Обобщение опыта работы по проблеме «Ручной труд в воспитании детей на занятиях и в повседневной жизни»

Надежда Упаловская
Обобщение опыта работы по проблеме «Ручной труд в воспитании детей на занятиях и в повседневной жизни»

В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых, строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала. Вид материала определяет и вид ручного труда.

После накопления детьми определённых конструктивных умений воспитатель может использовать такие методы обучения, которые будут способствовать развитию активности, самостоятельность детей, их творчество. К ним относится постановка перед детьми задач, требующих самостоятельных конструктивных решений. При отборе методов воспитатель должен помнить, что основанная цель ручного труда заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту, или иную поделку, а в том чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства.

Особенностью детского ручного труда является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и др. материалов игрушки и используют их в своих играх). Игры раскрывают ребёнку практическую целесообразность ручного труда, в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретённые на занятиях. Но игра в то же время ставит перед детьми новые задачи, требующие проявления инициативы и изобретательности. В игре ручного труда представляет собой динамический процесс: одну и туже поделку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями на протяжении многих дней. При этом поделки детей, как правило, значительно сложнее тех, которые им были даны на занятиях.

В раннем возрасте детей знакомят с игровым строительным материалом, начиная с кубиков и кирпичиков, постепенно материал усложняется в разнообразии.

Ручному труду из бумаги и дополнительных материалов, детей обучают в средней, старшей и подготовительной группах. Соорудить из бумаги, тонкого картона игрушку объёмной формы, не просто нужно сначала заготовить выкройку, наклеить на ней детали и украшения, сделать нужные надрезы, только потом сложить и склеить.

Весь этот процесс требует умения: пользоваться ножницами, представлять соразмерность частей предмета. Всё это значительно сложнее, чем поделки готовых форм. Этот вид ручного труда включает поделку игрушек с использованием предметов: разнообразных коробочек, катушек пробок, кусочков пенопласта, поролона и т. п. из спичечных и других коробок. Дети получают интересные игрушки: мебель, транспорт, барабан и другие.

Ручной труд из природного материала начинается со средней группы. Для труда используют плоды каштана, шишки, сучки погибшие дерева, солому, желуди, семена акации клёна, кукурузные початки, косточки фруктовые и другие. Особенность изготовления игрушек из при родного материала состоит в том, что используется его естественная форма, где нужно уметь подметить сходство с предметами действительности или сказочными образами и усилить это сходство дополнительной обработкой. Этот вид ручного труда ближе всего к изобразительной деятельности, для развития у детей фантазии, художественного вкуса, творческой деятельности. Из природного материала можно получить интересные декоративные работы типа аппликаций. Из мелких камешков дети изображают бабочку. Из плодов каштана и удлиненных белых камешков на картонном листе делают грибы, на фоне сухой травки. Под стеклом такие картинки могут служить украшением групповой комнаты, уголка для родителей. В каждой конструкции ребёнок отражает в основном предметы реальной действительности, имеющие практическое применение (для игры, для украшения ёлки, для подарков маме, младшему брату и т. п.). Детей можно познакомить с возможностями использования перьев (белые можно слегка подкрасить акварелью) для хвостов, крыльев, оперения птиц. Из них можно сделать интересные цветы: средину кружка из пластилина накрыть небольшой ракушкой или шляпой желудя, а вокруг воткнуть пёрышки. На стебельке из цветной проволоки такой цветок доставит немалое удовольствия. Половинки грецких орехов легко склеиваются. Вложенные между ними клюв, хвост хорошо передают образ птицы. Фигурки поставить на подставку из коры, смазать клеем и покрыть мхом. Для зимнего пейзажа подставку можно сделать из поролона прикрепив его к картонке.

В подготовительной группе для изделий из соломы её нужно заранее готовить: залить водой на сутки (для эластичности). Затем показать основные приёмы изготовления фигурок людей и животных из соломы, кусочков мягкой проволоки и ниток. В этой группе надо учить детей создавать не только отдельные образы, но и сюжетные картинки, средства для передачи характера образов: забавных, смешных, грозных и наоборот, добрых, доверчивых, смелых. Выразительных фантастические образы раскрывают поделки детей из корневищ и обломков деревьев, кустарников, берёстой для изображения крыльев бабочек и птиц, корнями растений, для изображения выразительных фигурок людей, животных, деревьев. Интерес детей к поделкам из природных материала следует укреплять, создавая для этого условия не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности в разные сезоны года.

Желательно чтобы в уголке ручного труда были альбомы с изображением художественных и детских поделок, которые используются для развития у детей интереса к самостоятельному изготовлению такие игрушек, для дальнейшего развития их воображения.

Публикации по теме:

Игровые технологии в ДОУ Мной разработана презентация "Игровые технологии в ДОУ" «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Проведение занятий по ручному труду должно быть безопаснымПроведение занятий по ручному труду должно быть безопасным Проведение занятий по ручному труду должно быть безопасным, поэтому На занятиях по ручному труду воспитатель должен определить следующие.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по проблеме «Ручной труд в воспитании детей на занятиях и в повседневной жизни»
Опубликовано: 11 сентября 2013 в 21:41
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
Сценарий развлечения «Доброта нужна всем людям»
Развлечение проводилось в "День психологического здоровья" в детском саду. Задачи: воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания, дружеского...