Лучший педагог года

Обобщение опыта работы «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики»

Ольга Абызова
Обобщение опыта работы «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики»

Проект: «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики»

«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Проект: «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики»

Актуальность:

Публикация «Обобщение опыта работы „Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики“» размещена в разделах

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и предупреждения становится неоспоримой.

Как учитель-логопед в детском саду я сталкиваюсь с проблемой развития речи детей.

Характер нарушений произносительной стороны речи детей, поступающих в ДОУ, свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах развития : часто отмечаются дефекты произношения звуков раннего онтогенеза ([г], [х], [т], [д], смягчение согласных, межзубные и боковые сигматизмы.

Актуальностью проблемы является раннее выявление и профилактика нарушений в звукопроизношении и организация своевременной коррекционно-развивающей помощи, используя потенциал сензитивных периодов становления речи, и заключающаяся в развитии мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр и упражнений, сокращение количества детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поступающих на логопункт.

Отсутствие профилактических мер по предупреждению нарушений звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте могут повлечь за собой вторичные проблемы: трудности в формировании письменной речи и словесно-логического мышления, невозможность полноценного использования речи как средства общения.

Цель проекта:

абилитация речевых нарушений средствами развития мелкой моторики.

Задачи проекта;

• выявить детей и диагностировать уровень развития мелкой моторики;

• изучить теоретические основы, методы и приемы развития мелкой моторики у детей 3-4 лет;

разработать и реализовать систему упражнений по развитию мелкой моторики, способствующую развитию речевой активности и познавательных процессов;

развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

• для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

• распространение опыта по данной теме;

Новизна заключается в том, что в своей работе использую систему игр и упражнений с пальчиками с детьми младшего дошкольного возраста, направленную на профилактику речевых нарушений.

Участники проекта:

руководитель: учитель-логопед

• специалисты ДОУ

• родители

Сроки реализации проекта:

1 этап – подготовительный: сентябрь 2014г

2 этап – основной: октябрь 2014г. - апрель 2015г.

3 этап – заключительный: май 2015г

Данная цель предполагает следующие ожидаемые результаты:

• в ходе работы была проведена диагностика уровня развития мелкой моторики детей, изучены теоретические основы, методы и приемы развития мелкой моторики у детей 3-4 лет;

разработана и реализована система упражнений по развитию мелкой моторики, способствующая развитию речевой активности и познавательных процессов;

• дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

• у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность;

• родители получили необходимые знания по данной теме, стали более компетентными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома:

Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторики, движения пальцев рук и кисти стали более точными при этом возросла и речевая активность детей.

Подготовительный этап:

• Диагностика уровня развития мелкой моторики.

• Был проведён контент-анализ теории и практики М. М. Кольцовой, Б. И. Пинского, Л. В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук, представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича, Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», Е. Косина «Пальчиковая гимнастика», Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилева «Физкультпривет минуткам и паузам!» (упражнения на развитие подвижности пальцев и рук, Ю. Соколова «Игры с пальчиками».

Разработка плана занятий по развитию мелкой моторики.

• Подготовка материальной и методической базы (картотека пальчиковых игр и упражнений для детей данного возраста).

Разработка критерий эффективности проекта.

Критерии эффективности:

1. Количество правильно произносимых звуков раннего онтогенеза

2. Количество слов в предложении.

3. Активный словарный запас.

4. Пассивный словарный запас.

5. Количество усвоенных пальчиковых игр и упражнений.

6. Наличие мотивации у родителей (анкетирование).

Основной этап:

• составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;

• включение пальчиковой гимнастики непосредственно образовательную деятельность, в комплексы утренней гимнастики, в утренние и вечерние отрезки времени;

• консультирование воспитателей по данной проблеме;

работа с родителями : индивидуальные беседы, консультации: «Как правильно использовать пальчиковые игры», «Для чего нужны пальчиковые игры»;

• выставка дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детейю

Заключительный этап

Анализ достигнутых результатов по критериям эффективности:

• количество правильно произносимых звуков раннего онтогенеза увеличилось;

• количество слов в предложении – от 3х и более;

• значительно пополнился активный и пассивный словарь;

• дети свободно и с удовольствием играют в пальчиковые игры;

• по данным анкетирования удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях

Выводы

Считаю, что цель и задачи в ходе реализации проекта были достигнуты.

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук для профилактики речевых нарушений. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей, как к пальчиковым играм, так и к различным видам деятельности, увеличении произношения звуков раннего онтогенеза, обогащении активного и пассивного словарного запаса, развитии речевой активности в целом.

Проект является эффективным, оптимизирует образовательный процесс, малозатратный, выполним без дополнительных материальных вложений.

Использованные источники

1. А. Е. Белая, В. И. Мирясова. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М. : ООО «Издательство Астрель», 2004. – 46с.

2. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от трё х до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – 2-е изд. ,испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2003. – 96с.

3. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

4. Н. Л. Стефанова Комплексные занятия с детьми 3- 7 лет: Формирование мелкой моторики, развитие речи/Н. Л. Стефанова. -Волгоград: Учитель, 2010.-261с.

5. Жукова О. Развитие руки : просто, интересно, эффективно. // Дошкольное воспитание. №6., 2006.-с. 14-16.

6. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. - М. :ТЦ Сфера, 2006.-128с.

7. Киселева В. Развитие тонкой моторики. // Дошкольное воспитание. №1., 2006.-с. 65-66.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития мелкой моторики пальцев рук младших дошкольников «Цветик-семицветик»Дидактическая игра для развития мелкой моторики пальцев рук младших дошкольников «Цветик-семицветик» Дидактическая игра для развития мелкой моторики пальцев рук «Цветик – семицветик». Автор Вьюнник Вера Викторовна воспитатель Игра предназначена.

Коррекция речевых нарушений и мелкой моторики с помощью продуктивной деятельности Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли,.

Краткое описание опыта работы по развитию мелкой моторики средствами изобразительного искусства Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Развитие и совершенствование.

Обобщение опыта «Гендерное воспитание дошкольников средствами игровой деятельности» Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. В настоящее время мы наблюдаем, что.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников» Часть 2 Часть 3 План работы. 1. Актуальность темы 2. Цели и задачи. 3. Теоретическая база. • Принципы • Основные формы общения • Методика.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников». Часть 2 Часть 1 Часть 3 Структура работы Структура работы включает в себя 9 основных разделов, направленных на формирование у детей навыков общения.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников». Часть 3 Часть 1 Часть 2 Оформление развивающей среды. Эмоциональный комфорт ребёнка – немаловажный аспект внимания педагогов детского сада. Маленькие.

Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики кисти рук у младших дошкольниковПальчиковый театр как средство развития мелкой моторики кисти рук у младших дошкольников В нашей 1 младшей группе мы уделяем большое значение развитию мелкой моторики рук у детей. Пальчиковый театр представляет не только эту.

Роль здоровьесберегающих технологий в профилактике речевых нарушений младших дошкольников Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Задача охраны и укрепления.

Сообщение из опыта работы по теме: «Использование художественной литературы в познавательном развитии младших дошкольников».Сообщение из опыта работы по теме: «Использование художественной литературы в познавательном развитии младших дошкольников». Цель: Формировать у детей интерес к книге как источнику знаний. Задачи: -развивать познавательный интерес; -формировать у детей умение воспринимать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики»
Опубликовано: 15 января 2016 в 16:30
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД