МААМ-картинки

Обобщение опыта работы по теме «Мир вокруг нас»

галина казанцева
Обобщение опыта работы по теме «Мир вокруг нас»

«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Ведь чем правильнее и ярче будут впечатления, чем больше дети будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня?» Ответ прост: сегодня - это творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением и мнением.

Публикация «Обобщение опыта работы по теме „Мир вокруг нас“» размещена в разделах

Во II мл. группе я определила тему кружка «Мир вокруг нас», так как начиная с младшего возраста у ребенка можно сформировать первые представления об окружающем мире. В три года ребенку важны ощущения доброты, тепла и ласкового обращения, осознание того, что его любят. Все это он получает в семье. Естественным желанием было выбрать темы для работы такие как : «Моя семья», «Мой дом», «Мои друзья» и «Я - сам».

На первоначальном этапе работы мною было составлено перспективное планирование на учебный год. Основное внимание уделила воспитанию любви к самому близкому в семье человеку - маме. Дошкольный возраст - время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Высокая эмоциональная отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Моя задача состояла в том, чтобы дать правильное представление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Большое внимание уделяю созданию условий для активного освоения дошкольниками важнейших составных частей социального опыта.

Ведущую роль в детской деятельности занимает игра. Ведь то, что испытывает взрослый человек в жизни, ребенок в игре испытывает те же ощущения. Игру отличает наличие воображаемой ситуации и непродуктивный характер деятельности, что подразумевает направленность на сам игровой процесс и на переживание играющего.

Так же наибольшее значение для социального развития детей имеют игровые ситуации, в которых дети реально разрешают различные жизненные проблемы. Мною были запланированы с/р игры «Дом», «Детский сад», игровые ситуации «Что такое хорошо и что такое плохо», «Я и моя семья», «Мы улыбаемся», «За что меня любят в семье», «Связь поколений».

Первыми книжками для детей становятся семейные фотоальбомы. Дети перелистывая их узнают себя с близкими людьми. В подборе книг нужно учитывать возраст ребенка и его возможности. Очень важная деталь это совместное чтение книг. Это одновременно и способ научить ребенка чему-то новому и возможность установить с ним тесный контакт. Через художественную литературу, через сопереживание героям - ребенок приобретает личный опыт, оценивает их поступки, а потом делает умозаключение «Как бы поступил я?»

В младшем дошкольном возрасте ребенок способен к различению и сравнению ярко выраженных контрастных эмоциональных состояний. Мною были предложены детям различные ситуации на эмоции «Заботы о старших», «Почему ваша мама или бабушка грустная, невеселая, молчит?» Дети отвечали, как бы они помогли, чтобы сделали, как бы поступили в данной ситуации. Раскрывая различные эмоциональные состояния детям, я использовала диафильмы: «Слезы матери», «Вежливые слова», «Колобок», «Теремок». В процессе моей работы дети узнали много новых слов, отвечая на вопросы, овладели диалогической речью. Рассказывая о своих родственниках и близких, о том, как они проводят время вне сада, дети учатся строить небольшой монолог. В течение всего учебного года постепенно подводила детей к пониманию, что такое семья. Дети рассказывали о маме, папе, бабушке, дедушке и т. д., приносили свои семейные фотографии, рисунки, нарисованные вместе с родителями.

Воспитание любви к родному городу - одна из задач патриотического воспитания детей. Поэтому в средней группе была спланирована работа по ознакомлению с родным городом, «Наши младшие друзья», «Мир взрослого». Детям средней группы трудно представить себе, что такое город, но с этим понятием детей нужно знакомить и начинать знакомство с близлежащими улицами и домами. Дети рассматривали дома, я обращала внимание на то, что домов много, улицы длинные, у каждой улицы есть название. В течении года размещали в книжном уголке иллюстрации самых главных достопримечательностей родного города, мест, где дети часто бывают со своими родителями.

Главной задачей по теме «Мир взрослых» было вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь: вытирать ноги после прогулки, чтобы няне было легче мыть пол; все съедать за обедом, чтобы порадовать повара; не сорить на участке, чтобы дворнику было легче убирать его.

На занятиях кружка вместе с детьми мы рисовали дома, делали коллективную аппликацию «Наш город», с родителями дети рисовали своих младших друзей: кошек, собак, попугаев.

Хороший воспитательный и обучающий эффект дают настольные игры, такие как «Умные машины», «Учимся играя», строительно-конструктивные игры. Мы совместно с детьми делали постройки из мелкого строителя и конструктора «Лего» - «Каким я вижу зоопарк», «Улицы города», «Гараж». Дети с удовольствием играли, вносили свои предложения, внимательно относились друг к другу.

В совместных играх я наблюдала, какие изменения происходили во взаимоотношениях детей, выявляла мотивы новых сближений, доброжелательны ли они друг к другу.

Так же на занятиях кружка детям предлагались разные ситуации, в которые они могли бы попасть. Я начинала рассказ, дети заканчивали. После каждого сюжета выясняли с детьми почему данная ситуация хороша или плоха.

В течение года к тематическим праздникам «23 февраля», «8 марта», «Новый год», «День учителя» вместе с детьми изготавливали поделки, праздничные открытки, которые они дарили своим родителям и сотрудникам детского сада.

В старшей и подготовительной группе через кружковую работу я давала углубленные знания детям о многообразии окружающего мира. Мы путешествовали в прошлое вещей, наблюдали чудесные превращения волшебной палочки. Основная задача состояла в том, чтобы ребенок был активным субъектом общения и познания, пробудить эмоциональную отзывчивость, сопереживание, чтобы дети выражали внимание к окружающим людям, бережно относились к окружающим их вещам и друг к другу.

С родителями и детьми были организованы целевые прогулки и экскурсии по нашему городу, на горнолыжный курорт «Гора Соболиная», в детский парк «Радуга», где все участники мероприятий получали удовольствие от увиденного.

Так же в свою работу включила серию занятий кружка по валеологии «Сохрани свое здоровье». Детям было предложено как правильно, самостоятельно следить за своим здоровьем, умение оказать себе элементарную помощь, что нужно с детства беречь зубы, дружно жить с зубной щеткой, ухаживать за своими глазами и ушами.

Культура общения людей! Ведь культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

«Давайте говорить друг другу комплименты» - одна из тем занятий моего кружка по культуре общения. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. Есть такое высказывание: «Самый лучший способ привить детям хорошие манеры - постоянно показывать им пример». Следующий этап моей работы больше имел практический характер. С детьми мы смастерили поделки из бросового материала, бумаги. На День Святого Валентина мы с детьми сделали ангелочков из бумаги, каждый ребенок назвал ангелочка и подарил близким людям. Тематическую выставку поделок из природного материала «Золотые руки мастеров» украшали сказочные герои, звери из страны «Выдумляндии». У детей воспитывается любовь и уважение к своему труду и труду товарища.

Приобретенные знания дети воплощают в сюжетно-ролевых играх «Мы строители», «Я - шофер», «Школа», «Я и моя семья» и т. д., также немаловажную роль в моей работе играет знакомство с дидактическими играми с помощью которых у детей формируется представление о ведении домашнего хозяйства, классифицировать транспорт, обобщать представление о связи труда разных профессий.

В старшей группе мною было запланировано и проведено практическое занятие по приготовлению вареников. Вместе с детьми заводили тесто, делали из картофеля пюре, а потом лепили вареники. Итогом занятия был ужин с варениками. Дети были в восторге от результатов своего труда и своими впечатлениями поделились с родителями и сотрудниками детского сада.

Ведущая роль в организации кружка принадлежит родителям. Они помогают с изготовлением и приобретением атрибутов к играм, пособий. Большое внимание родители уделяют воспитанию своих детей: и в выходные, и праздничные дни, и при сборах в детский сад, и по вечерам. Чем богаче и содержательнее общение родителей и детского сада, тем более положительным, оказывается педагогическое воздействие на ребенка. Родители принимают активное участие в организации и проведении экскурсий, поездок по городу.

Значительное место в социальном развитии ребенка-дошкольника занимает усвоение им этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям. Для меня как педагога важно способствовать формированию этических и моральных норм, развитию самоконтроля, для того, чтобы индивидуальное поведение способствовало определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном сообществе.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Пасха в гости к нам пришла» Детство - время развития всех сил человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.

Социальное развитие дошкольника в процессе общения. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по теме «Мир вокруг нас»
Опубликовано: 17 ноября 2012 в 19:04
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД