Обобщение опыта работы «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника»

Елена Котельникова
Обобщение опыта работы «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника»

Обобщение опыта работы «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника»

Начав работу воспитателем в первой младшей группе, я обратила внимание на несформированность наглядно - образного мышления речи у детей, небольшой практический опыт, который затрудняет воспринимать мир и действительность. Некоторые дети не разговаривали, а лишь произносили отдельные звуки. Поэтому я решила плотнее заняться работой по развитию речи детей. Общеизвестно воздействие художественной литературы на развитие речи детей. Я выбрала тему по самообразованию "Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника"

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец и другие. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Ежедневное чтение детской художественной литературы в детском саду, дополнительные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет.). Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка. При правильном подборе художественной литературы в соответствии с возрастом, целенаправленном использовании в разных видах деятельности, ознакомление с художественной литературой способствует развитию разных сторон речи.

В младшем возрасте целью моей работы было формирование интереса к художественному слову у детей. Литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного мира, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения усного народного творчества во всем его многообразии. Произведения фольклора своим содержаниям и формой наилучшим образом отвечают задачам развития и воспитания ребенка. Я знакомила детей с произведениями устного народного творчества в ненавязчивой форме, включая их в различные режимные моменты: при умывании, при одевании на прогулку, принятии пищи, подготовке ко сну. При оценке поступков детей использовала различные поговорки и пословицы. Дети с легкостью запоминали произведения устного народного творчества и учились применять их в жизни. Используя данный метод работы, я решала и еще одну немаловажную задачу по привитию определенных умений и навыков в младшем возрасте.

К литературным пристрастиям детей дошкольного возраста относятся также народные и авторские сказки отечественных и зарубежных писателей. Сказка вызывает у всех дошкольников любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, загадочностью, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума. Поэтому в среднем возрасте я целью своей работы определила развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. Свою работу я начала с изучения программы художественно - эстетического воспитания "Театрализованная палитра" под редакцией О. В. Гончарова. Дети с удовольствием увлеклись инсценированием известных сказок, придумывали сказки сами. Совместно с музыкальным руководителем были разработаны различные сценарии, игры - сказки. Для родителей была организована сюжетно - ролевая игра, где дети показывали театрализованное представление "Заяц в огороде". Мною было проведено родительское собрание на тему "Театральная деятельность в жизни ребенка". Итогом этого собрания было принято решение о пополнении театрализованноого уголка атрибутами. Родители с большой выдумкой и фантазией подошли к этому вопросу и в итоге были изготовлены различные виды театров: "на варежке", "на носочке", пальчиковый театр, куклы из папье - маше. Занимаясь театрализованной деятельностью, я широко использовала различные игры на развитие мимики, пантомимы, выразительности речи. Мною была составлена картотека игр: хороводные, народные, словесные, пластические, игры - драматизации, театральные этюды; картотека гимнастик: артикуляционная, пальчиковая, дыхательная; картотека упражнений с опорой на дыхание, снятие мышечного напряжения, на развитие дикции, на выражение эмоций; картотека пословиц, поговорок, скороговорок.

Вся моя работа строилась по принципу от простого к сложному, поэтому в старшей группе я решила работать над формированием связной речи через пересказ. Пересказ - это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Проблема несовершенства процесса восприятия таких произведений как рассказ, навыков словоупотребления связной и последовательной речи, побудило меня выбрать эту задачу. Мною был составлен перспективный план работы. При работе с детьми я использовала нетрадиционные виды пересказа: "Расскажи самому себе" (пересказ шепотом перед зеркальцем, пересказ в диалогических парах, пересказ по кругу, пересказ группе детей. Была организована выставка книг - самоделок, изготовленных родителями, произведения которых были подобраны таким образом, чтобы ребенок смог его пересказать. Занимаясь продуктивной деятельностью, дети изготовили книжки- малышки и подарили их малышам.

В подготовительной к школе группе я знакомила детей с таким жанром художественных произведений как басня. Я считаю, что в этом возрасте дети уже могут воспринимать басни и способны чувствовать и понимать образный язык иносказания. Цель моей работы - это воспитание чуткости к образному строю языка басни, развитие умения находить связь между содержанием басни и реальной жизнью. Басни позволяют детям раскрывать многогранность мира, в котором они живут, формировать оценку поступков героев. Этот жанр литературы в образной форме показывает ребенку сущность жизни, формирует его мышление, помогает строить свои отношения с окружающими людьми. На протяжении года я знакомила детей с баснями И. А. Крылова, Л. Н. Толстого, С. Михалкова, Ж. Лафонтена, Эзопа. Дети разучивали басни, инсценировали их, учились рассуждать и соотносить героев с людьми в реальной жизни.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию речи детей дала позитивный результат: речь стала чище и грамотнее, а дети увереннее в общении. Опыт работы показал, что построенная мною работа по развитию речи способствовала:

-обогащению словаря;

-развитию артистических способностей;

-проявлению индивидуальных способностей;

-формированию связной речи;

-формированию широты читательских интересов.

Опираясь на данный опыт работы, я планирую строить свою работу в новой группе.

Публикации по теме:

Наша группаНаша группа .

Сердце-оригамиСердце-оригами .

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Дикие животные
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника»
Опубликовано: 7 января 2014 в 11:10
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...
Фотоотчёт: «Чудесные причёски!»
Фотоотчёт: «Чудесные причёски! » Запысова М. И. Красота! Великое слово! Красота! Звучит, словно, песня, Снова и снова! Красота! Величава и бесподобна!...