалы, способствуют повышению самооценки детей, воспитывают желание порадоваться за товарища и сплачивают детский коллектив.

Свою педагогическую деятельность осуществляю на осознании того, что необходимо научить ребёнка самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, находить и решать проблемы. И поэтому в нашей совместной образовательной деятельности появилась традиция, которая проводится в начале изучения лексической темы. Называется она «Три вопроса». Эта традиция задавания детям трёх вопросов позволяет полностью раскрыть тему в течение недели. Заключается она в следующем: в начале недели при изучении новой лексической темы начинаю обсуждение с детьми и подвожу их к ответу на три вопроса: 1. Что мы знаем про это? 2. Что хотим узнать? 3. Что надо сделать, чтобы это узнать? Все идеи и ответы детей записываю печатными буквами или схематично, знаками, которые подбираю вместе с детьми. В течение недели ребята находят полные ответы на вопросы и фиксируют их на нашем «листе знаний». В конце недели подвожу итог, выделяю самого целеустремлённого знатока.

Для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка своей группы создаю благоприятные условия для деятельности детей. С помощью некоторых традиций сделать это очень легко:

«Совместные мастерилки за общим столом». В непринуждённой обстановке мы с детьми планируем, договариваемся, что бы мы могли и хотели сделать по теме недели; изготавливаем подарки к праздникам, приглашения в наш театр для малышей и многое другое. Дети проявляют своё творчество и фантазию, помогают тем, кто не справляется.

«Мини – музей группы». Создание музея планируем заранее, с учётом тематической недели, а иногда тема музея возникает спонтанно, в зависимости от инициативы и заинтересованности детей. Детям нравится самим наполнять выставочный зал, продумывать, что может послужить экспонатами музея, ведь это могут быть любые предметы, и даже творческие работы детей, модели, фотографии. Экспонаты в музее дети всегда могут потрогать, пощупать. Создание мини – музея в группе помогает формировать у детей познавательно – исследовательские умения, расширяет кругозор дошкольников, воспитывает навыки бережного отношения к вещам.

«Галерея моего творчества» - другими словами, это выставка личных работ ребёнка. Каждый ребёнок группы хочет поучаствовать в такой выставке. Совместно с родителями отбираем лучшие работы дошкольника и вместе с ребёнком выставляем в галерее. Маленький создатель своего творчества имеет возможность провести экскурсию по экспонатам галереи, в которой рассказывает детям группы о своих работах.

Устраивая такие галереи, даю возможность ребёнку проявить себя в какой- либо творческой деятельности, почувствовать свою значимость.

Для того чтобы приучить детей к миру духовной красоты, в своей работе активно занимаюсь с детьми театрально – игровой деятельностью. Давно вошло в традицию посещение театров города Выборга, куда мы с ребятами ходим с большим удовольствием. Заинтересованность детей театральными постановками, желание попробовать себя в актёрском мастерстве - всё это подтолкнуло меня к созданию в группе новой традиции «Театр для малышей». Сначала я рассказала детям о разных видах театра, многие свои театральные способности дети попробовали в группе. Ребята проявили желание участвовать в театральных постановках и показывать их детям младших групп. Теперь мы тщательно продумываем каждое своё выступление, обсуждаем образы героев, подбираем выразительные средства и радуем младших ребят новой постановкой.

Есть у нас в группе и специальные традиции, которые присущи только нашей группе :

Это традиция «Дружеские объятия», когда мы с ребятами встаём в круг и стараемся обнять друг друга, при этом мы произносим слова «Раз! Два! Три! Мы вместе!». Эта традиция является ещё одним источником внутренней силы и поддержки, проявлением единства.

И традиция «Сказка на сон». Каждый день подбираю сказочные истории или рассказы по возрасту детей, сажусь в спальне и читаю детям по несколько страничек в день перед сном. Слушание развивает внимание, успокаивает нервную систему и вселяет умиротворение в детские сердца.

Ещё одна совсем новая традиция, которая успешно прижилась в нашей группе, это «Школа Деда Мороза», которую я организую в начале зимы. От Деда Мороза дети получают разные задания (стать добрым повелителем птиц, научиться пользоваться волшебной палочкой, найти дорогу из снежного лабиринта и др.) и с успехом их выполняют. По окончании этой школы дети получают волшебные грамоты и становятся помощниками Деда Мороза. Каждому ребёнку предоставляется возможность поделиться планами и пожеланиями на следующий год и получить благодарность от Деда Мороза.

Неотъемлемой частью своей работы считаю взаимодействие и сотрудничество с родителями моих дошкольников. Моё понимание того, что участие родителей в образовательной программе идё т на пользу всем: детям, воспитателям и самим родителям – остаётся устойчивым и неизменным. Польза от присутствия родителей в группе очень велика :

- Родители начинают ощущать причастность к «общественной жизни» своих детей.

- Могут наблюдать своих детей на фоне их сверстников, что даёт возможность лучше разобраться в вопросах развития своего ребёнка.

- Формируется более высокая оценка достижений своего ребёнка, гордость за него.

- между детьми и родителями возникает единое смысловое пространство, они лучше начинают понимать друг друга.

Поэтому в своей практике широко использую ритуалы и традиции, которые позволяют привлечь родителей к участию в совместных делах группы, к проявлению инициативы и творчества.

Такими традициями, используемыми мной во взаимодействии с родителями, можно назвать:

«Мастер – классы» - на них родители сами делятся умениями и опытом в изготовлении какой – либо игрушки или поделки, показывают свои творческие способности. Участие в таких мероприятиях доставляет радость детям, воспитывает чувство гордости за свою семью, способствует сплочению семейных уз.

«Семейные чтения и презентация книги» - эта традиция подразумевает прочтение книги с родителями дома, после которого обязательно идёт обсуждение прочитанного. И после этого понравившуюся книгу ребёнок несёт в детский сад для рассказа о ней в группе. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и родителям, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

«Гость группы» - любимая традиция детей, где они с нетерпением ждут встречи с взрослыми. Во время этих встреч дети узнают много нового о разных профессиях, участвуют в мастер – классах, которые родители подготавливают заранее.

«Праздники, развлечения и литературные вечера» – важные традиции в жизни группы, которые мы подготавливаем совместно с музыкальным руководителем. Праздник – это не только радость, но и деятельность. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования, какого – либо события сплачивает детей и взрослых, между ними возникает полезное сотрудничество. Я способствую желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала, группы. Активно привлекаю родителей к подготовке. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в данных мероприятиях, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.

Я всегда активно сотрудничаю с родителями для того, чтобы моим детям было комфортно, уютно и радостно находиться в детском саду. Ведь совместные с родителями мероприятия позволяют лучше раскрыться детям, повысить их активность, почувствовать гордость за свою семью.

Богаты и разнообразны традиции нашей группы и детского сада; мы поддерживаем старые и создаем новые, стараемся, чтобы жизнь наших дошколят была насыщенной и интересной. В результате использования их в своей работе я сделала вывод, что дети в нашей группе стали активно взаимодействовать друг с другом и с взрослыми, установились дружелюбные взаимоотношения, у детей появилась уверенность в себе и в своих силах.

Таким образом, воспитание детей через традиции в детском саду способствует развитию чувства сопричастности сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события. Поэтому считаю, что традиции необходимы в жизнедеятельности детского сада и широко использую их в своём опыте работы.

Список литературы:

1. Дронь А. В., Данилюк О. Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс».

2. Шапошникова С. В. «Групповая традиция в детском саду».

3. Л. В. Михайлова – Свирская «Работа с родителями», Москва: «Просвещение», 2017г.

4. М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова «Праздники и развлечения в детском саду», Москва: «Мозаика – Синтез».

5. Интернет - ресурсы: https://www.maam.ru (традиции и ритуалы группы)

https://nsportal.ru/ (традиции в детском саду)

Публикации по теме:

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» (обобщение опыта работы) МБДОУ детский сад «Березка» воспитатель: Бекренева Валентина Ивановна 1 слайд «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного.

Обобщение опыта работы «Экология — музыка — дети» МБДОУ «Детство» Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Экология – музыка – детство (сообщение из опыта работы).

Обобщение и распространение педагогического опыта «Традиции и инновации в работе с семьей» «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Воспитатель МБДОУ№6 «Березка» г. Карачев Мазина Тамара Константиновна.

Обобщение опыта работы Курганская область село Лесниково район КГСХА МКДОУ "Лесниковский детский сад общеразвивающего вида №1" Обобщение опыта «Без игры нет,.

Обобщение опыта работы инструктора по плаванию Обобщение опыта работы инструктора по плаванию. Сегодня отмечается резкий рост числа детей дошкольного возраста с различными отклонениями.

Обобщение опыта работы по формированию здорового образа жизни у воспитанников ДОУ В детском саду созданы определенные условия для физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда. В детском.

Обобщение опыта работы «Основы безопасности и здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» Все мы педагоги, пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни наших детей?» В дошкольном возрасте закладывается.

Опыт работы педагога-психолога ДОУ в рамках реализации профессионального стандарта Слайд 1 Уважаемые коллеги! Я Лаухина Вера Александровна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 17» г. Новомосковска хотела бы поделиться.

Организация работы с родителями в рамках реализации стандартаОрганизация работы с родителями в рамках реализации стандарта Я, работаю в МБДОУ «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение инновационного опыта работы «Ритмы жизни дошкольной группы в рамках стандарта: традиции, ритуалы»
Опубликовано: 15 февраля 2018 в 23:26
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД