МААМ-картинки

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами различных видов деятельности»

Наталья Филатова
Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами различных видов деятельности»

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».

«Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» отмечал выдающийся педагог В. А Сухомлинский.

Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами различных видов деятельности“» размещена в разделах

В современном мире, дети живут в условиях постоянно развивающихся технологий, постоянно сталкиваются с новыми гаджетами. К сожалению, доля времени, которое дети дошкольного возраста проводят, играя в виртуальном пространстве растёт. Имея в виду особенности виртуальных игр, мы сталкиваемся с проблемой недостатка тактильных стимулов. Известно, что ребёнок гармонично развивается в том случае, когда у него есть достаточное количество различных по модальности сенсорных стимулов.

В быту нам ежеминутно приходиться совершать действия мелкой моторики. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать распавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают на занятиях. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку.

Важное значение в процессе развития ребёнка, имеет развитие мелкой моторики рук. Улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений должна стать важной частью развития речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Проблема развития мелкой моторики актуальна, так как от, того, насколько ловко ребёнок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Работая с детьми дошкольного возраста я вижу актуальность этой проблемы.

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей.

Задачи: Организовать условия для развития мелкой моторики;

Улучшить мелкую моторику пальцев и координацию кистей рук;

Формировать познавательную активность и творческое воображение.

Помочь ребёнку поверить в свои силы, научиться самостоятельности.

Работа с родителями - одно из важных направлений в работе. Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. В своей работе я использовала консультации и папки передвижки отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики. При содействии с родителями в группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры, пособия, большинство сделаны своими руками.

Существует огромное количество методов и приёмов развития мелкой моторики.

В начале своей работы я использовала диагностику, в которой определила степень ловкости рук и пальцев у детей. Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. Развитие мелкой моторики должно базироваться на комплексном подходе. Значительное накопление опыта ребёнка происходит в игре. Игра движений для ребёнка –это способ познания мира. Чем осмысленнее и чётче будут его детские игровые движения, тем глубже будет знакомство с миром. Созданные нами игры, упражнения очень популярны у детей. Они с большим удовольствием играют в них.

-коробочка с прищепками (цеплять на верёвку, картон и т. д)

-трубочки для коктейля (нанизование колец трубочки на нитку последовательно)

- фигуры и щипцы (при помощи щипцов разложить фигуры по местам)

-пальчиковый бассейн (найти игрушку в крупе)

-игры с пуговицами

- пальчиковый и теневой театры и т. д

В образовательной деятельности для развития мелкой моторики я использую:

-лепка из пластилина и глины

-рисование и раскрашивание картинок

-нетрадиционные техники рисования

-различные виды аппликации и т. д

Это лишь малая часть игр и упражнений, которые я использую в своей работе. Проводимые упражнения, игры я комбинировала с различными видами деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка, его психологическое развитие.

Развивать мелкую моторику можно по-разному. Существует ряд малоизвестных нетрадиционных методов: иглотерапия (аппликатор Кузнецова, пуговичная терапия (манипуляции с пуговицами, криотерапия (лечение холодом).

Учитывая, то факт, что игры на взаимодействие с природными материалами, пальчиковые игры занимают меньшую долю игрового времени ребёнка дошкольного возраста, разработки и внедрения методов улучшения мелкой моторики должны быть современными и привлекательными.

Одним из методов, который я выделила, является песочная анимация, она объединила в себе песочную терапию с рисованием: акцент ставится на изобразительном творчестве с помощью песком на специальном световом столике.

Песок-замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда. Песок остаётся для детей наиболее притягательным материалом. Рисование песком-новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный каждому и не требующей специальной подготовки. Работа руками на засыпанной песком поверхности даёт богатые возможности тренировки тонких движений пальцев, координации движений развития функциональности рук в целом. Рисование на цветных планшетах песком открывает новые, большие возможности для развития детей. Сочетание традиционных пальчиковых игр, упражнений и песочного рисования увеличивает коррекционно-развивающий эффект, даёт ребёнку значительный ресурс, выражающийся в позитивном, эмоциональном настрое, создаёт условия для проявления ребёнком фантазии и творчества, ощущение успешности в художественной деятельности, так как за счёт подсвеченной поверхности даже каракули выглядят красиво.

Совместное рисование-особый игровой метод, при котором рисование взрослого и ребёнка сопровождается рассказом. Ребёнка завораживает волшебство, происходящее на светящемся стекле, используя такой интерес взрослый побуждает ребёнка к активному участию в процессе рисования песком.

Во время соприкосновения пальцев с песком, мельчайшие частики активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладоней и начинают стимулировать их работу. Эти упражнения способствуют развитию мелкой моторики, что, в свою очередь, развивает главные психические процессы-внимание, речь.

Важной особенностью песочного рисования являются уникальные свойства песка- тягучесть. мягкость. приятная шершавость, которые благоприятно действуют на ребёнка. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

Игры с песком разделяют: обучающие, познавательные, проективные.

Условия работы с детьми: согласие и желание ребёнка, отсутствие противопоказаний (аллергия, кожных заболеваний, порезов на руках, познакомить с правилами.

Рисовать можно не только кисточкой, карандашом или фломастером, а рукой и пальцами. Причём указательный палец руки слушается ребенка лучше карандаш.

Методики рисования песком:

-кулаком

-ладонью

-ребром большого пальца

-щепотью

-мизинцами

-рисование симметрично двумя руками

-одновременное использование нескольких пальцев

-насыпание из кулачка

-рисование пальцем

Материалы для рисования: использование кондитерского шприца, массажного мячика, ситечка, трубочки, трафарет, декоративные украшения, скалки и валики с узором, грабельки и т. п.

Этапы работы с песком:

-Ориентировочный этап

-Этап прикосновения к песку

-Дидактические игры и упражнения

-Выведение из игровой среды и определение дальнейшей перспективы

Вот несколько игр и упражнений, которые можно использовать, как для индивидуальной работы, так и подгруппы

Упражнение «Искатели»

Зарываем в песок мелкие детали, а ребёнок собирает, имеет все детали в песке. В качестве деталей могут быть: пуговицы, макароны, крупы.

Цель упражнения: развитие мелкой моторики.

Упражнение «Чертим рисуем»

На песочном фоне путём начертания создаём разнообразные картины. Основные элементы картин: «линии», «чистые фигуры», «дождик».

Цель упражнения: тренировка мелкой моторики, развитие творческих способностей.

Упражнение «Бабочка»

При помощи одновременной работы двумя ручками можно получать симметричные рисунки (бабочка, листочки, деревья). Следим за симметрией рисунка.

Цель упражнения: улучшение координации обеих рук. Усложнять работу по межполушарному взаимодействию можно следующим образом: одновременно одна ручка рисует круг, а другая квадрат.

Упражнение «Следы на облачках»

Оставляем отпечатки ребра ладони в кулаке (двумя руками вместе и поочерёдно, помогаем превратить в весёлые отпечатки «ножек». Рисуем кулачками облака.

Цель упражнения: развитие тактильной чувствительности ребра ладони, налаживание координации движений, что важно для формирования письма в будущем.

Упражнение «Узоры»

Придумываем различные узоры на песке, ребёнок продолжает-волны,зигзаги, пунктиры и т. д.

Цель упражнения: развитие мелкой моторики, координация каждого пальчика.

Заключение

Эффективность проведения занятий по песочной анимации очевидна. Дети с интересом включаются в процесс рисования натуральным песком. Выявлена положительная динамика в овладении навыками рисования песком: при усложнении упражнений на развитие мелкой моторики дети становятся более «ловкими» и аккуратными в манипулировании мелкими предметами. Повысилось качество рисунков.

Литература: Хоменко И. Н., «Песочная магия», Гребнев А. И., «Мелкая моторика и её роль в процессе учебной деятельности дошкольников», Баркан А. И., «Ультрасовременный ребёнок», Зейц М «Пишем и рисуем на песке».

Публикации по теме:

Развитие различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности Консультация для родителей по теме: «Развитие различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить.

Из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» "Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", - писал В. А. Сухомлинский.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» Цель.  Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Задачи: показать.

Обобщение опыта «Развития творческих способностей у детей 4–5 лет средствами продуктивных видов деятельности» У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью.

Презентация опыта работы «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений» АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА.

Опыт работы «Воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности» В природе все рождается слабым, а потом крепнет и растет. У человека часто бывает наоборот: родившись здоровым, все больше болеет и слабеет.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности (слайд 2) Актуальность данной темы состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности Содержание 1. Введение 2. Теоретические основы 2.1 Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей 2.2 Взаимосвязь головного.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности Педагогический проект. Воспитатель: 1 категорий. Койло Ольга Николаевна. МБДОУ Детского сада № 3 общеразвивающего вида г. Исилькуль Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами различных видов деятельности»
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 11:49
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД