Получи документы

Обобщение опыта работы по абилитации речевых нарушений

Анастасия Королева
Обобщение опыта работы по абилитации речевых нарушений

Обобщение опыта по теме «Абилитация речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста средствами чтения художественной литературы»

Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребёнка. В последние годы среди воспитанников общеобразовательных дошкольных учреждений увеличивается число детей, имеющих различные отклонения в психофизическом и речевом развитии. Актуальностью проблемы является раннее выявление и профилактика нарушений в звукопроизношении (с момента поступления в ДОУ) и организация своевременной коррекционно-развивающей помощи, используя потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции.

Публикация «Обобщение опыта работы по абилитации речевых нарушений» размещена в разделах

Отсутствие профилактических мер по предупреждению нарушений звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности, отрицательно влиять на усвоение чтения и письма. Коррекционная работа по формированию правильного звукопроизношения учителем-логопедом начинается в старшей группе детского сада, то есть в возрасте 5 лет, поэтому имеется необходимость начинать работу по профилактике речевых нарушений уже в младшем дошкольном возрасте. В связи с этим первостепенной является совместная деятельность в данном направлении учителя-логопеда и воспитателей дошкольных учреждений.

Новизной программы является разработанная система работы по профилактике речевых нарушений у детей от 3 до 5 лет. В ее основу положены упражнения по развитию дыхания, мелкой и артикуляционной моторики.

Цель:

Разработка системы игр и упражнений, используемых при чтении сказок, для профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявление детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством диагностики.

2. Подбор оптимальных коррекционно-развивающих методик.

3. Проектирование модели реализации проекта.

4. Коррекция речевых нарушений.

5. Анализ наиболее оптимальных методик

6. Распространение опыта

Данная цель предполагает следующие ожидаемые результаты:

- уменьшение сроков коррекции звукопроизношения;

- повышение эффективности взаимодействия с детьми с дизартрией;

- увеличение материально-методической базы;

- использование опыта в работе коллег.

Был проведён контент-анализ теории и практики по темам «Раннее речевое развитие детей», «Профилактика речевых нарушений». Мы создали рабочую группу и разработали план занятий, подготовили материальную и методическую базу (подбор сказок с иллюстрациями, дидактические пособия для пальчиковых игр, артикуляционной и дыхательной гимнастики, разработали критерии эффективности.

Критерии эффективности:

1. Количество правильно произносимых звуков.

2. Количество слов в предложении.

3. Активный словарный запас.

4. Пассивный словарный запас.

5. Количество усвоенных артикуляционных упражнений.

6. Наличие мотивации у родителей (анкетирование).

Работа проводилась с детьми 3-5 лет. Детям предлагались хорошо знакомые сказки («Кот и лиса», «Хвосты», «Палочка-выручалочка», «Кот-рыболов», «Лисичка со скалочкой», сказки-мультфильмы и т. д., на основе которых использовались логопедические упражнения. Тексты этих сказок просты и понятны детям. Именно эта простота и стимулирует ребёнка. Разыгрывая знакомые сказки, дети учатся различать и правильно произносить звуки речи, делать занимательную гимнастику для губ и языка.

Мы сочетали вместе со сказками артикуляционную и пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие дыхания, тембра, интонации, дикции и силы голоса. После прочтения учились передавать их содержание связно, последовательно и выразительно. На некоторые сказки после прочтения организовывали пальчиковый театр. Дети воспринимали такую деятельность, как игру, и с удовольствием вовлекались в данный процесс. После занятий дошкольники начинали с интересом воспроизводить отдельные фрагменты занятий в свободной деятельности, играх, а также пытались передать их содержание в общении с родителями.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Во время разыгрывания сюжета с использованием пальчикового театра дети с удовольствием отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы и задания. А сколько раз они проговаривают реплики героев, переживают и подсказывают друг другу. Ко всему прочему это положительный эмоциональный заряд на весь день.

Список литературы:

1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : Педагогика, 1961.

2. Гвоздев А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. СПб, 1995.

3. Дурова Н. В. Формирование фонематического восприятия у детей 5-го года жизни в детском саду: Автореф. М., 1984.

4. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М, 1996.

5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи дошкольников. М, 1981.

6. Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. М, 1961.

7. Жинкин Н. И. Интеллект, язык, речь // Нарушение речи у дошкольников. М, 1972.

8. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М., 1962.

9. Калмыкова И. Р. Таинственный мир звуков. Ярославль, 1998.

10. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М, 1971.

11. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Гаркуша Ю. Ф. М. : Секачев В. Ю., 2000. С. 91.

12. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении речи. Серия «Практическая психология» – М. : Ось-89, 2001.

13. Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и словами. М, 1999.

14. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб, 1997.

15. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М. : Речь, 2003. С. 237-238.

16. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль, 1997.

17. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург: Базиз,1996. С. 301.

18. Ястребова А. В., Спирова Л. Ф. Учителю о детях с недостатками речи. М, 1996.

Интернет-ресурсы:

https://festival.1september.ru/articles/621217/

https://evakulina.narod.ru/p19aa1.html

https://edu.tatar.ru/n_chelny/page92695.htm/page531072.htm

Публикации по теме:

Обобщение опыта работы «Влияние театрализованной деятельности на нравственно-эстетическое воспитание детей» " Волшебный край!"- так назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. "Любите ли вы театр так, как люблю я его? - спрашивал своих современников.

Обобщение опыта работы «Адаптация детей раннего дошкольного возраста» Когда малыш после доясельного периода приходит в детский сад, у него начинается самый сложный период- период адаптации, т. е. приспособления.

Обобщение опыта работы: «Мой подход к работе с детьми по здоровьесбережению». Обобщение опыта работы: «Мой подход к работе с детьми по здоровьесбережению». Здоровье – это важнейшая предпосылка правильного формирования.

Обобщение опыта работы по ПДД в ДОООбобщение опыта работы по ПДД в ДОО Сегодня присутствовала на заседании круглого стола "Работа по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма" регионального значения.

Обобщение опыта работы по подбору и расстановке кадров в дошкольном образовательном учреждении Дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Качество образовательного процесса зависит от профессиональных знаний,.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников» Часть 2 Часть 3 План работы. 1. Актуальность темы 2. Цели и задачи. 3. Теоретическая база. • Принципы • Основные формы общения • Методика.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников». Часть 2 Часть 1 Часть 3 Структура работы Структура работы включает в себя 9 основных разделов, направленных на формирование у детей навыков общения.

Обобщение опыта работы по теме «Охрана здоровья и формирование здорового образа жизни»Обобщение опыта работы по теме «Охрана здоровья и формирование здорового образа жизни» " Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Обобщение опыта работы с ИКТ в детском саду «Использование информационно - коммуникационных технологий в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Человек.

Обобщение опыта работы «Коммуникационные технологии: составляем и отгадываем загадки вместе» Слайд 1. В нашей группе для развития коммуникативных способностей детей мы используем такие технологии как: составление и отгадывание загадок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по абилитации речевых нарушений
Опубликовано: 17 января 2016 в 11:50
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД