Лучший педагог года

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики»

Ирина Кондина
Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики»

Обобщение опыта работы по теме :

«Развитие творческих способностей детей

средствами бумагопластики»

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, рисунка, фантазии и творчества».

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики“» размещена в разделах

Формирование творческой личности одно из важнейших задач современной педагогики. Проблема человеческих способностей всегда вызывала огромный интерес во все времена.

Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка. Важно не пропустить этот период, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Ребенок в этом возрасте достигает разные цели, он сам выбирает занятие по душе. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Он сам выбирает материал, способы действия с ним. Это и составляет основу творчества и служит фундаментом развития ребенка, успешного его обучения в целом.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Именно сейчас, в век научно – технического прогресса, когда получили развитие современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, смелых, инициативных личностях.

Многочисленные педагоги и психологи такие как О. В. Дыбина, Т. С. Комарова, С. Я. Рубинштейн, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, и другие подчеркивают, что творчество - это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.

В условиях детского сада развитие творчества происходит через разные виды деятельности. Одним из наиболее доступных и интересных видов деятельности в детском саду является художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое, необычное.

Одним из видов деятельности, где можно проявить творчество является конструирование. Под детским конструированием понимается создание ребенком конструкций, моделей из разных материалов. Бумажное конструирование,по сути это художественное конструирование, в которых художественные образы создаются из пластичного материала бумаги. Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, является применение нетрадиционных техник работы с бумагой в работе с дошкольниками.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Бумага – материал универсальный. Она легко режется, рвется, скручивается, сгибается, склеивается различными клеями. Изделия из нее долго не теряют форму и качество. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.

Любая работа с бумагой развивает конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус, стимулирует память. При этом происходит обогащение словаря специальными терминами, активизирует мыслительный процесс. Занятия по бумагопластике подтвердили гипотезу исследования о высоко развивающемся потенциале этого вида деятельности для развития творчества детей дошкольного возраста.

Большое внимание художественному конструированию отдала Г. Н. Давыдова. Она определила этапы работы по художественному конструированию. Раскрыла технологии работы с бумагой в разных техниках. Дала последовательность изготовления поделок из бумаги. Раскрыла формы и методы обучения художественному конструированию

Бумагопластикаэто синтез разных видов изобразительной деятельности: аппликации, рисованию, конструированию из бумаги.

В основу моего педагогического опыта положены следующие педагогические принципы:

• принцип «от простого к сложному»

• принцип личностного подхода

• принцип доступности

• принцип наглядности

• принцип опоры на интерес

• принцип ориентации на достижение успеха

•принцип системности

Педагогический опыт по развитию творческих способностей детей посредством бумагопластики реализуется через совместную и самостоятельную деятельность, в творческой мастерской, в ходе НОД по художественному конструированию.

Опираясь на труды Давыдовой были поставлены следующие цель и задачи:

Целью было создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через овладение основами бумагопластики.

- Задачи которые были поставлены :

Образовательные:

- обучать детей различным (нетрадиционным) приемам и способам выполнения работ из бумаги;

- знакомить со свойствами и качеством бумаги;

- расширять представления детей об окружающем мире, учить их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из бумаги;

- знакомить со средствами художественной выразительности.

. Развивающие :

Закрепить знания у детей о бумаге и как правильно ей пользоваться.

- развивать творческие способности детей через бумагопластику;

- Формировать умения и навыки с бумагой.

- развивать художественное восприятие жизни, познавательную активность детей;

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка; память, воображение.

- Развивать мелкую моторику рук ;

Знакомить с новыми технологиями и умение применять их на практике

Воспитательные:

- воспитывать интерес к бумагопластике;

- воспитывать стремление творить своими руками.

- воспитывать бережное отношение к используемым материалам и готовым изделиям.

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному; воспитывать самостоятельность, трудолюбие;

- сплачивать детский коллектив в процессе коллективного творческого труда.

В ходе работы с детьми были накоплены дидактические материалы: конспекты НОД, наглядные средства : схемы, образцы работ, образцы бумаги.

Были созданы все условия для развития творчества в нашей группе в центре конструирования и художественного творчества. Подобраны разные виды бумаг, ножницы, клей и другие материалы для творчества.

Для разработки занятий по бумагопластике для дошкольного возраста я использовала такие техники бумагопластики : как оригами и объемная аппликация, модульное оригами. Такие виды бумагопластики позволяют создавать различные объемные бумажные композиции. Цветы, животные, выполненные в этой технике за счет объема, выглядят как произведения искусств. Работа создается из отдельных элементов, каждый из которых придает объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности изобразится в движении детской руки, тем тоньше взаимодействует с орудиями труда, чем сложнее движение необходимое для этого взаимодействия,тем глубже входит взаимодействие руки с природой,с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.» Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,тем умнее ребенок.

При составлении перспективного плана для занятий по бумагопластике для старшего дошкольного возраста я постаралась отразить темы, посвященные, праздникам: Новый год, день Святого Валентина, день защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта, день Космонавтики, День Победы, День матери. Вначале мы с детьми проводили беседы о праздниках, о традициях празднования каждого праздника, дети знакомились с символикой, особенностями оформления праздника, в продуктивной деятельности. На занятиях по бумагопластике дети с большим удовольствием делали поздравительные открытки для своих близких, коллективные совместные работы для своих родителей, украшения для детского сада, и пособия для дидактических игр.

Занятия по бумагопластике проводились по следующей структуре:

1. Проводилась беседа на выбранную тему;

2. Анализировались формы объекта выбранного для художественной работы;

3. Показывали и обсуждали возможные способы работы;

4. Самостоятельная работа детей;

5. Обсуждались готовые работы

Перед началом занятия проводился инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем, кисточкой, карандашом.

В своей работе мы использовали разнообразные формы и методы:

Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления;

эксперименты с различными материалами (бумагой, направленные на развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого самовыражения;

создание проблемной ситуации, направленной на активизацию творческого мышления.

экскурсии на выставки в художественную школу, в музей,в центр «Лад», в дом детского творчества и др..

Занятия проводились с использованием стихов, пословиц, загадок. Важное место на занятиях занимала мотивация детей; игры - путешествия, дидактические игры. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ.

В группе были созданы все условия необходимые для развития творчества в центре конструирования и художественного творчества.

Подобраны разные виды бумаг, ножницы, клей и другое оборудование.

В творческой мастерской «Умелые ручки» дети создавали оригинальные композиции, открытки, подарки для своих близких.

Работы детей используются в самостоятельной игровой деятельности, в оформлении интерьера детского сада, группы и участка, в оформлении выставок, как подарки на праздники.

Готовые поделки обыгрываются, используются для создания композиций, для сюжетно-образной игры. Изготовление поделок из бумаги способствует созданию игровых ситуаций.

Важным условием развития творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям. При взаимодействии с родителями использовались такие формы работы, как родительское собрание на тему «Прекрасное в жизни ребенка». Провели семинар- практикум «Развитие творчества у детей», консультации для родителей: «Чудо-игрушка», устраивали творческие выставки «Моя фантазия», «Рисуют и мастерят дети», родители участвовали в проекте предметно-развивающая среда в группе и многое др.

Анализируя результаты диагностики по художественному конструированию по разделу: «Участие в создании разных поделок в соответствии с их назначением» мы видим положительную динамику роста творческой активности детей. Если в средней группе к концу года было 22% ,то в старшей группе 41%, а в подготовительной группе 54% на конец года.

Дети научились складывать бумагу, овладели навыками работы с ножницами и с другими инструментами. Познакомились с геометрическими понятиями : угол, сторона, квадрат, треугольник и др. Научились добиваться результатов.

Дети нашей группы принимали активное участие в выставках и конкурсах в детском саду. Участвовали дети в разных городских выставках и занимали призовые места.

Таким образом, работа с бумагопластикой является эффективным средством развития творческих способностей детей.

Публикации по теме:

«Волшебная бумага» — развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики«Волшебная бумага» — развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики Бумагопластика открывает детям волшебный мир бумаги. Занятия бумагопластикой превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать.

Доклад: «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности» Понятие "способность" употребляется в словаре русского языка С. И. Ожегова в двух значениях. В первом случае данный термин отождествляется.

Обобщение опыта работы по теме «Развитие эмоций дошкольников средствами театрализованной деятельности» Развитие эмоций дошкольников средствами театрализованной деятельности О роли театрального искусства в развитии эмоциональной сферы детей.

Обобщение опыта «Развитие музыкальных способностей у детей в различных видах деятельности» «Любите и изучайте великое искусство музыки Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас чище, совершеннее Благодаря музыке,.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства» Шустовой Натальи Александровны, воспитателя МБДОУ «Светлячок», ЯНАО, город Губкинский. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства». 1. Информационный блок 1.1 Название темы опыта «Развитие.

Презентация опыта работы «Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования» Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования детей дошкольного возрастаАктуальность: использование.

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами сказки» Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 60» Малыгина О. Г. Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами сказки». В конце.

Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ средствами музыкального искусства Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ (зрение) средствами музыкального искусства. Внутренний мир ребенка с особенными потребностями.

Транслирование и обобщение опыта «Музыкально-ритмические движения — способ развития творческих способностей дошкольников» Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад №3 «Соловушка» Тема: «Музыкально-ритмические движения - способ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики»
Опубликовано: 21 декабря 2017 в 19:58
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД