Обобщение опыта по развитию познавательной активности дошкольников при ознакомлении с животным миром родного края

лена ситдикова
Обобщение опыта по развитию познавательной активности дошкольников при ознакомлении с животным миром родного края

Из опыта работы воспитателя по развитию активности дошкольников при ознакомлении с животным миром родного края.

План.

1. Введение.

2. Теоретическая часть:

- значение работы по ознакомлению детей с животным миром края;

- ЯНАО

3. Практическая часть:

- прогулки и экскурсии - ведущая форма знакомства детей с животными;

- наблюдения в природе - один из основных методов работы;

- труд детей в природе;

- обогащение словаря детей в процессе общения;

- художественная литература как средство обогащения словаря и закрепления знаний детей,

- правила поведения в природе;

- работа кружка для развития творчества и фантазии детей;

- работа с родителями;

- сотрудничество с краеведческим музеем;

- результаты работы и планы на будущее;

4. вывод

Какой красивый наш Ямал

И вовсе ты у нас не мал! -

Ты и красивый и большой,

Наш край любимый, дорогой!

Животный мир Ямало-Ненецкого автономного округа богат и разнообразен. В тундровой, лесотундровой, таежной и горноуральской природно-географических зонах обитают 38 видов млекопитающих. Больше всего распространены хищники и грызуны (по 14 видов, остальная фауна представлена пятью видами ластоногих, тремя видами насекомоядных и двумя видами копытных. 20 видов млекопитающих имеют пушное промысловое значение. Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу. Оно сосредоточенно рассматривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка. На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу. У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания. Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине. Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко - с любовью к родителям. Своему дому, природе, окружающей его. Умение видеть и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств с этого начинается ответственность за все живое.

Животные Ямало-Ненецкого автономного округа

Северный олень

Северный олень относиться к парнокопытным млекопитающим семейства оленевых. Распространен в тундре, равнинной и горной тайге Евразии и Северной Америки, на полярных островах. В поисках пищи стада северных оленей совершают сезонные миграции.

Песец

Песец является хищным млекопитающим семейства псовых, рода песцы. Единственный представитель в данном роде. Обитает в тундре и лесотундре. Внешним видом напоминает маленькую лисицу. Песец является важным промысловым видом, источником ценного меха.

Волк

Волки – хищные млекопитающие из семейства псовых. На территории Ямало – Ненецкого автономного округа обитает 3 вида волков, различающихся мало, в основном окрасом: сибирский, тундровый и полярный. Сибирский волк имеет серый или светло-серый окрас с легким рыжеватым оттенком

Птицы Ямало-Ненецкого автономного округа

Белый журавль или стерх

Белый журавль или стерх - крупная птица отряда журавлеобразных. Высота стерха около 140 см., размах крыльев составляет 210 – 230 см., вес колеблется от 5 до 9 кг. В настоящее время обских стерхов осталось менее 50 особей, якутских не более 230.

Глухарь

Глухарь - Крупная птица отряда курообразных, семейства фазановых. Свое название птица получила из-за того, что во время брачного периода самцы теряют бдительность и становятся легкой добычей охотников. Обычно весь день птицы проводят на земле.

Куропатка

На территории Ямало – Ненецкого автономного округа обитают лишь 2 вида куропаток – тундряная и белая. Куропатки - это небольшие птицы, длина тела составляет 35 – 38 см., вес 400 – 700 грамм. Окрас куропатки меняется в зависимости от времени года. Зимой куропатки белые, летом пестрые.

Рыбы Ямало-Ненецкого автономного округа

Муксун

Муксун относится к сиговым рыбам семейства лососевых. Водиться в пресной воде в реках Сибири и в пресных заливах Северного Ледовитого океана. Считается наиболее ценным из сиговых рыб, встречающихся в реке Обь.

Щука

Род щуки – единственный пресноводный род из всего семейства щуковых. В Сибири распространена щука обыкновенная. Чаще всего встречаются небольшие щуки, длиной до 60 см., и массой до 30 кг. При благоприятных условиях могут достигать длинны 1,8 м., и веса до 60 кг. Могут жить до 30 лет.

Карась

Карась относятся к семейству карповых отряда карпообразных. Распространен на всей территории Сибири. Караси предпочитают болотистые и низменные реки. Зимой уходит на дно, спокойно переживает даже полное промерзание водоема, закапываясь в ил на глубину до 70 см.

Одной из задач ДОУ является подготовка ребенка к обучению в школе, что подразумевает необходимость формирования определенных знаний в рамках государственного стандарта среднего образования, который включает три вида компонентов – это федеральный, национально-региональный и школьный.

Вначале осени мы приступаем к заготовке корма зимующим птицам. Дети приносят из дома семена арбузов, дынь. На прогулке собираем ягоды калины, рябины, семена сорных трав (лебеды, репейника, подорожника). Все сушим и раскладываем в баночки, мешочки. С наступлением холодов обращаю внимание детей на то, что на участке, возле жилых домов стало больше птиц. Почему?

Дети могут объяснить: холодно, для птиц стало меньше корма: спрятались насекомые, ветер срывает, а снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в помощи и заботе человека.

Организуем с детьми наблюдения за посетителями кормушек. Положили в кормушку ягоды рябины - прилетели снегири, развесили на ветках кусочки сала - привлекли внимание синиц. Однажды я предложила детям подумать: почему крупные птицы (галки, вороны) не садятся на кормушку?

Были высказаны разные предположения: они боятся, корм мелкий для их клюва. Решили подкармливать этих птиц, выбрав тихое место на участке. Своими наводящими вопросами в процессе наблюдений за объектами природы я старалась подвести детей к определенным выводам, заставить их рассуждать, думать. Все это стимулировало речевую активность детей.

Развитие устной речи - одна из важнейших задач в работе с детьми.

Я заметила, что дети лучше и более связанно рассказывают о том, что они слышали из уст взрослых. Рассказать же о том, видит или видел он сам, ребенок затрудняется, так как нужно самому найти словесную форму, чтобы выразить свою мысль.

Понимая важность для детей формирования собственной речи, я поставила перед собой такие задачи:

1. Научить детей наблюдать и рассказывать о том, что они видели.

2. Обогащать словарный запас детей на основе знакомства с родным краем и развивать умение использовать в речи образные слова и выражения.

3. Уточнять имеющиеся у детей знания о предметах и явлениях.

4. Развивать умение пользоваться новыми словами и выражениями в разговоре и рассказывании.

Эту работу я веду по двум направлениям: наблюдения со всей группой и с отдельными детьми. Я отбираю для наблюдения явления и объекты, ценные по своему воспитательному воздействию на детей: сезонные изменения природы в городском парке, в роще, животные, труд людей в природе.

В процессе наблюдения я старалась своими замечаниями, вопросами направлять внимание детей на рассматривание наиболее характерного, на сравнение предметов и явлений, стремилась обогатить их словарный запас, чтобы они могли рассказать о том, что видели. Слова, которые дети слышат от воспитателя во время наблюдений, прочно входят в их словарь.

Изучив литературу о животных Ямала мы посетили Губкинский музей освоения Севера.

Там находятся экспонаты животных: заяц- беляк, олень, журавль, волк, белые куропатки, песец, глухарь, полярная сова.

Осмотрев чучела животных, мы пришли к выводу, что все они имеют очень густой и плотный мех или оперение, которое надевают осенью, накануне прихода долгой суровой зимы. Здесь же мы потрогали шкуры медведя, росомахи, лисы и волка. Оказалось, что шкура у них очень толстая и шерсть густая и длинная с большим количеством пуха.

В вольерах мы увидели настоящую белую сову и полярного волка.

Главный обитатель тундры- северный олень. Без оленей северный человек погибнет. Поэтому жители Ямала ценят и любят это умное животное. Как же он спасается от лютых морозов зимой? Мы рассмотрели кусочек оленьего меха и оказалось, что шерсть северного оленя имеет два слоя меха, плотную основу и длинноволосый покров, который может выдержать морозы до -600. Ворсинки –трубочки, оказывается, заполнены воздухом. Чтобы проверить этот факт, мы взяли кусочки оленьего, бараньего и волчьего меха и опустили их в воду. Волоски волчьего и бараньего меха быстро ушли под воду, а оленьего меха остались плавать. Следовательно, в них есть воздух, поэтому шкура у оленя легкая и теплая. Рассматривая картинки животных севера, мы увидели, что многие из них меняют цвет своей шкурки и зимой становятся белыми- полярный волк, песец, заяц, горностай, куропатки. Животное белого цвета меньше излучает теплоты в окружающее пространство, что особенно важно в условиях Крайнего Севера. Это утверждение мы решили проверить, измеряя температуру воды в двух чайниках- белого и черного цветов.

Действительно, черный чайник остывал быстрее. Именно поэтому многие животные имеют белый цвет своей шубки, потому что тепло сохраняется долго и они не мерзнут.

Вывод:

Изучив литературу о животных, мы познакомились с животными, обитающими на Ямале, лучше узнали их образ жизни и повадки, установили взаимосвязь внешнего вида и природных условий севера, выяснили способы их приспосабливаемости к суровому климату:

Все они имеют очень густой и плотный мех или пушистое оперение;

У животных севера маленькие уши, чтобы сохранять тепло, а у жителей пустыни уши большие, чтобы отдавать тепло;

Публикации по теме:

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Школа молодого воспитателя. План работы План работы «Школа молодого воспитателя» МБДОУ № 34 «Кораблик» на 2013 год. Наименование мероприятий 1. Организация педагогического.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Времена года и погода
  • Осень
Автор публикации:
Обобщение опыта по развитию познавательной активности дошкольников при ознакомлении с животным миром родного края
Опубликовано: 22 января 2014 в 20:19
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...