Обобщение опыта работы по теме «Мир вокруг нас»

галина казанцева
Обобщение опыта работы по теме «Мир вокруг нас»

«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Ведь чем правильнее и ярче будут впечатления, чем больше дети будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня?» Ответ прост: сегодня - это творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением и мнением.

Во II мл. группе я определила тему кружка «Мир вокруг нас», так как начиная с младшего возраста у ребенка можно сформировать первые представления об окружающем мире. В три года ребенку важны ощущения доброты, тепла и ласкового обращения, осознание того, что его любят. Все это он получает в семье. Естественным желанием было выбрать темы для работы такие как: «Моя семья», «Мой дом», «Мои друзья» и «Я - сам».

На первоначальном этапе работы мною было составлено перспективное планирование на учебный год. Основное внимание уделила воспитанию любви к самому близкому в семье человеку - маме. Дошкольный возраст - время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Высокая эмоциональная отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Моя задача состояла в том, чтобы дать правильное представление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Большое внимание уделяю созданию условий для активного освоения дошкольниками важнейших составных частей социального опыта.

Ведущую роль в детской деятельности занимает игра. Ведь то, что испытывает взрослый человек в жизни, ребенок в игре испытывает те же ощущения. Игру отличает наличие воображаемой ситуации и непродуктивный характер деятельности, что подразумевает направленность на сам игровой процесс и на переживание играющего.

Так же наибольшее значение для социального развития детей имеют игровые ситуации, в которых дети реально разрешают различные жизненные проблемы. Мною были запланированы с/р игры «Дом», «Детский сад», игровые ситуации «Что такое хорошо и что такое плохо», «Я и моя семья», «Мы улыбаемся», «За что меня любят в семье», «Связь поколений».

Первыми книжками для детей становятся семейные фотоальбомы. Дети перелистывая их узнают себя с близкими людьми. В подборе книг нужно учитывать возраст ребенка и его возможности. Очень важная деталь это совместное чтение книг. Это одновременно и способ научить ребенка чему-то новому и возможность установить с ним тесный контакт. Через художественную литературу, через сопереживание героям - ребенок приобретает личный опыт, оценивает их поступки, а потом делает умозаключение «Как бы поступил я?»

В младшем дошкольном возрасте ребенок способен к различению и сравнению ярко выраженных контрастных эмоциональных состояний. Мною были предложены детям различные ситуации на эмоции «Заботы о старших», «Почему ваша мама или бабушка грустная, невеселая, молчит?» Дети отвечали, как бы они помогли, чтобы сделали, как бы поступили в данной ситуации. Раскрывая различные эмоциональные состояния детям, я использовала диафильмы: «Слезы матери», «Вежливые слова», «Колобок», «Теремок». В процессе моей работы дети узнали много новых слов, отвечая на вопросы, овладели диалогической речью. Рассказывая о своих родственниках и близких, о том, как они проводят время вне сада, дети учатся строить небольшой монолог. В течение всего учебного года постепенно подводила детей к пониманию, что такое семья. Дети рассказывали о маме, папе, бабушке, дедушке и т. д., приносили свои семейные фотографии, рисунки, нарисованные вместе с родителями.

Воспитание любви к родному городу - одна из задач патриотического воспитания детей. Поэтому в средней группе была спланирована работа по ознакомлению с родным городом, «Наши младшие друзья», «Мир взрослого». Детям средней группы трудно представить себе, что такое город, но с этим понятием детей нужно знакомить и начинать знакомство с близлежащими улицами и домами. Дети рассматривали дома, я обращала внимание на то, что домов много, улицы длинные, у каждой улицы есть название. В течении года размещали в книжном уголке иллюстрации самых главных достопримечательностей родного города, мест, где дети часто бывают со своими родителями.

Главной задачей по теме «Мир взрослых» было вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь: вытирать ноги после прогулки, чтобы няне было легче мыть пол; все съедать за обедом, чтобы порадовать повара; не сорить на участке, чтобы дворнику было легче убирать его.

На занятиях кружка вместе с детьми мы рисовали дома, делали коллективную аппликацию «Наш город», с родителями дети рисовали своих младших друзей: кошек, собак, попугаев.

Хороший воспитательный и обучающий эффект дают настольные игры, такие как «Умные машины», «Учимся играя», строительно-конструктивные игры. Мы совместно с детьми делали постройки из мелкого строителя и конструктора «Лего» - «Каким я вижу зоопарк», «Улицы города», «Гараж». Дети с удовольствием играли, вносили свои предложения, внимательно относились друг к другу.

В совместных играх я наблюдала, какие изменения происходили во взаимоотношениях детей, выявляла мотивы новых сближений, доброжелательны ли они друг к другу.

Так же на занятиях кружка детям предлагались разные ситуации, в которые они могли бы попасть. Я начинала рассказ, дети заканчивали. После каждого сюжета выясняли с детьми почему данная ситуация хороша или плоха.

В течение года к тематическим праздникам «23 февраля», «8 марта», «Новый год», «День учителя» вместе с детьми изготавливали поделки, праздничные открытки, которые они дарили своим родителям и сотрудникам детского сада.

В старшей и подготовительной группе через кружковую работу я давала углубленные знания детям о многообразии окружающего мира. Мы путешествовали в прошлое вещей, наблюдали чудесные превращения волшебной палочки. Основная задача состояла в том, чтобы ребенок был активным субъектом общения и познания, пробудить эмоциональную отзывчивость, сопереживание, чтобы дети выражали внимание к окружающим людям, бережно относились к окружающим их вещам и друг к другу.

С родителями и детьми были организованы целевые прогулки и экскурсии по нашему городу, на горнолыжный курорт «Гора Соболиная», в детский парк «Радуга», где все участники мероприятий получали удовольствие от увиденного.

Так же в свою работу включила серию занятий кружка по валеологии «Сохрани свое здоровье». Детям было предложено как правильно, самостоятельно следить за своим здоровьем, умение оказать себе элементарную помощь, что нужно с детства беречь зубы, дружно жить с зубной щеткой, ухаживать за своими глазами и ушами.

Культура общения людей! Ведь культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

«Давайте говорить друг другу комплименты» - одна из тем занятий моего кружка по культуре общения. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. Есть такое высказывание: «Самый лучший способ привить детям хорошие манеры - постоянно показывать им пример». Следующий этап моей работы больше имел практический характер. С детьми мы смастерили поделки из бросового материала, бумаги. На День Святого Валентина мы с детьми сделали ангелочков из бумаги, каждый ребенок назвал ангелочка и подарил близким людям. Тематическую выставку поделок из природного материала «Золотые руки мастеров» украшали сказочные герои, звери из страны «Выдумляндии». У детей воспитывается любовь и уважение к своему труду и труду товарища.

Приобретенные знания дети воплощают в сюжетно-ролевых играх «Мы строители», «Я - шофер», «Школа», «Я и моя семья» и т. д., также немаловажную роль в моей работе играет знакомство с дидактическими играми с помощью которых у детей формируется представление о ведении домашнего хозяйства, классифицировать транспорт, обобщать представление о связи труда разных профессий.

В старшей группе мною было запланировано и проведено практическое занятие по приготовлению вареников. Вместе с детьми заводили тесто, делали из картофеля пюре, а потом лепили вареники. Итогом занятия был ужин с варениками. Дети были в восторге от результатов своего труда и своими впечатлениями поделились с родителями и сотрудниками детского сада.

Ведущая роль в организации кружка принадлежит родителям. Они помогают с изготовлением и приобретением атрибутов к играм, пособий. Большое внимание родители уделяют воспитанию своих детей: и в выходные, и праздничные дни, и при сборах в детский сад, и по вечерам. Чем богаче и содержательнее общение родителей и детского сада, тем более положительным, оказывается педагогическое воздействие на ребенка. Родители принимают активное участие в организации и проведении экскурсий, поездок по городу.

Значительное место в социальном развитии ребенка-дошкольника занимает усвоение им этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям. Для меня как педагога важно способствовать формированию этических и моральных норм, развитию самоконтроля, для того, чтобы индивидуальное поведение способствовало определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном сообществе.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Пасха в гости к нам пришла» Детство - время развития всех сил человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.

Социальное развитие дошкольника в процессе общения. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по теме «Мир вокруг нас»
Опубликовано: 17 ноября 2012 в 19:04
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка по теме «Рабочие инструменты».
Доброго времени суток, друзья, уважаемые коллеги и гости, заглянувшие на мою страницу! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку по теме...
Фотозарисовка «Как мы попрощались с нашими «символами года»
Уважаемые коллеги! В начале этого года собаки мы раздали наши "символы года" - щеночков, которых мы полюбили всей душой и теперь скучаем, но и радуемся от...
Видео танца «Варись, кашка!»
Видео танца «Варись, кашка! » Предлагаю вашему вниманию видеозапись выступления детей старшей группы на городском фестивале детского творчества «Музы и...
Новогоднее оформление детского сада
Все скорей сюда спешите! Ведь не может елка ждать! Праздник Новогодний! Нам пора встречать! Новогодние праздники, как много в них всегда волшебного,...
Презентация к НОД в подготовительной группе на тему «Древняя Русь»
В Русской истории много ярких событий, которые люди воспели в преданиях, легендах, былинах. Необходимо знакомить дошкольников с наиболее важными событиями...