МААМ-картинки

Использование графического моделирования в качестве дидактического материала по развитию памяти

Оксана Кашицева
Использование графического моделирования в качестве дидактического материала по развитию памяти

Использование графического моделирования качестве дидактического материала по развитию памяти на занятиях по разделу «Ребенок и окружающий мир» [/u

Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает образовательную деятельность воспитателя со всеми тремя компонентами познавательной сферы детей, которая осуществляется на занятиях по разделу «Формирование целостной картины мира».

Публикация «Использование графического моделирования в качестве дидактического материала по развитию памяти» размещена в разделах

В этом разделе основная задача - сформировать у детей целостное вос-притие и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также дать представление о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека и его взаимоотношениях в социуме, приобщая ребенка к приобретению начального опыта общечеловеческих ценностей. Ознакомление с окружающим будет обеспечивать существенное развитие умственного воспитания детей лишь в том случае, когда им будут даваться не отдельные знания о предмете или явлении, а определенная целостная система знаний, отражающая существенные связи и зависимости в той или иной области.

На основе данной особенности дошкольников основан метод графического моделирования, являющийся наиболее эффективным при ознакомлении с окружающим миром детей с нарушениями речи.

Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.

Как известно, модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемого материала.

Под наглядным моделированием понимается система действий по построе-нию, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели, элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы.

В педагогике и психологии выявлены возможности успешного применения наглядного моделирования в обучении детей дошкольного возраста и развитии их мышления.

Графическое моделирование основано на принципе замещения реальных объектов схематическими изображениями, знаками. Исследования Николаевой С. Н., Кондратьевой Н. Н. и других ученых доказывают целесообразность использования моделей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, так как у детей дошкольного возраста преобладает образное мышление, а вос-приятие слова, если оно не сопровождается изображением, затруднено. По-этому графические модели помогают лучше, чем другие средства наглядности, выделить, обобщить, систематизировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности.

С помощью различных вариантов моделей у детей с нарушением речи развивается способность к пространственному мышлению, воображению, дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать; у них совершенствуется память, наблюдательность, речь; уточняются и упорядочиваются знания, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность. Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность ребенка, помогает педагогу отслеживать уровень и качество усвоения программного материала.

Таким образом, метод графического моделирования является мотивационной и стимулирующей предпосылкой для познавательной и речевой активности детей с особенностями речевого развития.

Опираясь на исследования Л. Венгер, А. Горячева, в своей работе мы использовали следующую последовательность обучения детей моделированию :

1. Отработка действий замещения как в направлении овладения диапазоном использования заместителей, так и в направлении постепенного усвоения их условного значения, перехода от предметов-заместителей к знакам, условно обозначающим предмет.

2. Построение и использование моделей пошаговых действий. Примерами таких моделей является последовательность одевания, умывания, сервировки стола, различных трудовых процессов. Работая с данной моделью, дети учатся описывать порядок действий для достижения заданной цели, выполнять изображенную последовательность действий, описывать свои действия, расставлять события в правильной последовательности и находить ошибки в неправильной последовательности действий.

3. Построение и использование мнемотаблиц. В основном мнемотаблицы выполняют обучающую функцию. В основе мнемотехники лежит умение обозначать символами реальные образы, отражая общие признаки объекта (Т. Большева). Мнемотаблицы – графическая аналогия, модель. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачу, направленную на перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.

4. Создание моделей по собственному замыслу (модели отношений сходства и различия между понятиями, образами, объектами и явлениями).

Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.

Актуализацию усвоенных навыков метода моделирования мы осуществляли по следующим направлениям:

1) детям предлагали описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;

2) организовывали сравнение двух объектов между собой, учили выделять признаки различия и сходства, одновременно давали задание последовательно отбирать и выкладывать на панно схемы - модели, замещающие эти признаки;

3) постепенно увеличивали количество сравниваемых объектов до трех-четырех;

4) обучали детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков;

5) руководили самостоятельным созданием моделей элементарных понятий, та-ких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.

В дошкольном возрасте для ознакомления с окружающим миром детей использовали разные виды моделей.

1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы или конструкции.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета мы использовали при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности части растений – листьев, стеблей и т. д. (Данные разработаны Н. И. Ветровой.)

3. Графические модели (графики, схемы, таблицы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации признаков времени года и так далее. Например, при формировании понятия «дикие животные» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма и части тела, покров тела, особенности питания, способ защиты, в котором появляется приспособленность животного к самозащите в условиях дикой природы.

Особое место в работе с детьми с нарушением речи занимает использование в качестве дидактического материала мнемодорожек и мнемотаблиц.

Работа с мнемодорожками осуществлялась поэтапно. На первом этапе мы с детьми рассматривали мнемодорожки и анализировали изображенные на ней символы и картинки. Затем мы предлагали детям рассказать, что обозначает заданный символ. Таким способом дети перекодировали информацию, т. е. преобразовывали абстрактные символы в реальные образы. При этом основную роль брал на себя педагог, который показывал и подводил детей до осознания того содержания, которое он закодировал в графической модели.

Следующим шагом после перекодирования было закрепление материала с опорой на символы (образы, т. е. воспроизведение закодированной информации со зрительной опорой на графическую модель. Усвоив принцип предлагаемой наглядности, дети постепенно стали использовать ее для активизации и оречевления полученных знаний; воспринимать и дифференцировать контурные, схематичные изображения.

Так, например, детям предлагалось рассказать о сезонном изменении цве-та шубки белки, для этого с помощью воспитателя дошкольники кодировали абстрактные временные признаки (лето, зима) в символы - «солнце-это будет обозначать лето, а снежинки - зиму», - давалось задание: «Рассказать по схеме».

При усвоении умений и навыков поэтапного использования графической модели, мы предлагали детям выполнить графическую зарисовку мнемодорожки (с предоставлением необходимой помощи со стороны взросло-го).

Например, следующим образом выглядит мнемодорожка «Причины отлета птиц осенью в теплые края»

На начальных этапах при использовании мнемодорожек детям, имеющими нарушения речи, мы предлагали цветные картинки, что облегчало запоминание ими образов, предметов, характерных признаков (например, лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, солнышко желтое и красное (теплое) и другие образы).

Далее в работе мы перешли на более сложный уровень - обучение детей называть и признаки, и действия, и качества предметов. При использовании большого количества символов (схематических изображений) мнемодорожка становилась очень нагруженной, длинной. В связи с этим, мы на занятиях стали использовать новый вид моделирования - мнемотаблицу. Научившись оперировать и использовать в своей познавательной деятельности мнемодорожки, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы.

Осуществляя образовательную деятельность с детьми, имеющими нарушения речи, с использованием метода графического моделирования, в частности, мнемотехники, мы отмечаем, что дети с интересом воспринимают предлагаемую информацию о предметах и явлениях окружающего мира, осознанно, относительно самостоятельно устанавливают причинно – следственные связи, наблюдается более продуктивное протекание процессов запоминания. При развитии познавательной активности ребенка посредством использования метода графического моделирования также активизируются речевые умения и навыки. С помощью моделей дети овладевают более точной тематической лексикой, как его количественными, так и качественными характеристиками. Высказывания ребенка с нарушением речи становятся развернутыми, грамматически правильно оформленными.

Публикации по теме:

Познавательное развитие детей дошкольного возраста Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Мир в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди- часть этого мира открывают.

Моделирование в развитии речи детей старшего дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование графического моделирования в качестве дидактического материала по развитию памяти
Опубликовано: 16 сентября 2014 в 17:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД