Обобщение опыта работы по проблеме «Обучение дошкольников чтению»

валентина буровихина
Обобщение опыта работы по проблеме «Обучение дошкольников чтению»

Работу по обучению чтению я начала со II младшей группы. Обучение грамоте с детьми дошкольного возраста нужно начинать, конечно же, с игры, т. к. игра является основным занятием дошкольного детства. Хотя обучение чтению – занятие серьёзное, требующего внимания, усидчивости, сосредоточенности, словом нужна особая организация деятельности ребёнка. А ребёнок легко может отказаться от любимого дела ради совместной игры со взрослыми. Совместная игра ребёнка и взрослого всегда занимательна, поучительна и очень важна для детской психики.

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы, ведь письмо-это перевод звуков речи в буквы, а чтение-это перевод букв в звучащую речь.

Буква-это знак звука. Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна. Поэтому добуквенный период обучения занимает много сил и времени. И от этого зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

Для того чтобы научиться читать, мы с детьми сделали два важных открытия: сначала обнаружили, что речь состоит из звуков, а потом открыли отношения звука и буквы. Дошкольник может освоить звуковой анализ только с помощью определённого способа действия со словом – интонационного подчёркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, СССУП, СУУУП, СУППП). Способ акцентирования интонационного выделения звуков в слове мы с детьми освоили в играх-звукоподражаниях. Например: ЖЖЖ-жужжит пчела. А теперь давайте поговорим на языке пчелы, как будто мы маленькие пчёлки. Вот так: “Давай дружжжить! Где ты жжживёшь? Кого ты жжждёшь?”

Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед нимо поставила новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом.

-Скажите, с какого звука начинается слово НОС? Протяни это т первый звук. А есть звук ННН в слове “СОН”? В слове “НОСОК”? Назовите сами слова со звуком ННН.

Задача звукового анализа решалась с гораздо большим желанием, когда ей придали игровую форму. В игре “Магазин игрушек” я преследовала несколько целей.

I вариант-продаются только те предметы и игрушки, в которых есть заданный звук (например, сегодня продаются только игрушки со звуком МММ). Дети могут купить медведя, мышку, машинку, самолёт, мотоцикл, молоток, фломастер.

II вариант-игрушки продаются в тех случаях, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет (например, мне нужен шарик, первый звук ШШШ).

III вариант- игрушки продаются в тех случаях, если покупатель правильно называет последний звук в слове (например, я хочу купить дом, последний звук МММ).

Мальчики любили играть в игру “машина”. Один грузовик марки МММ (на нём наклеена буква М, другой грузовик марки ЛЛЛ (на нём наклеена буква Л). В грузовик М ребёнок нагружает медведя, мышку, самолёт, молоток и. т. д. В грузовик Л-нагружает слона, куклу, лошадь и. т. д. Конечно же, с первого раза ошибок не избежать. В эту игру мы с детьми играли очень долго, до подготовительной группы. В средней группе главную роль, роль контролёра, выполняла сама. В старшей подготовительной группе главную роль предлагала детям. Так как марку машины можно определить любой буквой и наклеивать на машину любую букву, с которой начинаем знакомиться.

Но первое т главное правило при виде букв, которого я придерживалась, - произносим не официальное алфавитное название буквы, а тот звук, который эта буква обозначает.

При введение букв детям показывала только печатные буквы крупных размеров (первые карточки были деревянные- 10 см, затем бумажные-6 см, буквы из наждачной бумаги-4 см, буквы-магниты-2 см).

Письменные буквы не вводила совсем, т. к. этому, на мой взгляд, научат в школе. А постановка почерка требует от обучающего взрослого особой компетентности.

Ребёнку легче запомнить и воспроизвести начертание букв, если перед ним не лист бумаги и карандаш, а пространство стола, на котором можно выложить буквы. Мы с детьми для лучшего воспоминания лепили буквы из пластилина, выкладывали из палочек и спичек, вывешивали на ковровизоре и доске, рисовали палочками на снегу и песке.

Введение букв и показ их начинали одновременно. Начинали с согласных, которые младшие дошкольники уже выговаривают хорошо. Первыми вводили те буквы, которые наиболее часто встречаются в русском языке (М, С, Н, Д, П, К).

Гласные буквы тоже вводили не все сразу. Сначала ввела твёрдые гласные А, О, У, затем мягкую гласную И. Продолжительно время работала с этими гласными и согласными, составляя из них различные слоги. Обращала внимание на артикуляцию при проговаривании звука: “А”-ротик открывается широко, “У”- губы в трубочку, “О”- губы круглые, “И”-улыбка.

Затем, когда дети это усвоили с разными согласными звуками, стали играть в различные игры.

Дидактическая игра “Волшебное ведро”.

Цель игры: обучать детей осознанному, правильному, плавному чтению вслух отдельных слогов “АМ”, “АС”, ”АК” и. т. п.

Материал: детское ведро с наклеенной буквой, обозначающей согласный звук; колбочки от “киндер-сюрприза” с наклеенными на них буквами, обозначающими гласные звуки.

Ход игры: ребёнок берёт колбочку с буквой “А”, поёт этот звук и бросает в ведро с согласной буквой “М”, чётко произнося звук “М”. Складывание слога здесь происходит от гласного к согласному звуку. Время нахождения колбочки с гласным звуком в руке ребёнка ассоциируется с протяжностью гласного звука, а момент удара колбочки о дно ведра – с отрывистым, коротким произношением согласного звука, соответствующего букве на стенке ведра.

Результатом игры является выработка плавного, слитного прочтения слога, когда ребёнок, видя буквенную запись слога, читает не по буквам, отрывисто (“А-М”, а слитно и плавно (“ААМ”).

Игра “Добавлялки” показала детям, что если прибавить к слогам одну букву, то можно получить новое слово:

СО-К ДО-М

ЛУ-К КО-М

Учились считать эти однослоговые слова с помощью различных игр “Составь слово”, “Найди пару”.

Читать слоги полезно, но скучно. И здесь – вызвать у детей желание заниматься помогали различные игры, например, “Найди песенку животных”. Животные-игрушки потеряли свои песенки, корова - МУ-МУ, мышка – ПИ-ПИ, гусь – ГА-ГА, курица – КО-КО. Детям нужно найти среди карточек песенки этих животных и правильно расставить их к игрушкам животных.

Для успешного запоминания остальных букв играли в игру “Магазин чулок и носков, перчаток и туфелек”. Вырезала из бумаги несколько десятков пар обуви, чулок и перчаток. Написала на каждой паре одинаковые буквы. Рома и Даша хотят купить новые перчатки. Ребёнок – продавец подбирает им перчатки с их инициалами.

Чтобы проверить детей, как они запомнили буквы, мы играли в игру “Разведчики”. Давала детям вырезанный из газеты или журнала текст с крупным шрифтом и предлагала найти и зачеркнуть в данном тексте все буквы О или А, Б или В и. т. д. Детям очень нравились такие задания. Также с удовольствием играли в игру “Жук-буквоед”. Жук-буквоед прополз по листу и испортил буквы.

Все буквы алфавита не вводила. Переходила к чтению сразу после заучивания 8-10 букв. (Из которых четыре- гласные - А, О, У, И).

После того, как дети начали сливать любую согласную с любой гласной, они освоили основной принцип чтения. Вот здесь начались небольшие трудности. Дело в том, что техника детского чтения ещё слаба. Поэтому читать самостоятельно ребёнку не хочется. В этот период ребёнку обязательно нужна помощь взрослого: родителя или воспитателя. А ещё лучше, чтобы эта работа велась параллельно. Детям, которым дома оказывают должное внимание, техника чтения далась гораздо легче.

Шаг от неумения читать к чтению слога, а затем и слова, к открытию способа соединения согласной с гласной связан интуитивным смыслом, догадкой, озарением ребёнка. Ребёнок научился читать!

Публикации по теме:

Анкета для родителей, образовательная область «Коммуникация» .

Пособие для обучения чтению дошкольников.Пособие для обучения чтению дошкольников. Детей очень трудно научить читать. Есть только два действительно правильных условия для начала обучению чтению. Если ребенок сам проявляет.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по проблеме «Обучение дошкольников чтению»
Опубликовано: 25 августа 2013 в 14:17
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект: «Праздник Светлой Пасхи»
Педагогический проект по ознакомлению детей с православным праздником - Пасха ориентирован на детей средней группы. Информационная карта Полное...
Выпускной утренник в подготовительной группе «Праздник для нас очень важный сегодня»....
Выпускной утренник в подготовительной группе «Праздник для нас очень важный сего дня». Звучат фанфары. Ведущий: Звучите, фанфары, и, трубы,...
Рубашка для сказочной книге о мастерах и мастерицах
Приветствую всех гостей моей странички. Вчера Танюша Кирюшатова Предложила нам обзор готовых страниц по текстильной книге по своим сказкам. Страниц уже...
Фото отчёт «Весенние работы детей второй младшей группы «Алёнушка».
Добрый день уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой фото отчёт детских работ. Очень...
Фотоотчет. Как мы провели День весеннего дождя в младшей группе.
Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить....