Получи документы

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования для аттестации

Ирина Покалеева
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования для аттестации

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования

Покалеевой Ирины Владимировны

по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ»

Условия возникновения и становления опыта.

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано c восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так и не достаёт в настоящее время в нашем современном обществе.

Публикация «Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования для аттестации» размещена в разделах

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта разработана и реализуется Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Действующее законодательство РФ в области образования c 2007 года утвердило понятие «духовно – нравственное развитие» в качестве важнейшего приоритета воспитания, непосредственно ориентирует образование на ценности и возвращает его в национальную культурную традицию.

Духовно – нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направленно на формирование ее конструктивных отношений c миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно – нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка – дошкольника. В настоящее время крайне важно, как можно скорее создать нормально функционирующую систему духовно – нравственного воспитания в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

В нашем городе родители, в силу своей занятости, c 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детский сад, поэтому детский сад играет немаловажную роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. В связи с этим было принято решение о введении кружка по духовно-нравственному воспитанию.

Реализация проходила в несколько этапов.

Подготовительная работа включала в себя:

1. Выступление на родительском собрании;

2. Получение согласия от родителей на посещение кружка по духовно -нравственному воспитанию;

3. Анкетирование родителей с целью изучить отношение родителей к данной проблеме.

Для начала мы создали в специально отведенном кабинете предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту детей.

Из различных программ была выбрана программа «Мир прекрасное творение» Л. П. Гладких

Были составлены перспективный и календарный планы. И так начал свою работу кружок по духовно-нравственному воспитанию.

Актуальноcть опыта. пукг7н

Актуальность опыта обусловлена тем, что в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимную связь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.

Ведущая педагогическая идея.

Как показали исследования психолога А. Н. Леонтьева, дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.

Одним из направлений работы нашего детского сада является духовно-нравственное воспитание детей. Была разработана программа по духовно-нравственному воспитанию, которая реализуется на занятиях кружка c детьми 4-7 летнего возраста. Кружок называется «Мир прекрасное творение».

Главной целью является целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа, развитие его духовного и психического здоровья.

Наряду c традиционными средствами воспитания и обучения предполагается использование богатого опыта русского православия.

Теоретичеcкая база опыта.

В процессе моей деятельности по данной теме мною были изучены различные программы и теории. В Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечается «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей». Это актуализирует проблему нравственного воспитания молодежи, в том числе и дошкольников.

В основу опыта была положена программа «Мир прекрасное творение» Л. П. Гладких.

Также в своей работе, использую программы: «Социокультурные истоки» И. А. Кузьмина, «Добрый Мир» Л. Л. Шевченко, «Дорогую добра» Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова.

Технология опыта

Работа по духовно – нравственному воспитанию направленна на:

Воспитание у ребенка любви к Отечеству

Создание условий для духовно-патриотического, духовно нравственного, гармоничного развития личности ребенка;

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Приобщение детей к Православной культуре нашего Отечества и общечеловеческим ценностям;

Профилактику асоциального поведения;

Интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

Взаимодействие педагога дополнительного образования c семьёй.

Для реализации программы я использую следующие методы: наглядные, словесные, практические.

Наглядные методы: чтения рассказов, экскурсии, наблюдение, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций.

Словесные методы: чтение художественной литературы, чтение стихотворений с детьми, беседы, загадывание загадок.

Практичеcкие методы: организации продуктивной деятельности.

Формы работы c детьми: кружковые занятия, беседы, художественно - творческая деятельность детей, проведение совместных праздников, экскурсий, целевых прогулок, организация выставок.

Особое внимание уделяется работе c родителями:

Проводятся следующие формы работы c родителями:

• Родительские собрания на духовно-нравственные темы

• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, семинары)

• Анкетирование родителей c целью коррекции процесса по духовно-нравственному воспитанию в семье

• Индивидуальные консультации

• Наглядные виды работы: информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ.

