Папки-передвижки

Обобщение опыта работы по экологии

Вероника Николаевна
Обобщение опыта работы по экологии

Аннотация.

В статье представлен опыт работы по формированию у дошкольников экологической культуры. произведён краткий анализ имеющихся парциальных программ по экологическому воспитанию дошкольников. Приведен пример практического применения разработанной модели экологического воспитания в ДОУ, который включает в себя:

Публикация «Обобщение опыта работы по экологии» размещена в разделах

Цель: способствовать развитию экологической культуры, познакомить дошкольников с природой родного края, научить воспринимать природу во всех ее проявлениях, воспитывать бережное отношение к ней и потребность ее охранять.

Задачи:

1. Усвоение системы знаний о природе (ее компонентах).

2. Формирование представлений об универсальной ценности природы.

3. Воспитание потребности в общении с природой.

4. Привитие трудовых природоведческих навыков.

5. Развитие экологического сознания.

6. Формирования бережного отношения к природе в различных видах деятельности.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для формирования экологического сознания детей через общение с окружающим миром.

Представлен поэтапный план работы, даны педагогические рекомендации по взаимодействию с семьями воспитанников, оценена результативность работы.

Представленный материал может быть полезен не только специалистам по экологическому воспитанию, но и всем педагогам, работающим в ДОУ.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды - экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в ряд первостепенных государственных проблем.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Именно этот возраст, считается наиболее сенситивным для любого воспитательного воздействия. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Поэтому перед педагогами стоит задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века.

Еще Ян Амос Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Против бездушного отношения к природе выступали русские просветители: Н. Г. Чернышевский В. Г. Белинский, А. И. Герцен. Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К. Д. Ушинский, который заметил, что изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. Как видно, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина "экологическое воспитание".

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых - исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами. В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин,А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер.

В настоящее время рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

Программа А. Вересова "Мы земляне", Е. Рылеевой "Открой себя" ,

Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой "Жизнь вокруг нас", "Паутинка" Ж. Л. Васякиной-Новиковой, программа В. И. и С. Г. Ашиковых " Семицветик ", программа Т. А. Копцевой "Природа и художник", программа Н. А. Рыжовой "Наш дом - природа"

Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой "Юный эколог",но она остаётся одной из лучших и по сей день, поскольку, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. Именно поэтому, я считаю целесообразным использование данной программы в построении работы по экологическому воспитанию.

Работа по экологическому воспитанию детей я проводила в несколько этапов:

1 этап – Диагностический

2 этап – Организационный

3 этап – Практический

4 этап – Итоговый (результативный)

На первом этапе была изучена методическая литература по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, проанализированы программы по данному направлению. Также был осуществлен анализ имеющего программно- методического обеспечения; анализ предметно – развивающей среды в группе. Была проведена диагностика детей. По полученным результатам диагностики, был сделан вывод, что есть необходимость повышать уровень экологической воспитанности у детей второй младшей группы, так как у некоторых детей недостаточно знаний о животных, о растительном мире, о птицах, о неживой природе.

На втором этапе было определение содержания и форм работы с воспитанниками ДОУ, родителями; постановка цели и задач для работы с детьми; составление перспективных планов работы; организация предметно-развивающей среды в группе; накопление и изготовление наглядного, дидактического материала; разработка серий бесед с детьми, изучены направления работы с родителями.

Велась работа над более углубленным изучением и анализом методической литературы, просмотром периодических изданий, велся поиск новых разработок при помощи интернет-ресурсов.

В рамках реализации третьего этапа разработан долгосрочный проект по экологическому воспитанию - «Друзья природы», обучение рассчитано на два учебных года и представлен четырьмя взаимосвязанными тематическими блоками:

1. «Наблюдаем. Рассуждаем. Познаем» - учить наблюдать явления природы, анализировать делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях живой и неживой природы.

С целью реализации данного блока использовался цикл наблюдений на одну тему. Например, наблюдение за сиренью на участке с марта по май 2015г. Самый яркий пример - проведённый проект "Хлеб - всему голова", в рамках которого мы с детьми отследили путь путь от пшеничного зерна, до пышного, вкусного хлеба. Систематически в повседневной жизни проводились наблюдения за погодой, - одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривали небо, уточняли характер осадков, наличие ветра, по одежде определяли степень тепла и холода. На основе этих наблюдений формировались простейшие выводы.

2. «Неповторимый мир растений» - познакомить детей с разнообразием растительного мира как всей нашей большой родины - России, так и малой родины Республики Адыгея. Формировать понимание зависимости между внешним строением и условиями их существования.

Для реализации данного блока использовались такие приёмы и методы работы как работа в уголке природы, применялись элементарные опыты, широко применялись целевые прогулки и экскурсии. Совместно с родителями был организован вывоз детей на территорию бывшего природного заказника "Кужорский фазанарий". Для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. В ходе наблюдений за детьми, выяснилось, что для труда в огороде и цветнике организация детей зависит от цели. Одни задания они могут выполнять всей группой (посадку, посев, другие (подготовка земли, поливка растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян и т. п.) лучше выполнять с подгруппой детей.

3. «Любить животных – любить себя» - расширять знания детей о диких и домашних животных, показать взаимосвязь живого со средой своего обитания.

Работа в этом блоке велась по средствам просмотра презентаций, рассматривания различного иллюстративного материала, и конечно, чтения художественной и познавательной литературы. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, в которых проявлялась забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?». В этих случаях важно донести до детей смысл произведения или игровой ситуации.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

4.«Наша Земля – наше богатство» - формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого. В рамках этого блока детей учили беречь и защищать природу, познакомили с Красной книгой. Проводился цикл бесед о том, как люди могут позаботиться о природе и животных, детей познакомили с Кавказским Государственным биосферным заповедником.

На основе понимания причинно-следственных связей в природе, зависимости состояния живого организма от условий, в которых он находится, возникают сочувствие, крупицы моральной ответственности за его жизнь, готовность помочь. Это тот случай, когда знания трансформируются в отношение, если только оно сопряжено с действием. Важно формировать у детей правильную, позитивную позицию по отношению к окружающему миру, в том числе к живой природе. С этой целью мною, совместно с детьми был проведё н ряд мероприятий: осенью- утепление корней деревьев опавшей листвой, зимой – встряхивание лишнего снега с ветвей молодых деревьев, обкапывание корней деревьев, летом – полив деревьев.

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мной использовались традиционные формы (родительские собрания, консультации, буклеты, папки-передвижки, беседы). Дети и родители принимают участие в природоохранных акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, относятся, например, «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек и развешивание их на территории, «Зеленая елочка - живая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году, «Подарим нашим птицам дом» - изготовление скворечников

Подводя итоги проведённой работы можно отметить следующие результаты: Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту. Видя, что дети других групп не правильно относятся к окружающей их природе – делают им замечания, аргументируя накопленными знаниями.

Дети стали более грамотными в области экологии, а именно: у дошкольников сформирована система знаний об окружающем их мире, мотивы, привычки, потребности экологической культуры, здорового образа жизни, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках не только детского сада, но и семьи, социума. Такой вывод можно сделать исходя из личных наблюдений за детьми, когда на прогулке дети видят что спряталось солнце, листья у растений поднялись вверх, они делают вывод, что скоро будет дождь; если комнатные растения стали вялыми – необходимо проверить состояние почвы и полить их; зимой корма для зимующих птиц мало и нужно вешать кормушки, чтобы подкармливать птиц и следить за наличием корма в них.

Общаясь с родителями, приятно слышать, что знания, которые дети приобрели в детском саду, они применяют и дома, например, после рыхления почвы около деревьев в детском саду, дети, придя домой попросили лопату, что бы помочь деревьям лучше дышать или утепляли корни опавшей листвой, чтобы деревья зимой не замёрзли.

Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Виноградова Т. А., Маркова Т. А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб. : Детство – Пресс, 2001.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2002.

3. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 58-63.

4. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. - М. : Академия, 2002.

5. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М. :Просвещение, 1978.

6. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание. - Ростов н/ Д:Изд-во «Учитель», 2003.

Публикации по теме:

«Мы — моряки!» Обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта и фотоотчёт«Мы — моряки!» Обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта и фотоотчёт «Мы – моряки!» - обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта "Морское путешествие" и фотоотчёт.

«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами очень важным событием. Я держу в руках сборник сценариев "Духовно нравственное воспитание дошкольников.

Художественное творчество с использованием нетрадиционных средств рисования «Пластилинография» (обобщение опыта работы)Художественное творчество с использованием нетрадиционных средств рисования «Пластилинография» (обобщение опыта работы) Художественное творчество с использованием нетрадиционных средств рисования «Пластилинография». (Обобщение опыта работы). В условиях ФГОС.

Консультация и видео «Обобщение опыта работы по реализации муниципального сетевого проекта «Читаем вместе»Консультация и видео «Обобщение опыта работы по реализации муниципального сетевого проекта «Читаем вместе» Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу вам представить свой опыт работы в ходе реализации муниципального проекта «Читаем вместе» во 2 младшей.

Методическая разработка мастер-классов из опыта работы по изготовлению поделок из бросового материала в год экологииМетодическая разработка мастер-классов из опыта работы по изготовлению поделок из бросового материала в год экологии Методическая разработка мастер-классов из опыта работы по изготовлению поделок из бросового материала в год экологии. Часть 1 Актуальность.

Обобщение опыта «Мой персональный сайт»Обобщение опыта «Мой персональный сайт» Здравствуйте, меня зовут, Абдулова Джюме Сиражутдиновна. Я работаю воспитателем в МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский Надымского.

Обобщение опыта работы по ПДД в ДОООбобщение опыта работы по ПДД в ДОО Сегодня присутствовала на заседании круглого стола "Работа по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма" регионального значения.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольниковОбобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами своей радостью. Много лет занимаюсь вопросами экологического воспитания дошкольников. Обобщая.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по экологии
Опубликовано: 6 февраля 2023 в 21:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД