Подарок: письмо от Деда Мороза

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Управление образования и науки администрации

Губкинского городского округа

Формирование представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста посредством проекта «Птицы - наши друзья»

Автор опыта:

Андросова Л. С., воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка» города Губкина Белгородской области

2012 год

Содержание:

1. Информация об опыте… 3

2. Технология опыта…. 8

3. Результативность опыта… .13

4. Библиографический список…. … .16

5. Приложение к опыту…. 17

Раздел I.

Информация об опыте.

Автор опыта Андросова Людмила Степановна более восьми лет работает в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка», расположенном по адресу: 309183, г. Губкин, Белгородская область, ул. Космонавтов, строение № 9-А.

Учреждение функционирует с 1990 года. За данный период времени несколько раз изменялся статус учреждения: детский сад комбинированного вида, инновационное учреждение «начальная школа – детский сад», с 2010 года – муниципальное автономное дошкольное учреждение, которое предоставляет населению весь спектр образовательных услуг в сфере дошкольного воспитания, в том числе обеспечивает достижение воспитанниками готовности к обучению в школе.

Среди учреждений социального окружения рядом с детским садом находятся: МОУ «СОШ №17», МОУ «СОШ №16», филиал детской музыкальной школы и художественной школы, спортивный комплекс «Кристалл», бассейн «Дельфин». Так как в микрорайоне наше учреждение занимает центральное месторасположение, то это позволяет успешно развивать внешние связи с учреждениями образования, культуры и спорта, сотрудничество с которыми позволяет повышать качественные показатели образовательного процесса ДОУ.

Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе федеральных государственных требований, внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям, предусмотренным реализуемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программой «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова).

На территории ДОУ разработана экологическая тропа, состоящая из множества познавательных остановок, имеется оборудованная метеостанция, природные зоны и центры экспериментальной деятельности. Автором опыта разработана система игр, бесед, наблюдений по формированию представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста, которая помогает просветить ребенка, дать ему минимальные знания об окружающей среде, сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения.

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, так как в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотного поведения.

Исходя из того, что детский сад посещают дошкольники, проживающие в городской местности, педагог работает над развитием у детей чувства эмпатии ко всему живому через продуктивную деятельность.

Поэтому педагог решила уделить внимание проблеме формирования представлений о жизни птиц, познавательного интереса и любознательности в процессе наблюдения за повадками птиц, как наиболее доступному средству приобщения к экологической культуре.

На первом этапе проверила уровень экологической воспитанности по методике Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Марковой [9, с. 153].

Проведенный анализ результатов диагностики по познавательному развитию в 2008 году показал, что низкий уровень развития составляет 39 %, средний уровень - 50%; а высокий уровень всего –11%.

Для улучшения положения необходимо было внедрение инновационных технологий. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой педагогом признана организация проектной деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.

Актуальность.

Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитать поколение, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Экологическое образование - важнейшая задача ДОУ в настоящее время. Начинать экологическое образование надо с младшего возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

Педагог считает, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе и школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

В настоящее время между целями и задачами экологического воспитания детей и его содержанием существует определенные противоречия:

- между проблемой изменения структуры мышления в сторону экологического, формирования целостной картины мира и сведением экологического воспитания к ознакомлению с природой;

- между необходимостью повышать уровень экологического развития у дошкольного возраста и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в детском саду.

Выявленные противоречия поставили перед педагогом проблему: может ли развивающая игровая деятельность стать естественным, социально – значимым средством экологического развития дошкольников, развитием познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

Решение данной проблемы педагог видит в создании системы педагогической работы, направленной на формирование представлений о птицах, их важной роли в природе, побуждение к необходимости беречь пернатых друзей, защищать их. Создание такой системы возможно при активном включении детей в различные виды и формы игровой деятельности, а также в условиях проведения целенаправленной работы в непосредственно-образовательной деятельности.

В совместной работе с родителями нужно создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

До сих пор у старшего поколения, значит и у детей приоритеты: человек - «хозяин», «царь» природы. Тогда как правильным должны быть другие приоритеты: человек - часть Природы, согласование человеческих потребностей с экологическими требованиями. Какие формы взаимодействия с ребенком выбрать, чтобы сформировать в нём основы экологической культуры?

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентированного подхода к экологическому образованию и воспитанию детей является технология проектирования.

Выбор темы «Формирование представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста посредством проекта «Птицы- наши друзья», обусловлен пониманием педагога значимости цели, поставленной в данном проекте.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке и апробации проекта «Птицы- наши друзья» с целью формирования представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста, в создании условий для развития у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.

Длительность работы над опытом.

Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы педагогом в течение трех лет с 2008-2009 уч. г. по 2010-2011 уч. г.

1-й этап— аналитико–диагностический: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подбор научно-популярной и художественной литературы о птицах, проведение диагностики. (Сентябрь 2008 г. – декабрь 2008г.) .

2-й этап— практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. (Январь 2009 –февраль 2011г.) .

3-й этап — аналитико-обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. (Март 2011– май 2011 г.) .

Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс – непосредственно- образовательная деятельность + совместная деятельность педагога с детьми (игры, прогулки, экскурсии, беседы, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей) + работа с родителями (системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог) .

Теоретическая база опыта.

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали такие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф. Дистерверг. Впервые швейцарский педагог - демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж. -Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущение его облагораживающего влияния на человека.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Экологическое образование дошкольников, новая категория дошкольной педагогики, находится на этапе становления, в рамках которой ведутся исследования в области определения содержания, подходов, принципов, технологий. Большой вклад в разработку данной проблемы внесли П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Н. Н Кондратьева, Л. С. Игнаткина, И. А. Хайдурова, Н. Н. Вересов, В. И. Логинова, А. М. Федотова, Н. А. Рыжова, И. Р. Колтунова, С. Д. Дерябо, ВА. Ясвин и др.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, необходимо просветить ребенка, дать ему минимальные знания об окружающей среде, сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения.

С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности» [13 с. 78].

Г. А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования. Он подчеркивает, что экологическое образование — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей.

Данные утверждения также является одним из показателей целесообразности работы Андросовой Л. С. над опытом.

В настоящее время в нашей стране происходят значительные изменения в системе дошкольного образования с учетом вступивших в силу Федеральных государственных требований (ФГТ). Введение ФГТ требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из активных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х годов: Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной.

Современные педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Сотрудничество российских ученых и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по дошкольному образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей ускорили внедрение метода в практику работы российских ДОУ.

«Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия в жизни»[5 с. 178].

При составлении плана реализации проекта автор проекта использовала современные источники. Изучила литературу по экологическому воспитанию детей: Кондратьева Н. Н. «Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению»; Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» и «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»; Рыжова Н. «Наш дом – природа».

Новизна опыта.

Новизной опыта является создание системы педагогической работы, направленной не только на формирование представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста, но и на развитие личности в целом, умеющей думать, сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту природы.

Раздел II

Технология опыта.

Цель педагогической деятельности по реализации данного опыта заключается в разработке и апробации системы работы по обучению дошкольников исследовательской деятельности, изучению представлений о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи:

• Создать условия для осмысления связей и отношений между человеком и представителями фауны.

• Развивать исследовательские способности дошкольников.

• Формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы, передвижения, перьевой покров) .

• Расширять представления о пернатых друзьях, их важной роли в природе.

• Закреплять представления детей о знакомых птицах.

• Уточнять представления о среде их обитания, о питании, передвижении.

• Обобщить знания дошкольников, полученные при наблюдении за птицами.

• Побуждать к необходимости беречь пернатых друзей, защищать их.

Работа над опытом проводилась в три этапа:

I этап Аналитико– диагностический.

Первый этап педагог начала с диагностики детей. Педагогическая диагностика уровня экологических представлений о природе у дошкольников, проводилась педагогом по методике Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Марковой.

Данная методика включает в себя: выявление формирования экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Диагностика осуществлялась с помощью игровых заданий по следующим направлениям:

1) на выявление уровня экологических знаний– проводится беседа по вопросам, цель которых изучить ценность природных объектов для дошкольника, выявить наличие у детей интереса к природным объектам и деятельности с ними;

2) на выявление уровня представлений детей о правилах и нормах поведения в природе и понимание значимости их соблюдения при взаимодействии с птицами (беседа по картинкам) ;на изучение особенностей проявления целостного отношения к природе и ее объектам в поведении детей (практическая ситуация) ;

3) на выявление уровня отношения детей к птицам - выявить характер отношения детей к птицам: его активность, избирательность, устойчивость, осознанность в естественных условиях.

По итогам диагностики уровень экологического развития детей второй младшей группы на начало 2008-2009 учебного года составил:

2008–2009 уч. год

Уровни Компоненты

Экологические знания Практическая ситуация Отношения к птицам Средний

показатель

уровня

Низкий 34 % (8) 42 % (10) 42 % (10) 39 %

Средний 54 % (13) 50 % (12) 46 % (11) 50 %

Высокий 12 % (3) 8 % (2) 12 % (3) 11 %

Результат диагностирования показал, что уровень представлений детей о природе, отношения к ней недостаточный.

Таким образом, по полученным результатам диагностики, педагогом сделан вывод, что есть необходимость повышать уровень экологической воспитанности у детей второй младшей группы, так как у некоторых детей недостаточно знаний о животных, о растительном мире, о птицах, о неживой природе. В связи с этим был разработан проект «Птицы - наши друзья» по экологическому воспитанию дошкольников в непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни (Приложение №1) .

В план включила мероприятия, позволяющие расширить представления детей о пернатых друзьях, их важной роли в природе; создать условия для осмысления связей и отношений между человеком и представителями фауны.

II этап: Реализационный.

Просмотрев и изучив результаты диагностики, изучив литературу по экологическому воспитанию дошкольников, педагог отобрала необходимый материал, который наиболее доступен и интересен детям.

Людмила Степановна считает, что достичь успешных результатов у детей по формированию представлений о жизни и повадках птиц поможет проект «Птицы-наши друзья».

В рамках реализации проекта педагог использовала активные методы и приемы обучения для формирования представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста:

словесные: рассказ педагога, беседы, чтение художественной литературы;

практические: игровой метод, упражнения, наблюдения;

наглядные: рассматривание картин, таблиц, схем, личный пример взрослых.

Применяла разнообразные формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, экскурсии, наблюдения, беседы, дидактические игры, чтение специальной литературы, сюжетно-ролевые игры.

На данном этапе работа проводилась в следующих направлениях:

-создание оптимально насыщенной, целостной, многофункциональной среды для гармоничного развития детей в соответствии созданием условий для формирования представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста, элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны;

-разработка перспективного плана и реализация проекта «Птицы-наши друзья» (Приложение №1) ;

-составление конспектов непосредственно - образовательной деятельности, консультаций (Приложение №2) ;

-создание презентаций;

-разработка авторских, дидактических игр, сюжетно – ролевых игр (Приложение №3) ;

-работа с родителями (Приложение №7) .

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению педагог использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь непосредственной образовательной деятельности, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Учитывая, что чувственные представления детей о пернатых, полученные в повседневной жизни, на занятиях могут быть расширены, углублены, систематизированы в непосредственной образовательной деятельности, Андросова Л. С. большое внимание отводила наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, художественной литературе) .

Первостепенное значение педагог уделяла словесным методам работы. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогали восприятию детьми новых образов о птицах и обеспечивали успешный результат.

В непосредственной образовательной деятельности по развитию речи педагог проводила беседы «Что мы знаем о птицах? »; «Птицы зимой»; «Назови части тела птиц ласково»; «Чего не хватает? »; «Кто лишний? »;«Одень птицу»(Приложение №5) .

Эти беседы способствовали активизации знаний детей о внешнем виде и повадках птиц, воспитывали интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять. Людмила Степановна составляла с детьми описательные рассказы по теме «Птицы», которые обеспечивают высокую умственную и речевую активность детей.

Важное внимание при формировании экологических представлений о природе у детей Людмила Степановна уделяла прочтению художественной литературы о жизни птиц. Ведь именно она глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, педагог использовала литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми воспитатель проводила беседу, задавала вопросы, видела в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость и восторг.

Для развития потребности в приобретении новых знаний в процессе исследовательской деятельности у дошкольников педагогом применялось чтение произведений по теме, разучивание считалок, загадок, пословиц и поговорок о птицах.

Сказки: «Жар-птица»; «Царевна лебедь»; «Синяя птица»; «Птица Феникс»; «Финист–ясный сокол»; «Гуси-лебеди»; «Кукушка» развивали эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника, формировали положительное отношение к природе, к птицам.

В целях обогащения представлений детей о жизни и повадках птиц педагог проводила такие виды игр- развлечений, как игра- путешествие, игра - фантазия, игра – исследование (Приложение №6) .

Большое значение при закреплении экологических представлений о природе у детей Андросова Л. С. придавала ведущей форме деятельности дошкольников – игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания) .Для удобства использования экологических игр на занятиях педагогом были изготовлены картотеки экологических игр по возрастам.

Дети играли в различные экологические игры: «Что общего? »;«Приятного аппетита»; «Сосчитай птиц»; «Похожа–непохожа»; «Угадай меня»; «Разбери фигурки птиц»; «Кто больше назовёт птиц»; «Сложи птичку» Эти игры развивают познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц.

Дидактическая игра «Кто больше назовёт птиц», проводимая педагогом, помогала расширять представления детей о птицах, уточнить названия некоторых из них; закрепить представление о пользе птиц (Приложение №3) .

Педагог в своей педагогической деятельности постоянно стремилась поддерживать и развивать игровые интересы детей. Людмила Степановна применяла сюжетно-ролевую игру «Дружба птиц», которая закрепляет представления детей о знакомых птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. (Приложение № 3) .

Используя игру «Меню для птиц», воспитатель расширяла представления детей о том, чем питаются пернатые, и учила составлять «меню» для конкретной птицы. Игровое действие заключалось в следующем: воспитатель называл птицу, а дети должны были сказать, чем она питается и где можно найти этот корм. Дидактическая игра «Птички на кормушках» помогает уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются, природоохранительные представления (Приложение №3) .

В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует не только сюжетно-ролевые, дидактические, но и все другие виды игр.

Начиная с раннего возраста, проводила очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.

Например, воспитатель обращает внимание детей на стайки воробьёв, наблюдает их несколько раз, подчёркивая: птички пугливы, к себе близко не подпускают, улетают сразу, как к ним подходишь. А потом проводит игру «Воробышки и автомобиль», в которой дети сами воспроизводят осторожное поведение птиц.

Развивать интерес к жизни птиц, слуховое и зрительное внимание, мышление и память, речь детей педагогу помогали подвижные игры: «Птички в гнёзда летят»; «Петушиный бой»; «Цапли»; «Найди пару»; «Летели две птички»; «Совушка»(Приложение №3) .

Достаточно широко используется Людмилой Степановной метод наблюдения. Взаимодействуя с природой, дети познали факты и достаточно сложные закономерности природных явлений, связей в природе, многообразие птиц, влияние человека на природу.

Педагог помогает детям установить зависимость отлёта птиц от наличия корма и характера погоды, понять трудности, которые ожидают зимних птиц; побудить детей к сопереживанию и оказании действенной помощи пернатым.

Воспитатель пыталась выяснить у детей, видели ли они, как люди готовят «птичьи столовые», развешивают их в лесу, в парке, в сквере и просто на участке, для кого они предназначены и какими должны быть. Людмила Степановна предложила посмотреть слайд с кормушками, обратила внимание на разнообразие форм кормушек и выбор материала для их постройки, на то, что кормушка должна быть практичной, удобной и безопасной для птиц при её расположении. Дети совместно с родителями заготавливали корм для птиц, мастерили кормушки, вешали их на участке и вели дальнейшие наблюдения за птицами (Приложение №8) .

В рамках проектной деятельности педагог предлагала детям такие поисковые задания, как насыпать семечки, зёрнышки, хлебные крошки, развесить кусочки сала; определить, что любят синички. Дети на прогулках зимой всегда подкармливали птиц, наблюдали за тем, как они клюют корм, как перемещаются по участку. У детей это вызывало огромный интерес и желание заботиться о зимующих птицах.

Учитывая, что развитие познавательного интереса занимает важное место в системе формирования отношений детей к природному окружению, к воспитанию элементов экологического сознания дошкольников, воспитателем создавалась для детей проблемная ситуация. На стенде «Всё обо всём» появлялось изображение клюва птицы. Предлагалось догадаться, какой птице он принадлежит. Дети вместе с родителями составляли рассказ о птице и поясняли, что нового узнали о пернатом друге.

Рассказ воспитателя по схеме (2 птицы, гнездо, яйцо, птица высиживает яйца, птенец в скорлупе, птенец без скорлупы, кормление птенца, пустое гнездо) помог понять детям, что в мире птиц происходят чудесные превращения, что самое главное чудо - это птичье яйцо и появление на свет птичьего потомства - это долгий путь.

Работая над проектом «Птицы - наши друзья»(Приложение №1) дети и родители подбирали загадки о птицах, учили стихи (Приложение №4) .Этими приемами Людмила Степановна формировала и развивала способность ребёнка самостоятельно решать подобные проблемы.

Педагог применяла практические умения и навыки детей в изображении птиц с помощью красок, пластилина, восковых карандашей. Сюжетное рисование на тему «Как розовые яблоки, на ветках снегири» способствовало развитию любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения детей. Во время коллективной лепки «Прилетайте в гости птицы» воспитатель формировала у детей представления о птицах, как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, перья (Приложение №8) .

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Воспитателем был проведен праздник «Весенний праздник птиц»(Приложение №6). По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, Андросова Л. С. старалась вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Работу по экологическому развитию дошкольников педагог осуществляла в тесном сотрудничестве с семьей. Родители принимали непосредственное и активное участие в формировании предметно – игровой развивающей среды группы. Педагог проводила консультационно – разъяснительную работу с родителями о методах и игровых приемах экологического воспитания детей в семейной обстановке.

Консультации для родителей «Нормы экологического поведения и особенности их восприятия дошкольниками», «Подкормите птиц зимой»

осуществляли взаимосвязь детского сада и семьи в воспитании гуманного отношения к природе и формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста (Приложение №7) .

Результативность:

Педагогическая диагностика результативности данного опыта заключалась в выявлении качественных изменений в уровнях экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, произошедших в ходе практического применения педагогом развивающих дидактических игр, в условиях целенаправленной работы в непосредственно - образовательной деятельности, и в свободной деятельности дошкольников.

Последующее проведение заданий на выявление уровня формирования представлений о жизни и повадках птиц позволило выявить качественные позитивные изменения у детей. У них были сформированы представления о знакомых птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Знания о пернатых были закреплены и систематизированы, уточнены представления о среде их обитания, о питании, передвижении. Дети познакомились с тем, как птицы устраивают свои гнёзда.

Сравнительные результаты диагностики приведены в таблице.

Учебный

год

Уровни

Компоненты

Экологические знания Практическая ситуация Отношение к птицам

2008-

2009 2009-

2010

2010-

2011

2008-

2009 2009-

2010

2010-

2011

2007-

2008 2009-

2010

2010-

2011

Низкий 34 % 20 % 8 % 42 % 24 % 12 % 42 % 20 % 4 %

Средний 54 % 46 % 38 % 50 % 42 % 38 % 46 % 46 % 42 %

Высокий 12 % 34 % 54 % 8 % 34 % 50 % 12 % 34 % 54 %

В ходе диагностики выявилась позитивная динамика формирования у детей представлений о жизни и повадках птиц. В целом, средние показатели диагностируемых компонентов составляют: низкий уровень – 8 %; средний уровень – 39 %; высокий уровень - 53 %. Из этого следует, что за время реализации опыта, высокий уровень повысился на 42 %. Это позволило снизить показатели среднего и низкого уровней экологического развития дошкольников на 11 % и 31 % соответственно.

Высокий уровень экологического развития выявлен у 53% детей. Дошкольники приобрели практические навыки помощи птицам зимой; у детей появилась потребность в общении с представителями мира птиц; проявляли доброту и чуткость, милосердие и бережное отношение ко всему окружающему.

У дошкольников сформированы представления о жизни и повадках птиц, расширился навык делать самостоятельно обобщения, мотивированно и объективно оценивать свою и чужую работу, произошло значительное обогащение словаря, развитие наблюдательности, интереса к познавательной и исследовательской деятельности.

Дети проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций «хорошо – плохо»; с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности, эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.

В результате работы над проектом дети узнали многое о жизни птиц и интересные факты об их «достижениях». Познакомились с народным творчеством, где используется образ птиц: поговорки, пословицы, приметы.

Все это в сочетании с дальнейшим развитием и формированием личности ребенка будет способствовать более легкому и правильному установлению контакта с окружающим миром.

Полученные знания в ходе проектной деятельности, изменили отношение детей к природе, в частности, к птицам. Это проявилось в заботе о пернатых друзьях: изготовлении кормушек, скворечников, подкормке птиц зимой. Таким образом, опыт педагога «Формирование представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста посредством проекта «Птицы - наши друзья» актуален и приемлем в работе с детьми.

Библиографический список

1. Артёмова, Л. А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. А. Артёмова. – М. : Просвещение, 1992.-126 с.

2. Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г, Михайлова, З. А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.-528 с.

3. Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г, Михайлова, З. А., Крулехт, М. В. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, М. В. Крулехт. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.-592 с.

4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду //

А. К. Бондаренко. – М. : Педагогика, 1985.-98с.

5. Грунина, С. О. Теория и методика экологического образования детей // С. О. Грунина. – Йошкар-Ола: 2006.-226с.

6. Згурская, Л. Д. Экология – малышам // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с. 40-48.

7. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика // С. А. Козлова – М. : Педагогика, 2001.-168с.

8. Кондратьева, Н. Н. Теоретические основы программы экологического воспитания дошкольников /.Н. Н. Кондратьева. – СПб. : Мозаика-Синтез, 1992.-153с.

9. Кондратьева, Н. Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению / Н. Н. Кондратьева. –СПб. :Мозаика-Синтез, 1992.-265с.

10. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М. :Просвещение, 1999.-187с.

11. Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 7. –с. 58-60.

12. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве/С. Н. Николаева. - М. : Педагогика, 2005. – 296с.

13. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду/С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 187с.

14. Рыжова, Н. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6. - с. 26-34.

15. Рыжова, Н. Стратегии экологического образования в Российской Федерации // Дошкольное воспитание. -1998. - № 7. - с. 18-20.

16. Савенков, А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 12. – с. 6 – 11.

17. Савенков, А. И. Теоретические, эмпирические и фантастические исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 2. - с. 73–78.

Приложение

1. Приложение № 1- Проект «Птицы - наши друзья».

2. Приложение № 2 -Конспекты непосредственно – образовательной деятельности по примерной основной общеобразовательной программе «Детство», Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова (образовательная область «Познание») .

3. Приложение № 3 -Система дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр по экологическому развитию дошкольников.

4. Приложение № 4 -Литературный материал о птицах.

5. Приложение № 5 – Беседы и рассказы о птицах.

6. Приложение № 6 - Игры– развлечения.

7. Приложение № 7 - Консультации для родителей по экологическому воспитанию дошкольников.

8. Приложение № 8 –Фотоматериалы к опыту работы.

Похожие записи:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста»
Роль воспитателя в организации игр детей раннего возраста


Версия для печати
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Опубликовано: 3 марта 2013 в 09:15
+4
Тематические разделы:
Перейдите в любой тематический раздел и найдите десятки и сотни работ по соответствующей теме.
Всего комментариев: 3. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.

← Назад


Сертификаты, свидетельства, дипломыБесплатные шаблоны для оформленияГрафик конкурсов