МААМ-картинки

Обобщение опыта работы по развитию восприятия формы у детей первой младшей группы.

Ольга Овчинникова
Обобщение опыта работы по развитию восприятия формы у детей первой младшей группы.

С детьми раннего возраста я работаю с 2005 года и считаю, что этот возраст наиболее благоприятный для развития восприятия формы. Так как, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, то есть восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до трех лет носит преимущественно непосредственный характер — ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. По словам Л. С. Выготского, «. все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия. ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия». Это ставит восприятие в чрезвычайно благоприятные условия для развития.

Публикация «Обобщение опыта работы по развитию восприятия формы у детей первой младшей группы,» размещена в разделах

Восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в раннем возрасте, он учится различать предметы, прежде всего по форме (Г. А. Урунтаева).

Поэтому я запланировала и провела опытно – экспериментальную работу, направленную на развитие восприятия формы у детей первой младшей группы посредством дидактических игр и упражнений. Опытно - экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:

I этап – констатирующий этап;

II этап – формирующий этап;

III этап – контрольный этап.

Следовательно, на первом этапе я разработала диагностические задания, состоящие из четырех серий, на выявления уровня развития восприятия формы у детей первой младшей группы. За основу данных заданий взяла диагностику «Изучение восприятия цвета» Г. Л. Урунтаевой и Н. А. Афонькиной, так же использовала примерную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. По программе у детей первой младшей группы формируют умения ориентироваться в соотношении плоскостных фигур: круг, треугольник, квадрат, дополнительно – овал и прямоугольник. Диагностические задания проводила в начале года и в конце.

В первой серии, целью которой является выявление умения находить предметы определенной формы. Перед ребенком на стол ставят пять коробочек, с изображением геометрических форм и просят разложить по пять геометрических фигур по коробочкам в соответствии с их формами. При этом форму не называют, все данные фиксировала в таблице.

Целью второй серии является выявление умения производить свои действия по образцу, сопоставлять фигуры в соответствии с их формой. Ребенку поставили набор геометрических фигур и 2 карты, 1 – образец, а 2- пустая карточка и попросили разложить геометрические фигуры на пустой карточки так же, как на образце.

В третьей серии, цель - выявить умение различать названную фигуру. Перед ребенком на столе разложили пять геометрических фигур разной формы, затем называли фигуру и просили найти её.

Четвертая серия - выявить умение называть фигуры. Перед ребенком положили геометрические фигуры пяти разных форм и попросили назвать каждую из них.

Диагностические задания проводились индивидуально с каждым ребенком, включенным в эксперимент.

В качестве оценочных критериев сформированности у детей восприятия формы были :

- правильность ответа;

- самостоятельность ответа;

- умение различить форму;

- умение называть форму.

На основе критериев нами были разработана следующая система баллов:

• 3 балла – ребенок выполняет задание правильно, умеет различать и называть формы правильно и самостоятельно.

• 2 балла – ребенок при показе и назывании формы допускает неточности, но исправляет их с помощью взрослого;

• 1 балл – ребенок допускает ошибки при показе и назывании формы, не исправляет их даже с помощью взрослого или не справляется с заданием.

В соответствии с количеством набранных баллов мы выделили три уровня восприятия формы :

Высокий уровень (2,4 – 3) - ребенок умеет подбирать от 4 до 5 предметов определенной формы, умеет различать их, может правильно соотносить формы друг с другом, находить одинаковые, называет правильно от 4 до 5 форм.

Средний уровень (1,7-2,3) - ребенок умеет подбирать от 2 до 3 предметов определенной формы; умеет, различает их, но иногда путает; находит одинаковые; умеет называть правильно от 2 до 3 форм; делает 2 -3 ошибки.

Низкий уровень (1 – 1,6) - ребенок различает и называет пред-ставленные формы с большим количеством ошибок или не справляется с заданием, не показывает или совсем не называет их; умеет находить одинаковые формы, но путает.

Проанализировав результаты, пришла к выводу, что необходимо по-добрать и провести игры и упражнения для формирования восприятия формы.

Реализация поставленных задач проходила с учетом педагогических принципов:

Принцип наглядности.

Принцип сознательности и активности

Принцип доступности

Принцип учета и индивидуальных особенностей.

Принцип системности и последовательности.

Принцип развивающего обучения.

Формирующий этап проводился с октября 2015 по мая 2016 года. Для реализации цели и задач формирующего эксперимента, я разработала перспективный план. В него включила игры и упражнения на развитие восприятия формы у детей первой младшей группы. Для подбора игр и упражнений пользовалась разными источниками. Осуществлять перспективный план я начали по порядку - от простого к сложному. В конце мая провела контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента: выявить уровень развития восприятия формы у детей первой младшей группы после проведенной работы.

Для реализации задач я использовала те же методики, что и на констатирующем этапе. Использовала те же диагностические задания, состоящие из четырех серий, представленные на констатирующем этапе исследования. Проводя эксперимент, я следовала той же инструкции, что и констатирующем этапе. Анализ результатов осуществляла с принятой ранее системой оценки. Методика, как и на констатирующем эксперименте, состояло и четырех серий.

После проведения данного эксперимента результаты зафиксировала в сводной таблице и сравнила с результатами констатирующего эксперимента

Таким образом, по результатам контрольного эксперимента установила, % освоения темы. Результат меня порадовал - дети научились правильно определять, различать и называть все геометрические формы. У них появились навыки обследования предметов с помощью осязательного анализатора. Так же дети научились выполнять задания по образцу, обводить фигуры с помощью рамок, старались их закрашивать.

После проделанной работы, выступила перед коллегами с презентацией.

Публикации по теме:

Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовской национальной культуры (обобщение опыта работы) В этом месяце в МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №90» прошёл семинар. Тема круглого стола – «Ознакомление детей с родным языком.

Интерактивные формы работы с родителями по речевому развитию детей (из опыта работы)Интерактивные формы работы с родителями по речевому развитию детей (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Мы с вами осваиваем принципы и основные положения ФГОС ДО. И уже видим из опыта работы хорошие результаты развития наших.

Из опыта работы «Интерактивные формы работы с родителями в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Интерактивные формы работы с родителями в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Статья написана в соавторстве с учителем - логопедом Шамановой Н. В. Речь – бесценный дар природы человеку. Только человек обладает счастливой.

Консультация для родителей. Развитие активной речи детей (из опыта работы в первой младшей группе) Что значит развивать речь ребёнка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребёнка.

Обобщение опыта работы «Детское исследование как метод обучения и развития одаренных детей» Условия становления опыта. Развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного.

Обобщение опыта работы круглый стол «Встреча детей подготовительной к школе группы с первоклассниками».Обобщение опыта работы круглый стол «Встреча детей подготовительной к школе группы с первоклассниками». Хочу поделиться опытом работы по организации круглого стола на тему «Встреча детей подготовительной к школе группы с первоклассникам".Идея.

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание представленного опыта работы – методологическая установка, отстаивающая самоценность.

Обобщение опыта работы «Развитие песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста» Ориентация современного образования основана на идее гуманизации, гуманитаризции, личностной ориентации и предполагает создание условий.

Обобщение опыта работы по теме Развитие творческих способностей детей на традициях русского фольклора Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей на традициях русского фольклора» Автор: Сарвилова Марина Николаевна.

Организация работы по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (обобщение опыта работы) Основная цель ДОУ заключается в создании условий для развития образа «Я» ребёнка, гармоничном становлении его ценностно-эмоциональных и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по развитию восприятия формы у детей первой младшей группы.
Опубликовано: 24 января 2017 в 14:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД