Получи документы

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников «Природа — наш дом» (12 фото)

Вера Москалёва
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников «Природа — наш дом»

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников «Природа — наш дом»

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки.

Это все для нас навечно!

Природа встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.

Публикация «Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников „Природа — наш дом“» размещена в разделах

Я уверена в том, что для того чтобы раскрыть перед ребенком красоту природы и научить видеть ее педагог должен уметь в гармонии с природой и увлекать детей своим примером. Мы знаем, дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо различают положительное и отрицательное в действиях взрослых.

Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода к экологическому воспитанию является создание среды, в которой взрослые личным примеров демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно по мере своих возможностей вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства, поэтому уделяю большое внимание экологическому воспитанию.

Мною определены следующие задачи:

- Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;

- Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

- Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

- Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

На мой взгляд, экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника. За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для дошколят.

Для эффективного решения задач экологического воспитания я использую следующие формы и методы работы :

- наблюдение в природе;

- работа в уголке природы, включая огород на окне;

- опытно-экспериментальная деятельность в экологической лаборатории;

- работа в огороде, на клумбе;

- экскурсии по экологической тропе;

- занятия;

- дидактические игры;

- ознакомление с художественной литературой;

- участие в конкурсах;

- работа с родителями;

- методическая деятельность.

Таким образом, проводимая мною работа по экологическому воспитанию связана со всеми видами детской деятельности.

В группе проводится большая работа по экологическому воспитанию, имеются многочисленные дидактические пособия, демонстрационные материалы, схемы, таблицы для занятий, множество дидактических и настольно-печатных игр природоведческого содержания, природоведческая литература, большая подборка игр, экологическая лаборатория оснащена необходимым оборудованием для опытов, собрана коллекция лекарственных трав и семян, используется разнообразное оборудование для нетрадиционного оформления огорода на окне.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы : солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт: солнце просят о тепле и ласке:

«Свети, свети, солнышко,

На зеленое полюшко,

На белую пшеницу,

На чистую водицу.

На наш садочек,

На аленький цветочек».

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из целей моей работы является, совершенствование умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. Наблюдение - это важнейший источник знаний о природе. Оно развивает в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д. На прогулке организую игры с природным материалом (песок, вода, глина, лед, снег, листья, плоды и т. д., в процессе которых дети знакомятся со свойствами различных природных материалов. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что где растет», «Узнай и назови» и т. д.

Также на территории детского сада имеется цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я стараюсь объяснить необходимость и целесообразность этого труда. Кроме того ежегодно дети трудятся на огороде, наблюдая сезонный цикл развития растений.

В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны :

- Комплекс познавательных интегрированных занятий с использованием ИКТ.

- В рабочих программах разработан и составлен перспективный план работы по экологии (в режимных моментах) с детьми всех возрастных групп.

- Оформлен уголок экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения)

- Организован огород на окне. Дети выращивают лук, чеснок, фасоль, петрушку, укроп, огурцы, цветы….

- Создана картотека, включающая подборку экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе, презентаций, песен.

- Создана мини библиотека детской литературы, энциклопедии.

- Разработаны экологические проекты

Я считаю, что грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с предметами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому.

Большое внимание уделяю работе с родителями. Основной целью в работе с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребёнка.

Необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и в семье было едино. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать целеустремлённых, добрых, уравновешенных и любящих людей. Для достижения этой цели я организую экологические праздники для детей и родителей, развлекательные мероприятия на природе, выставки, спектакли, экскурсии, консультации. В группе провожу конкурсы детских рисунков, поделок из природного материала, дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестер и братьев к изготовлению поделок. Очень важно убедить родителей продолжать начатое в детском саду дело и дома. В целях более эффективного взаимодействия с родителями подобран материал и оформлены папки-передвижки с консультациями по тематике экологического воспитания дошкольников. Таким образом, стараюсь сблизить семью и ДОУ.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего, дидактических играх. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Дидактические игры, использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветке», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел» «Найди в букете такое же растение», и т. д. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы : «Капельки», «Солнышко и дождик», «Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов, опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения и труда. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознатель-ность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить реше-ние в проблемной ситуации. Моя задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления – дети подводятся к рассуждениям и умозаключениям. Экспериментальная деятельность позволяет мне с успехом использовать элементы ТРИЗ и методы РТВ в работе с детьми.

В нашей группе оборудована экологическая лаборатория, где есть необходимое оборудование для проведения различных опытов. В итоге этой работы ребенок проводит настоящие исследования и опыты, например, с помощью системы очистки воды занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки ее проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решать. Так на пример, для полного исследования и изучения строение поросшего зерна, а также клеток растений и животных - дети используют увеличительные приборы лупу и световой микроскоп. С помощью этого оборудования можно показать и доступно объяснить ребенку, что все живые организмы похожи – состоят из клеток. И вовсе не важно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно.

Опытно-исследовательскую деятельность включаю в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Так же создала уголок природы, где находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы (дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы, вставляя картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице, «огород на окне».

Основные же знания о природе дети получают на занятиях. Основной моей задачей является раскрытие экологических связей, если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы. Без раскрытия этих связей полноценное экологическое воспитание окажется просто невозможным. На занятиях систематизируются знания о природных объектах. Например, на занятиях я стараюсь показать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа (не будет насекомых – погибнут птицы – пострадают мелкие хищники и т. д.). Природные факторы рассматриваются с двух позиций: хорошо – плохо.

Часто на занятиях я использую художественную литературу. Произведения российских писателей о природе глубоко воздействует на чувства детей. После прочтения провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость и восторг. Дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасет?», «А они не замерзнут?», «А почему ему никто не помог?» и т. д. Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.

Во время тематических занятий по изодеятельности использую аудиозаписи «Звуки природы». Дети с удовольствием слушают «Звуки природы» и работы получаются глубже и более детализированными.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Мною разработан экологический проект «Лес - наш дом», «Удивительные насекомые», «Наши младшие друзья», «Волшебница вода»

Общими задачами этих проектов были:

Развивать познавательные и творческие способности детей;

Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

Вовлечь в учебно-воспитательный процесс родителей.

Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Воспитывать бережное отношение к насекомым

Развивать любознательность и познавательную активность детей;

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

Новизна экологических проектов заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проекты позволяют детям и родителям участвовать в экологических акциях, озеленении. Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Ожидаемые результаты проектов:

- создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

- повышение уровня знаний по экологии у детей;

- совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

Опытно-экспериментальная деятельность

Фото «Природа — наш дом»
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников - фото
Фото №1 Давайте дошколята природу охранять О ней ни на минуту не надо забывать

Работа на клумбе. Сбор семян.

Фото №2 Ведь цветы леса поля и речки

Проектная деятельность «Эти удивительные насекомые»

Фото №3 Это все для нас навечно Природа встречает ребёнка морем звуков запахов сотней загадок и тайн заставляет смотреть слушать думать

«Огород на окне»

Фото №4 В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие интенсивно формируются различные способности закладывается основа черт характера и моральных качеств личности

«Исследование и изучение проросших семян с помощью лупы и микроскопа»

Фото №5 Именно в этот период необходимо заложить основы

Образовательная деятельность.

Фото №6 Экология экологическое воспитание природа экологической культуры

Спектакль «Лесная аптека»

Фото №7 У детей накапливаются яркие образные эмоциональные впечатления первые природоведческие представления идет развитие восприятия мышления и воображения

Познавательная экскурсия на водоем «Ознакомление с флорой и фауной реки Матыра»

Фото №8 Публикация Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Природа наш дом размещена в разделах Воспитание детей Фото №9 Мы знаем дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога хорошо различают положительное и отрицательное в действиях взрослых
Публикации по теме:

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте ФГОС» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И.

Фотоотчет о муниципальном этапе Республиканского конкурса среди дошкольников Республики Крым «Наш дом — природа»Фотоотчет о муниципальном этапе Республиканского конкурса среди дошкольников Республики Крым «Наш дом — природа» В нашем детском саду проводятся разные мероприятия,посвященные году экологии в Российской Федерации. С целью формирования экологического.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию «Природа — твой дом, береги его» в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе На тему: «Природа -твой дом, береги его» Программное.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Природа — твой дом, береги ее» Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе На тему: «Природа -твой дом, береги ее» Программное.

«Второй наш дом — природа». Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группы. Тема занятия: «Второй наш дом - природа» Воспитатель: Олейникова В. В. г.

Консультация по экологическому воспитанию «Наш друг — природа» «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя…» Английская пословица. Взаимодействие Человека с Природой.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Воспитатель МБДОУ№6 «Березка» г. Карачев Мазина Тамара Константиновна.

Обобщение опыта работы «Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность»Обобщение опыта работы «Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность» Я работаю в МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №3 г. Заволжска в группе общеразвивающей направленности. Наш сад является муниципальной.

Образовательный проект по экологическому воспитанию «Природа — это наш дом» .

Проект по экологическому воспитанию «Природа — мой чистый дом» МБДОУ «Детский сад № 12 «Буратино» города Смоленска Проект по экологическому воспитанию «Природа –мой чистый дом» Руководитель проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников «Природа — наш дом»
Опубликовано: 17 марта 2018 в 18:09
+67Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД