Обобщение опыта работы учителей-логопедов с родителями в ДОУ

Альбина Зарипова
Обобщение опыта работы учителей-логопедов с родителями в ДОУ

Обобщение опыта работы с родителями учителей-логопедов

в МБДОУ»Ромашка»г. Буинска РТ.

Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры, неправильное ударение.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения, другие - крикливо. Воспитатель, учитель-логопед обращают внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко, учат детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

В настоящее время в МБДОУ "Ромашка" много детей с нарушениями речи. Многое зависит от работы логопедов детского сада. В нашем детском саду работают два учителя- логопеда: Зарипова А. И. и Мартьянова О. А. Вся логопедическая работа в МБДОУ "Ромашка" направлена на формирование правильной речи у ребенка:

-подготовка артикуляционного аппарата к работе;

-развитие фонематического восприятия;

-развитие мелкой моторики рук;

-постановка звуков;

-автоматизация звуков;

-дифференциация звуков;

-формирование слоговой структуры слов;

-обогащение и активизация словаря ;

-работа над грамматическим строем речи;

-формирование связной речи;

-формирование психологической базы речи.

Мы работаем в тесной взаимосвязи с родителями. Родители работают над формированием правильного звукопроизношения, а мы работаем по исправлению звукопроизношения. Цель нашей взаимосвязанной работы с родителями - это правильное произношение всех звуков у детей и подготовка их для успешного обучения в школе.

Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их детей те или иные речевые нарушения. Другие родители откладывают консультацию у логопеда из-за недостатка времени или, считая, что с возрастом у ребенка все пройдет и так. В таких случаях усложняется процесс коррекции речевого нарушения, воспитания и обучения.

В начале учебного года мы учителя-логопеды обследуем речь детей. Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведениях о родителях ребенка. Стараемся знакомиться с родителями детей, которые будут у нас заниматься.

Из первой беседы выясняем условия воспитания ребенка в семье, особенности развития, его увлечения, интересы. Так же интересуемся тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна для обеих сторон. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Это настраивает и привлекает родителей на совместную работу. Мы объясняем, какую помощь мы ждем от них в исправлении звукопроизношения.

Совместная работа логопедов с родителями в нашем детском саду является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах:

• Индивидуальные беседы и консультации

• Советы

• Рекомендации

• Памятки

• Анкетирование

• Тестирование

Родительские собрания

• Пятиминутки

• Семинары-практикумы

• Круглые столы

• Открытые занятия

• Домашние задания

• Информационный стенд

Родительские уголки

• Папки - передвижки

Для знакомства с требованиями, приемами и содержанием нашей работы наблюдением за своим ребенком родители приглашаются на открытые индивидуальные и фронтальные логопедические занятия. Такая форма работы позволяет родителям: контролировать ход логопедической работы, видеть объём знаний своего ребёнка в определённой лексической теме и разнообразие речевых упражнений, игр, наглядно-игрового, речевого материала.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общеобразовательные учреждения.

В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребенка позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому считаем, что родители должны знать о ребенке не только положительную информацию, но и отрицательную. Родители должны знать проблемы ребенка и помогать их разрешать.

Основной формой взаимодействия с родителями у учителя-логопеда является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь мы заполняем два раза в неделю, для того, чтобы родители могли с ребенком закрепить пройденный материал. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания, памяти и мелкой моторики рук. Эта форма работы позволяет нам так же вести более тесное сотрудничество с родителями и создавать единый речевой режим.

С 2003 года в МБДОУ «Ромашка» проводятся логоритмические занятия. Эти занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (обшеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).

Значимость работы с родителями трудно переоценить. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны учителей-логопедов и родителей.

Выстраивать работу с семьей надо на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, это, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.

Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Мы планируем и координируем совместную работу, определяем вместе с другими специалистами (педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем).

Основные задачи в работе с родителями:

- устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединять усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

- повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

- оказывать помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

- обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется нами учителями- логопедами, прежде всего в тесном контакте с родителями.

Логопедические занятия помогают детям справиться со своими проблема в произношении, а родителей логопед снабжает всей необходимой информацией и домашними практическими заданиями, которые помогают ребенку в домашних условиях сориентироваться в своих ошибках и понять, как правильно необходимо говорить. Все это дает хороший результат в нашей работе.

Использованная литература:

1. Бурлакова М. К. «Советы логопеда», В. Секачёв, М., 2001г.

2. Максаков Александр, «Развитие правильной речи ребёнка в семье», Издательство: «Мозаика-Синтез», 2008г.

3. Л. С. Волкова Логопедия. - М., 1989.

4. Генинг М. Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.

5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.

Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада).

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи - Просвещение М. ,2010.

Учителя-логопеды: Зарипова Альбина Ильгизаровна 1 квалификационной категории, Мартьянова Ольга Алексеевна 1 квалификационной категории.

Публикации по теме:

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Составление рассказа-описания по теме «Фрукты». Данная презентация может быть использована для составления рассказа - описания по теме "Фрукты" при работе с детьми старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Обобщение опыта работы учителей-логопедов с родителями в ДОУ
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 10:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...