Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами мини-музея

Наталия Ивлева
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами мини-музея

Обобщение опыта работы воспитателя Ивлевой Н. В. МДОУ Центр развития ребёнка-детский сад №46 п. Назарьево

Если вы не так уж загружены делом,

Если интересно вам новое знать,

Приходите в гости к нам поскорее,

Мы про музей хотим вам рассказать.

Там живёт весёлая курочка Ряба.

Сказку вам расскажет и песню споёт,

Хороводы водит с дедом и бабой

И золотое вам яйцо снесёт.

Приходите к в гости к нам поскорей

Приходите в гости к нам!

Мы про всё расскажем вам,

Как в музее интересно малышам.

Представляю вам систему работы с детьми младшего возраста в мини-музее.

Не у всех есть возможность в воскресный день пойти в музей. В процессе взаимодействия с семьями воспитанников, я выяснила, что большая часть детей моей группы ни разу не были в музеях. Причины этого различные: родители много работают, и у них не остаётся времени на общение с детьми; родители не знают с какого возраста можно посещать с детьми музеи и, наверное, самая главная проблема современных родителей – нежелание развивать своих детей. Многие родители считают, что ребёнок дошкольного возраста все необходимые знания получит в детском саду. Дети в любом возрасте – «ЛЮБОЗНАЙКИ» и «ПОЧЕМУЧКИ». Они задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется интересным и необычным.

Данная проблема позволила мне определить цель моей работы с детьми: формирование первичных представлений о музее, развитие познавательных интересов детей, художественных и изобразительных навыков.

Для её реализации я поставила решение следующих задач:

1. Организация предметно-развивающей среды -создание в группе мини-музея.

2. Развитие познавательных способностей у детей, творческого и логического мышления, воображения и речи.

3. Формирование исследовательских навыков и умений, самостоятельно анализировать и систематизировать знания.

4. Взаимодействие с родителями по данной теме.

5. Сотрудничество с педагогами по обмену опытом.

Что такое мини-музей? Во-первых, часть слова «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

А вот именно каким будет мини-музей в группе, мне подсказали сами дети, принося с собой по утрам в группу свои сюрпризики. Разнообразные мягкие игрушки, книжки-малышки, игрушки из киндер-сюрпризов. С каждым днём количество «сокровищ» становилось всё больше. Я заметила, что детям любимы образы домашних животных, они с удовольствием говорят звукоподражательные слова, играют с мягкими игрушками, «читают» пищащие и забавные книжки.

Для того, что бы расширить представления детей об окружающем мире, познакомить малышей с домашними животными, со сказками о них, развивать речь, формировать положительное эмоциональное отношение к братьям нашим меньшим, в группе был создан мини-музей «Курочка Ряба». Наш мини-музей расположен в группе, в доступном для детей месте. Экспонаты располагаются на полках шкафа. Рядом есть центр для художественной и самостоятельной деятельности в мини-музее.

В свой музей мы собрали игрушки домашних животных из различных материалов.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор. Причем не только он сам, но и родители и родственники. Ведь наш мини-музей — результат совместной работы воспитателя, детей и членов семей.

Что можно рассказать о нашем музее?

Он обладает огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, воспитывает любовь к народному творчеству, объединяет педагогов, детей и родителей захватывающим делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников.

Систему образовательной деятельности с использованием мини-музея можно разделить на три этапа:

Подготовительный этап

.

1. Сбор экспонатов.

2. Выбор названия музея «Курочка Ряба» с учётом возраста детей (дети 2 -3 лет).

3. Придумали правила посещения мини-музея.

4. Изобразили их в виде схем.

5. Смастерила костюм для сюрпризного момента и атрибуты, которые буду использовать в дальнейшей работе.

Практический этап

.

Был составлен тематический план, который предполагает интеграцию разных образовательных видов деятельности детей. Выбраны формы деятельности: работа с детьми, работа с коллегами и работа с родителями.

Экспонаты нашего мини-музея служат иллюстративным материалом в непосредственно образовательной деятельности. Всё новое изученное закрепляем в продуктивной деятельности. Например, при знакомстве с появлением цыплёнка мы делали аппликацию. А для закрепления этой темы дети играют с развивающим ковриком, где наглядно видно, что цыплёнок вылупляется из яйца. А вот этот цыплёнок уже под крылом у курочки-мамы (показ коврика). Дети считают пальчиками зёрнышки, рассматривают пёрышки хвоста курочки, закрепляют названия цветов.

При знакомстве с куриной семьёй, закрепляем не только внешний облик домашней птицы, особенности поведения, но и звукоподражание в драматизации. А потом мы слепили красивых петухов, не забыли и про забор для петуха. Все изготовленные экспонаты музея можно будет использовать в дальнейшей работе во всех возрастных группах.

Из капсул киндер-сюрпризов сделали сухой бассейн. Предлагаемые задания различные:«Найди игрушку в яйце», «Послушай, как гремит яичко», «Кто больше наберёт яиц". [/u

При знакомстве с потешками, загадками, хороводными играми я использую костюм курочки.

Игра «Курочка –хохлатка».

Вышла курочка –хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко -ко,

Не ходите далеко!»

(приближаясь к кошке, курица говорит):

«На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет».

Для развития мелкой моторики во второй младшей группы я использую варежку-маску цыплёнка.

Артикуляционная гимнастика «Цыплятки».

Кушать цыпочки хотят,

Очень тихо все сидят (пальцы сжать)

Детки, клювик открывайте (пальцы разжать)

Клюйте зёрна, подрастайте (пальцы сжать)

Клювик вверх, клювик вниз (движения вверх-вниз)

Влево вправо повернись (движения влево -вправо)

Кто маму слушает с пелёнок,

Будет сильным тот цыплёнок. (покивать головой)

В мини-музее есть дворик с домашними животными, где ребёнок 3 лет не просто приходит на экскурсию, он совершает путешествие по деревенскому дворику. Погружается в игру с его обитателями, стоит заборчик для телёнка, поит куклу молочком, которое дала корова Бурёнка и узнаёт нормы поведения в гостях. Тем самым, стимулируется интерес детей к разнообразным проблемам, предметам и живым существам. А в центре самостоятельной и художественной деятельности дети с удовольствием собирают пазлы, кубики по сказке, закрепляют величину с игрушками по принципу сбора матрёшки, играют с настольным театром сказки «Курочка Ряба», рисуют, лепят корм для животных. С удовольствием читают, гладят книжки, для развития тактильных ощущений.

Взаимодействие с родителями.

Для родителей была проведена консультации «Рисуем цыплёнка» и «Рисуем куриную семью» и подготовлен практический материал для работы с детьми, подготовлены советы по проведению эксперементов с яйцами. Например, какое яйцо крутится варёное или сырое; в какой воде яйцо тонет в солёной или в обычной; вывести цыплёнка из яйца-инкубатора.

Родители принимали участие в каждом конкурсе поделок для работы в музее: выставка пасхального яичка, кулинарный фотоконкурс «Блюда из яиц».

Весной планируем разбить эксперементальный участок по выращиванию пшеницы и оформить его фигурами петуха, курицы и цыплят, которые вырезали и раскрашивали родители.

Работа с педагогами.

Был проведён мастер – класс для воспитателей «Учимся лепить петушка и курочку», подготовлен практический материал для работы по сказке «Курочка Ряба», сценарии театрализованных постановок по мотивам сказки «Курочка Ряба», папка для индивидуальной работы с детьми, сборник сказок «Курочка Ряба» в стихах, cборники стихов, потешек, загадок, а так же подготовлены конспекты занятий по мотивам сказки «Курочка Ряба» и пальчиковая игра «В гости к солнышку».

Презентационный этап.

К открытию музея мы в группе готовили приглашение для родителей, украшали группу шариками. Пригласили в музей детей из другой группы младшего возраста. Дети сами были экскурсоводами в мини-музее. Родителям дети читали стихи и потешки о курочке, петушке; вместе отгадывали загадки, играли.

В первой младшей группе:

-дети изучили все экспонаты музея, могут рассказать о них, инсценировать сказку «Курочка Ряба», знают всех домашних птиц, рассказывают небольшие стихи, потешки, песенки о домашних птицах. Во второй младшей группе работаем над проведением экскурсий:

-экскурсиями «Как устроено куриное гнездо», «Какую пользу приносит курочка человеку», иллюстрирование первой книжки-малышки по сказке «Курочка Ряба».

Перспектива работы мини-музея:

В средней группе запланировано:

-экскурсия «Как живут куры в курятнике», создание коллекции корма для кур- злаковых, создание видеотеки научно -познавательных фильмов о домашних, водоплавающих, перелётных птицах.

В старшей группе запланировано:

– экскурсия «Как работает инкубатор», знакомство с профессией ветеринара, подбор коллекций научно-познавательных фильмов о курочке, петушке и цыплятках.

В подготовительной группе запланировано:

-знакомство с профессиями людей, работающих на птицеферме, экскурсия на птицеферму поселка Назарьево, знакомство с породами кур, создание фотоальбома «Наш мини-музей», проведение праздника «День открытых дверей» для будущих воспитанников вместе с родителями.

Вывод: проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативности. За время работы мини-музея у детей стало более развито образное мышление, воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойно и раскрепощено.

Мини-музей в группе позволил сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, а главное, достигнута цель - как во время создания, так и после, многие родители стали посещать настоящие музеи. другие.

Теперь скажу о главном:

Методика работы

Доступна и понятна,

Приемы хороши!

И взрослые и дети,

В музей наш приходите!

Для общего развития,

А так же для души!

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами мини-музея

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба» Приобщение детей к русской национальной культуре начинается с раннего детства. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты.

Организация мини-музеев в группе.Организация мини-музеев в группе. На мой взгляд, музейная педагогика - это новый метод всестороннего развития дошкольников. Мне очень понравилось это направление. Поэтому.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки
  • Лэпбуки
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами мини-музея
Опубликовано: 15 июля 2013 в 19:14
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет. Подвижная игра с прыжками и бегом на стимулирование двигательной активности.
Учитывая, что в утреннее время у детей была спокойная деятельность, решила провести подвижную игру более подвижного характера. Цель: Стимулирование...
«Цветные льдинки»
Зима – время чудес и интересных открытий. Это самое время, чтобы заняться экспериментами со льдом. Для того, чтобы этот процесс сделать ещё интереснее я с...
Мастер-класс «Новая жизнь — старой зимней шапки».
Уважаемые коллеги предоставляю вашему вниманию мастер-класс по оформлению жестяных банок для хранения ручек, карандашей, линеек и прочей канцелярии. Так...
Видео выступления детей на фестивале. Песня «Паровозик детства»
Видео выступления детей на фестивале. Песня "Паровозик детства" Дорогие друзья! Спасибо большое всем за добрые отзывы на мои публикации! Чтобы у вас не...
Мои впечатления о сакральной Праге.
Прага стоит на живописных холмах и утопает в зелени и буйстве красок садов, парков. В любое время года город красив и манит особой магией. Трудно остаться...