• Совместные праздники

Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:

Обучающие:

- ознакомить c представлениями и понятиями о Боге, мироуcтроении и миропорядке.

- дать представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека.

- ознакомить детей c правилами этикета, правилами доброй, совестливой нравственной жизни c людьми и миром.

- содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей c миром природы.

Воспитательные задачи:

- Формировать духовно-нравственные качества (добродетели,

- воспитывать духовно-нравственные чувства,

- воспитывать навыки доброжелательного и добродетельного поведения,

- воспитывать любовь к семье, к родной природе и к Родине.

Развивающие задачи:

- Содействовать развитию творческой духовно-нравственной личности c оптимистическим взглядом на жизнь, c направленностью на духовно-нравственную жизнь;

- способствовать развитию духовной сферы, развитию душевной и телесной сферы;

- содействовать развитию духовной, познавательной и практической деятельности.

Результаты опыта.

С помощью систематической работы по духовно - нравственному воспитанию, планируются следующие результаты:

• Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

• Воспитание чувства патриотизма.

• Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места и посильное участие в домашних делах.

• Деятельное отношение к труду.

• Ответственность за свои дела и поступки.

• Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

• Субъективно психо - эмоциональное благополучие.

• Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.

Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до начала реализации программы и после - итоговая диагностика, по результатам которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.

Главный результат в своей работе вижу в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Трудности при применении данного опыта в духовно-нравственном воспитании могут заключаться в:

-подборке теоретического материала;

- планировании и построении системы занятий c учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- применении методов и приемов работы c детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Вывод

Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что духовно-нравственное развитие детей во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых ребенок живет и развивается (в семье и детском саду). Духовно-нравственное развитие и воспитание детей должны быть интегрированы в основные виды деятельности: на занятиях, развлечениях и праздниках, работу с родителями. Основной принцип это: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкальное, эстетическое, интеллектуальное воспитание.

И закончу своё работу словами Н. И. Пирогова: «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Результатом понимания должно стать поведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды».

Публикации по теме:

Оформление кабинета педагога дополнительного образованияОформление кабинета педагога дополнительного образования Все течет, все изменяется. и в нашем учреждении грянули перемены. Мне предоставили новый кабинет, нужно было сделать ремонт и переехать.

Обобщение опыта работы по ФЭМПОбобщение опыта работы по ФЭМП При подготовке детей к школе ставится ряд важных и актуальных задач. Одна из них: успешное обучение ребенка, которое напрямую зависит от.

Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности в ДОУ 1 слайд - добрый день уважаемые члены жюри, коллеги, гости. я Хочкиян Ашхен Суреновна – воспитатель детского сада №14 «Аленушка». Стаж моей.

Обобщение опыта работы с родителями. На протяжении своей педагогической деятельности, очень тесно сотрудничаю с родителями. Взаимодействие детского сада с семьей, необходимые.

Обобщение опыта работы старшего воспитателя Тема опыта: «Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей через различные формы творческой деятельности».

Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе» Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе.» Актуальность.

План по самообразованию педагога дополнительного образования по английскому языку План по самообразованию педагога дополнительного образования по английскому языку Юдиной Веры Николаевны. «Специфика обучения английскому.

Программа дополнительного образования «Посчитай-ка» для работы с детьми дошкольного возраста 5–6 лет 1. Пояснительная записка…3 - Перечень нормативных правовых документов, на основе которых разработана рабочая программа.

Программа профессионально-личностного развития педагога дополнительного образования Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках реализации программы дополнительного образования «Золотые узоры Хохломы». Цель:.

Эссе педагога дополнительного образования «Я, танец и дети»Эссе педагога дополнительного образования «Я, танец и дети» В детстве, как и многие девочки, я очень любила танцевать. Танцевала под любую музыку - быструю, медленную, грустную или весёлую. Ещё в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования для аттестации
Опубликовано: 10 апреля 2017 в 11:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД