Обобщение опыта работы учителей-логопедов с родителями в ДОУ

Альбина Зарипова
Обобщение опыта работы учителей-логопедов с родителями в ДОУ

Обобщение опыта работы с родителями учителей-логопедов

в МБДОУ»Ромашка»г. Буинска РТ.

Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры, неправильное ударение.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения, другие - крикливо. Воспитатель, учитель-логопед обращают внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко, учат детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

В настоящее время в МБДОУ "Ромашка" много детей с нарушениями речи. Многое зависит от работы логопедов детского сада. В нашем детском саду работают два учителя- логопеда: Зарипова А. И. и Мартьянова О. А. Вся логопедическая работа в МБДОУ "Ромашка" направлена на формирование правильной речи у ребенка:

-подготовка артикуляционного аппарата к работе;

-развитие фонематического восприятия;

-развитие мелкой моторики рук;

-постановка звуков;

-автоматизация звуков;

-дифференциация звуков;

-формирование слоговой структуры слов;

-обогащение и активизация словаря ;

-работа над грамматическим строем речи;

-формирование связной речи;

-формирование психологической базы речи.

Мы работаем в тесной взаимосвязи с родителями. Родители работают над формированием правильного звукопроизношения, а мы работаем по исправлению звукопроизношения. Цель нашей взаимосвязанной работы с родителями - это правильное произношение всех звуков у детей и подготовка их для успешного обучения в школе.

Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их детей те или иные речевые нарушения. Другие родители откладывают консультацию у логопеда из-за недостатка времени или, считая, что с возрастом у ребенка все пройдет и так. В таких случаях усложняется процесс коррекции речевого нарушения, воспитания и обучения.

В начале учебного года мы учителя-логопеды обследуем речь детей. Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведениях о родителях ребенка. Стараемся знакомиться с родителями детей, которые будут у нас заниматься.

Из первой беседы выясняем условия воспитания ребенка в семье, особенности развития, его увлечения, интересы. Так же интересуемся тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна для обеих сторон. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Это настраивает и привлекает родителей на совместную работу. Мы объясняем, какую помощь мы ждем от них в исправлении звукопроизношения.

Совместная работа логопедов с родителями в нашем детском саду является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах:

• Индивидуальные беседы и консультации

• Советы

• Рекомендации

• Памятки

• Анкетирование

• Тестирование

Родительские собрания

• Пятиминутки

• Семинары-практикумы

• Круглые столы

• Открытые занятия

• Домашние задания

• Информационный стенд

Родительские уголки

• Папки - передвижки

Для знакомства с требованиями, приемами и содержанием нашей работы наблюдением за своим ребенком родители приглашаются на открытые индивидуальные и фронтальные логопедические занятия. Такая форма работы позволяет родителям: контролировать ход логопедической работы, видеть объём знаний своего ребёнка в определённой лексической теме и разнообразие речевых упражнений, игр, наглядно-игрового, речевого материала.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общеобразовательные учреждения.

В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребенка позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому считаем, что родители должны знать о ребенке не только положительную информацию, но и отрицательную. Родители должны знать проблемы ребенка и помогать их разрешать.

Основной формой взаимодействия с родителями у учителя-логопеда является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь мы заполняем два раза в неделю, для того, чтобы родители могли с ребенком закрепить пройденный материал. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания, памяти и мелкой моторики рук. Эта форма работы позволяет нам так же вести более тесное сотрудничество с родителями и создавать единый речевой режим.

С 2003 года в МБДОУ «Ромашка» проводятся логоритмические занятия. Эти занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (обшеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).

Значимость работы с родителями трудно переоценить. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны учителей-логопедов и родителей.

Выстраивать работу с семьей надо на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, это, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.

Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Мы планируем и координируем совместную работу, определяем вместе с другими специалистами (педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем).

Основные задачи в работе с родителями:

- устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединять усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

- повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

- оказывать помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

- обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется нами учителями- логопедами, прежде всего в тесном контакте с родителями.

Логопедические занятия помогают детям справиться со своими проблема в произношении, а родителей логопед снабжает всей необходимой информацией и домашними практическими заданиями, которые помогают ребенку в домашних условиях сориентироваться в своих ошибках и понять, как правильно необходимо говорить. Все это дает хороший результат в нашей работе.

Использованная литература:

1. Бурлакова М. К. «Советы логопеда», В. Секачёв, М., 2001г.

2. Максаков Александр, «Развитие правильной речи ребёнка в семье», Издательство: «Мозаика-Синтез», 2008г.

3. Л. С. Волкова Логопедия. - М., 1989.

4. Генинг М. Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.

5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.

Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада).

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи - Просвещение М. ,2010.

Учителя-логопеды: Зарипова Альбина Ильгизаровна 1 квалификационной категории, Мартьянова Ольга Алексеевна 1 квалификационной категории.

Публикации по теме:

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Составление рассказа-описания по теме «Фрукты». Данная презентация может быть использована для составления рассказа - описания по теме "Фрукты" при работе с детьми старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Обобщение опыта работы учителей-логопедов с родителями в ДОУ
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 10:44
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...