Обобщение опыта «Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем Ямал»

Ляля Абулханова
Обобщение опыта «Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем Ямал»

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Ямальская земля-это край контрастов. Здесь такие места, где, как и много столетий назад охотник в спокойном сосредоточении читает замысловатую вязь собольих следов. Здесь время сохраняет свой прежний темп. Их предки много столетий назад освоили Север, сделали его пригодными для жизни, создали тип хозяйства и культуры, которой позволили им существовать в крайне суровых условиях. Эти немногочисленные народы сумели расселиться на огромных пространствах и обжить их. Национальная культура малочисленных народов Ямала может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению.

Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим основательный теоретический и практический багаж. Были изучены: литература энциклопедического содержания, труды местных авторов, некоторые пособия дошкольной педагогики по ознакомлению детей с родным краем. Посещения музея и библиотеки.

Целью моей работы является ознакомление дошкольников с культурой и традициями коренных народов Ямала, совершенствование патриотического воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к своему округу.

Из возможных путей решения задач по патриотическому воспитанию в младшем дошкольном возрасте самая эффективная форма проекта. Актуальность метода проектов заключается в том, что он позволяет отойти от привычной всем формы, такое как занятие, и, основываясь, на таких видах детской деятельности, как игра, коммуникация, труд, чтение, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность, построить по-новому воспитательно-образовательный процесс. В основе, которого лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения, устанавливать причинно следственные связи.

В реализации проектной деятельности дети учатся самостоятельно мыслить, находить решения проблем, привлекая для этой цели знания из разных областей. Действенное понимание общественного опыта возможно лишь при условии включения ребёнка в проблемные ситуации, где сам он действует как субъект. Используя проблемные задания худжественно-образной, познавательно-практической, а также социально значимой направленности, педагог дошкольного учреждения предоставляет детям знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, становится достоинством их личного опыта, они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности. Мною разработан проект «Ознакомление младших дошкольников с родным краем Ямал», направленный на решение вопросов патриотического воспитания.

Данный отрезок жизни – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, со всей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей среди которых живёт ребёнок. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

При беседах дети получали представление о коренных жителях. Показывая иллюстрации, я говорила: «Что живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят с оленями с данного места на другое место. Съедят олени корм, идут дальше». Этот рассказ дети слушали с большим интересом, все для них было ново и необычно. Они запоминали название народов: ненцы, ханты, селькупы.

Знакомила с жизнью оленеводов в стойбище. Оформили макет стойбище, где сделали чум, оленя с нартами, усыпали ягелем. Он создавал впечатления, будто далеко в заснеженной тундре находится стойбище, где идут по-своему интересная, примечательная жизнь. Дети как бы перенеслись в ту обстановку, о которой я и хотела дать им определенные представления. Они слушали как завороженные. Им хотелось заглянуть в чум, пощупать его.

Каждый раз вводила новые слова такие, как стойбище, оленеводы, нарты, хорей и. т. д. Эти слова тяжело запоминались детьми.

Особое внимание уделяла традициям, обычаям и уважения к старшим. Дети ханты и ненцев постоянно находились с родителями, помогали им в работе: учились выделывать шкуры, изготовлять жилы для шитья меховой одежды, кроить и шить одежду и обувь, украшать её орнаментом, готовить пищу, поддержать очаг.

Мальчики перенимали у отца умения в поделке снастей для ловли рыбы, простейших орудий ловли пушных зверей, в изготовлении нарт, лодок и различной домашней утвари. Так дети накапливали жизненный опыт, став взрослым, дети ненцев заботятся о старших, помогают им.

Игровая деятельность обладает большими возможностями для ознакомления, поэтому, опираясь на их интерес к игре, организовывались сюжетно – ролевые игры: «Чум», «Ненецкая семья», «Оленеводы», «Рыбаки».

С целью ознакомления и дальнейшего закрепления знаний о ненецкой одежде, с искусством ханты, ненцев, с особенностями национального костюма. Были организованы игры «Ненецкая одежда», «Узнай и назови мою одежду», «Угадай, чья одежда», «Одень куклу», обращая внимания на элементы орнамента.

Очень разнообразен орнамент вышивок и аппликации, украшающих одежду. Он в основном геометрический, создается ломаными линиями. Каждый орнамент, что-то обозначает, и связан с животным и растительным миром, например, рога оленя, ушки зайца и. т. д. Орнамент похож на зверя, и поэтому поется в ненецкой песне о том, что по шубе ненецкой бежит зверь, олень. Рисовали с детьми орнаменты, вырезали из цветной бумаги, закрашивали готовый фон. Для рисования и аппликации отбирала орнаменты простые, доступные детям для воспроизведения.

На прогулке я обращаю внимание на красоту нашей природы, учу детей видеть и понимать её, ведь это начало патриотического чувства, чувства любви к Родине. Наш детский сад расположен среди домов, вокруг детского сада имеется зеленый массив, где я старалась знакомить с растительным миром. Знакомила детей с названием ягод, грибов, цветов, деревьев. Старалась способствовать появлению у детей эмоционального контакта с природой; не подавляя активности детей. Чтобы дети полюбили каждый кустик, каждое деревце, каждую травинку и бережно относились. Говорила о том, что ханты называют березу – дерево Бога, за её белый цвет, красоту и чистоту. К лиственнице коренные нарды ходят, чтобы исцелиться от болезней. Также много говорили о богатстве Ямала, о его животном мире.

Невозможно представить ненцев без оленей. Именно оно определило образ жизни этого народа, сформировало как материальную, так и духовную его культуру. Ведь олень дает человеку все: пищу, одежду, обувь, жилье, возможность передвигаться по огромным тундрам.

Детям рассказывала о рыбах, которые водятся в реках Ямала. Знакомила с названием рыб, оформили с детьми игру «Какая рыба водится на Ямале.

Наряду с этой работой я знакомила детей с устным народным творчеством Ямала. Знакомя детей с ненецкими сказками, рассказами, я подводила их к пониманию того, что каждый народ имеет свой фольклор, который несет в себе народную мудрость, юмор, любовь к человеку, к отечеству.

Ненецкие сказки раскрывают традиции народа, его устои; глубокую почтительность и уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Из книг дети узнавали о жизни северян, их мечты, надежды.

Работая над знакомством детей с бытом и традицией народов Ямала, я не могла обойти стороной игры и праздники. Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Для коренных жителей Ямала состязания и физические упражнения являются неотъемлемой частью духовной культуры. Народы Ямала через игру воспитывают своих детей жизнестойкими, мужественными, приспособленными к суровым условиям обитания. Игра готовит ребенка к взрослой жизни, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствует двигательную активность.

В играх народов Севера много шуток, юмора, соревновательного задора, движения точны и образны.

Из покон веков повелось каждый год весной, когда просыпается земля, природа от зимней спячки проводят состязания, праздник «День оленевода». С детьми рассматривали альбомы, иллюстрации о праздниках. Детям рассказывала о том, что со всех сторон ямальской земли едут на этот праздник коренные жители, едут, чтобы показать свою удаль, ловкость, силу, выносливость. Мужчины соревнуются в гонках: на оленях, буранах, в метании топора, накидывании тынзяна на хорей, в национальном прыжке между нартами. Женщины состязаются в красоте нарядов, в умении быстро и вкусно накормить гостей национальной пищей.

Так же весной празднуется праздник народов ханты: «Вороний день». В этот день украшают самую красивую березу яркими лентами, навешивают на березу и загадывают желание.

Знакомясь с культурой народов Ямала, все больше понимаешь, на сколько интересны традиции и быт этих людей.

Проводя данную работу, я пришла к выводу, что дети стали больше интересоваться своим городом, жителями, достопримечательностями, коренными жителями которые проживают в городе и на Ямале.

Публикации по теме:

Проект по краеведению в старшей группе «Наш любимый город Грязи» Паспорт проекта 1. Вид проекта: • По тематике - познавательно-творческий • По продолжительности - продолжительный (1 месяц) • По составу.

Воспитание чувства любви к родному городу. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, свой город, надо с детства научить его любить те места, где он родился и где.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Обобщение опыта «Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем Ямал»
Опубликовано: 22 января 2014 в 16:42
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...
Фотоотчет «Берегите Землю!»
В прошлом учебном году мы реализовывали проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Он состоял из нескольких разделов: воздух, вода,...
Лэпбук «Соленые водоемы»
Отдыхать в отпуске это прекрасно, а отдыхать на море это прекрасно вдвойне! ) Но и в отпуске всегда есть место для дела! Любимого дела! Когда я думала,...