Папки-передвижки

Театрализованная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста

Taтьяна Мартыновская
Театрализованная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста

В настоящее время в системе образования цель воспитания формулируется как помощь личности в разностороннем развитии.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

Публикация «Театрализованная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи);

- связной речи – (диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Так невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Работая с детьми раннего возраста, я убедилась на практике в том, что насколько важно не упустить возможность использования именно этого периода для формирования и развития речи.

Третий год жизни – это переходный период в жизни ребёнка от раннего к дошкольному возрасту.

Речь детей развивается как средство общения с окружающими. Малыш понимает обращённую к нему речь взрослого. С помощью собственной речи ребёнок учится устанавливать контакты с другими людьми, включаться в диалог, добиваться собственных целей.

С 1 сентября 2016 года начали приём детей в группу раннего возраста. У пришедших в детский сад детей наблюдалось отставание в развитии речи, многие малыши вообще не разговаривали.

Поэтому я выбрала направление своей работы: «Театрализованная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста».

Цель:

Формирование интереса детей к театрализовано - игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников.

Задачи.

Создание условий, обеспечивающих нравственное здоровье воспитанников, условий развития речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности.

Приобщение детей к театральной культуре (знакомство с разными видами кукольных театров).

Формирование у детей раннего возраста простейших образно-выразительных умений (умение имитировать характерные движения сказочных животных).

Поддерживание интереса к кукольным и драматическим спектаклям.

Развитие умения сопереживать.

Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Задача взрослых - вовремя создать условия для её появления и развития.

В построении педагогического процесса в группе раннего возраста я использую театрализацию в разных видах деятельности : в режимных моментах, например, в воспитании КГН персонаж - кукла покажет, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; перед сном поёт колыбельную.

Использую персонажи - игрушки в адаптационный период, куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции.

Также персонажи – игрушки выступают, как сюрпризные моменты во время образовательной деятельности; для организации подвижных игр.

Разыгрываю для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации, стараюсь вызвать у детей желание включаться в спектакль (например, поют вместе с Колобком его песенку, заканчивают фразу персонажа «Я мышка-норушка», дети после представлений берут кукол-артистов, рассматривают, играют с ними.

Так, незаметно для себя, малыши включаются в театральную игру, т. е. от наблюдения за постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности.

Театральная игра способствует развитию таких качеств личности: как наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, коммуникативные навыки.

Свою работу строила по направлениям:

Изучение психолого - педагогической литературы по проблеме театрально-игровой деятельности ее влияния на развитие речи детей раннего возраста.

Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую не только совместную театрализовано - игровую деятельность, но и являющуюся основой самостоятельного творчества каждого ребенка.

Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов, приемов развития речи малышей средствами театрализованной деятельности.

Проведение мероприятий для родителей.

В группе организован уголок театрализованной деятельности (пальчиковый театр, настольный, би-ба-бо, вязаный,баночный,театр масок.); уголок книги с русскими народными сказками, потешками, песенками, папки с иллюстрациями «Расскажи сказку».

В соответствии с программой был составлен перспективный план работы по театрализованной деятельности. (Приложение 1.)

В своей работе я использовала разные формы театральной деятельности :

1. Пальчиковый театр

2. Настольный театр

3. Театр – книжка

4. Театр резиновой игрушки

5. Вязаный театр и другие).

С музыкальным руководителем подготовили и провели самый первый в жизни малышей праздник «Новый год»

Свою работу строю в тесном контакте с родителями.

Консультации:

«Игры, развивающие движения кисти», «Пальчиковая гимнастика»; «Взял я в руки карандаш…»

«Развитие речи, движений и голосового аппарата детей раннего возраста»

Папка-передвижка:

«Игрушка для малыша, что азбука для первоклассника».

Родительское собрание:

«Игры – не забава».

Поэтому выбранное направление педагогической деятельности всегда актуально, потому что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей. Лучше начинать ею заниматься с раннего возраста, так как ранний возраст является сензитивным для развития речи.

Литература:

Караманенко Т. Н, Караманенко Ю. Г. Кукольный театр-дошкольникам. Изд. 3-е, перераб. – М. : Просвещение,

Лямина Г. М. Развитие речи ребёнка раннего возраста. Айрис-Пресс, 2006 г.

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М. : Просвещение, 1982. .

Орлова Ф. М. и Е. Н. Соковнина Е. Н. Нам весело. Изд. 2-е, исп. и доп. М. : Просвещение, 1973.

Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., исп. доп. – М. ; Мозаика-Синтез, 2005.

Фурмина Л. С. Развлечения в детском саду. М. : Просвещение, 1975

Приложение 1.

Перспективный план.

Театрализованная деятельность

Сентябрь

1. Этюд «Наши уточки с утра»

2. Театрализованная игра «Солнышко-вёдрышко»

Октябрь

1. Этюд «Пошёл котик на торжок»

2. Магнитный театр «Колобок»

3. Театр Би-ба-бо «Козлятки и волк»

Ноябрь

1. Чтение потешки «Еду, еду к бабе, к деду»

2. Театр мягкой игрушки «Три медведя»

3. Настольный театр «Теремок»

Декабрь

1. Этюд «Наша Маша маленька…»

2. Театрализованная игра «Снег, снег кружится»

3. Настольный театр «Ёлка в лесу у Деда Мороза»

Январь

1. Пальчиковый театр «Теремок»

2. Настольный театр «Заюшкина избушка»

Февраль

1. Этюд «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»

2. Настольный театр «Кто в домике живёт?»

3. Инсценировка по стихотворению Н. Саконской «Где мой пальчик?»

Март

1. Инсценировка «Ты, собачка, не лай…»

2. Вязаный театр «Репка»

Апрель

1. Этюд «Курочка-рябушечка»

2. Пальчиковый театр «Курочка Ряба»

3. Инсценировка по стихам А. Барто «Игрушки»

Май

1. Подготовка к спектаклю «Теремок» (разучивание текста)

2. Подготовка к спектаклю «Теремок» (мимика, жесты, движения)

3. Спектакль по р. н. с. «Теремок»

Приложение 2.

Этюд «Наши уточки с утра»

(для театра картинок на фланелеграфе)

Для проведения этого этюда потребуется: фланелеграф, картинки с изображением уточек, гусей, голубей, курочек, индюка и петушка.

Ведущий поочередно, в соответствии с текстом, выкладывает на фланелеграфе картинки с изображением нужных птиц и читает потешку, подражая «голосам» персонажей.

Наши уточки с утра

Ведущий. Наши уточки с утра -

Ребенок. Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Ведущий. Наши гуси у пруда -

Ребенок. Га-га-га! Га-га-га!

Ведущий. А индюк среди двора -

Ребенок. Бал-бал-бал! Балды-балда!

Ведущий. Наши гуленьки вверху -

Ребенок. Грру-грру-у, грру-у, грру-у!

Ведущий. Наши курочки в окно -

Ребенок. Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!

Ведущий.

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет

Ребенок. Ку-ка-ре-ку!

Приложение 3.

Этюд «Курочка-рябушечка»

(для театра масок)

Для проведения этюда потребуется: маска с изображением курочки.

Ведущий читает малышам несколько раз потешку. Затем задает им вопросы по содержанию.

Вопросы детям:

. Кто пошел на речку?

. Зачем курочка пошла на речку?

. Зачем курочке водичка?

. Как цыплятки просят пить?

После этого нужно выучить с детьми потешку наизусть и прочитать ее по ролям, предложив детям роль курочки. Затем можно поменяться ролями, предложив малышам роль ведущего.

Курочка-рябушечка

Ведущий

Курочка-рябушечка,

Куда ты пошла?

Ребенок

На речку.

Ведущий

Зачем ты пошла?

Ребенок

За водичкой.

Ведущий

Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

Ребенок

Цыпляток поить.

Ведущий

Курочка-рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

Ребенок

Пи-пи-пи,

пи-пи-пи!

Приложение 4.

Спектакль «Теремок»

Для проведения этого спектакля потребуются декорации: теремок (из мягких модулей, маски - мышки, лягушки, зайчика, лисы, волка, медведя.

Теремок

(по русской народной сказке)

Действующие лица:

Мышка.

Лягушка.

Зайчик.

Лиса.

Волк.

Медведь.

Ведущий. Стоит в поле теремок.

Бежит мимо мышка-норушка.

Увидела теремок, остановилась и спрашивает.

Мышка. Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

Ведущий. Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить. Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает.

Лягушка. Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка. Я, мышка-норушка! А ты кто?

Лягушка. А я лягушка-квакушка.

Мышка. Иди ко мне жить!

Ведущий. Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить. Бежит мимо зайчик-побегайчик.

Остановился и спрашивает.

Зайчик. Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка. Я, мышка-норушка!

Лягушка. Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

Зайчик. А я зайчик-побегайчик.

Мышка. Иди к нам жить!

Ведущий. Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. Идет лисичка-сестричка.

Постучала в окошко и спрашивает.

Лиса. Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка. Я, мышка-норушка!

Лягушка. Я, лягушка-квакушка.

3аичик. Я, зайчик-побегайчик.

Мышка. А ты кто?

Лиса. А я лисичка-сестричка.

Мышка. Иди к нам жить!

Ведущий. Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает.

Волк. Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка. Я, мышка-норушка!

Лягушка. Я, лягушка-квакушка.

Зайчик. Я, зайчик-побегайчик.

Лиса. Я, лисичка-сестричка.

Мышка. А ты кто?

Волк. А я волчок-серый бочок.

Мышка. Иди к нам жить!

Ведущий. Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый.

Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь.

Медведь. Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка. Я, мышка-норушка!

Лягушка. Я, лягушка-квакушка.

3аичик. Я, зайчик-побегайчик.

Лиса. Я, лисичка-сестричка.

Волк. Я, волчок-серый бочок.

Мышка. А ты кто?

Медведь. А я медведь косолапый.

Мышка. Иди к нам жить!

Ведущий. Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит.

Медведь. Я лучше у вас на крыше буду жить.

Мышка. Да ты нас раздавишь!

Медведь. Нет, не раздавлю.

Мышка. Ну, так полезай!

Ведущий. Влез медведь на крышу.

Только уселся - трах - раздавили теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. (Медведь повалил теремок.) Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы.

Все герои сказки строятся перед поваленным теремком.

Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

Герои поднимают мягкие модули и строят теремок.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Театрализованная деятельность в развитии детей (фотоотчет)Театрализованная деятельность в развитии детей (фотоотчет) Среди различных форм обучения, воспитания и развития детей важное место занимает театральная деятельность. Ее воспитательные возможности.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возрастаКонструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Термин «конструирование» означает приведение в определенное.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 октября 2020 в 16:16
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД