Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами мини-музея

Наталия Ивлева
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами мини-музея

Обобщение опыта работы воспитателя Ивлевой Н. В. МДОУ Центр развития ребёнка-детский сад №46 п. Назарьево

Если вы не так уж загружены делом,

Если интересно вам новое знать,

Приходите в гости к нам поскорее,

Мы про музей хотим вам рассказать.

Там живёт весёлая курочка Ряба.

Сказку вам расскажет и песню споёт,

Хороводы водит с дедом и бабой

И золотое вам яйцо снесёт.

Приходите к в гости к нам поскорей

Приходите в гости к нам!

Мы про всё расскажем вам,

Как в музее интересно малышам.

Представляю вам систему работы с детьми младшего возраста в мини-музее.

Не у всех есть возможность в воскресный день пойти в музей. В процессе взаимодействия с семьями воспитанников, я выяснила, что большая часть детей моей группы ни разу не были в музеях. Причины этого различные: родители много работают, и у них не остаётся времени на общение с детьми; родители не знают с какого возраста можно посещать с детьми музеи и, наверное, самая главная проблема современных родителей – нежелание развивать своих детей. Многие родители считают, что ребёнок дошкольного возраста все необходимые знания получит в детском саду. Дети в любом возрасте – «ЛЮБОЗНАЙКИ» и «ПОЧЕМУЧКИ». Они задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется интересным и необычным.

Данная проблема позволила мне определить цель моей работы с детьми: формирование первичных представлений о музее, развитие познавательных интересов детей, художественных и изобразительных навыков.

Для её реализации я поставила решение следующих задач:

1. Организация предметно-развивающей среды -создание в группе мини-музея.

2. Развитие познавательных способностей у детей, творческого и логического мышления, воображения и речи.

3. Формирование исследовательских навыков и умений, самостоятельно анализировать и систематизировать знания.

4. Взаимодействие с родителями по данной теме.

5. Сотрудничество с педагогами по обмену опытом.

Что такое мини-музей? Во-первых, часть слова «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

А вот именно каким будет мини-музей в группе, мне подсказали сами дети, принося с собой по утрам в группу свои сюрпризики. Разнообразные мягкие игрушки, книжки-малышки, игрушки из киндер-сюрпризов. С каждым днём количество «сокровищ» становилось всё больше. Я заметила, что детям любимы образы домашних животных, они с удовольствием говорят звукоподражательные слова, играют с мягкими игрушками, «читают» пищащие и забавные книжки.

Для того, что бы расширить представления детей об окружающем мире, познакомить малышей с домашними животными, со сказками о них, развивать речь, формировать положительное эмоциональное отношение к братьям нашим меньшим, в группе был создан мини-музей «Курочка Ряба». Наш мини-музей расположен в группе, в доступном для детей месте. Экспонаты располагаются на полках шкафа. Рядом есть центр для художественной и самостоятельной деятельности в мини-музее.

В свой музей мы собрали игрушки домашних животных из различных материалов.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор. Причем не только он сам, но и родители и родственники. Ведь наш мини-музей — результат совместной работы воспитателя, детей и членов семей.

Что можно рассказать о нашем музее?

Он обладает огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, воспитывает любовь к народному творчеству, объединяет педагогов, детей и родителей захватывающим делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников.

Систему образовательной деятельности с использованием мини-музея можно разделить на три этапа:

Подготовительный этап

.

1. Сбор экспонатов.

2. Выбор названия музея «Курочка Ряба» с учётом возраста детей (дети 2 -3 лет).

3. Придумали правила посещения мини-музея.

4. Изобразили их в виде схем.

5. Смастерила костюм для сюрпризного момента и атрибуты, которые буду использовать в дальнейшей работе.

Практический этап

.

Был составлен тематический план, который предполагает интеграцию разных образовательных видов деятельности детей. Выбраны формы деятельности: работа с детьми, работа с коллегами и работа с родителями.

Экспонаты нашего мини-музея служат иллюстративным материалом в непосредственно образовательной деятельности. Всё новое изученное закрепляем в продуктивной деятельности. Например, при знакомстве с появлением цыплёнка мы делали аппликацию. А для закрепления этой темы дети играют с развивающим ковриком, где наглядно видно, что цыплёнок вылупляется из яйца. А вот этот цыплёнок уже под крылом у курочки-мамы (показ коврика). Дети считают пальчиками зёрнышки, рассматривают пёрышки хвоста курочки, закрепляют названия цветов.

При знакомстве с куриной семьёй, закрепляем не только внешний облик домашней птицы, особенности поведения, но и звукоподражание в драматизации. А потом мы слепили красивых петухов, не забыли и про забор для петуха. Все изготовленные экспонаты музея можно будет использовать в дальнейшей работе во всех возрастных группах.

Из капсул киндер-сюрпризов сделали сухой бассейн. Предлагаемые задания различные:«Найди игрушку в яйце», «Послушай, как гремит яичко», «Кто больше наберёт яиц". [/u

При знакомстве с потешками, загадками, хороводными играми я использую костюм курочки.

Игра «Курочка –хохлатка».

Вышла курочка –хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко -ко,

Не ходите далеко!»

(приближаясь к кошке, курица говорит):

«На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет».

Для развития мелкой моторики во второй младшей группы я использую варежку-маску цыплёнка.

Артикуляционная гимнастика «Цыплятки».

Кушать цыпочки хотят,

Очень тихо все сидят (пальцы сжать)

Детки, клювик открывайте (пальцы разжать)

Клюйте зёрна, подрастайте (пальцы сжать)

Клювик вверх, клювик вниз (движения вверх-вниз)

Влево вправо повернись (движения влево -вправо)

Кто маму слушает с пелёнок,

Будет сильным тот цыплёнок. (покивать головой)

В мини-музее есть дворик с домашними животными, где ребёнок 3 лет не просто приходит на экскурсию, он совершает путешествие по деревенскому дворику. Погружается в игру с его обитателями, стоит заборчик для телёнка, поит куклу молочком, которое дала корова Бурёнка и узнаёт нормы поведения в гостях. Тем самым, стимулируется интерес детей к разнообразным проблемам, предметам и живым существам. А в центре самостоятельной и художественной деятельности дети с удовольствием собирают пазлы, кубики по сказке, закрепляют величину с игрушками по принципу сбора матрёшки, играют с настольным театром сказки «Курочка Ряба», рисуют, лепят корм для животных. С удовольствием читают, гладят книжки, для развития тактильных ощущений.

Взаимодействие с родителями.

Для родителей была проведена консультации «Рисуем цыплёнка» и «Рисуем куриную семью» и подготовлен практический материал для работы с детьми, подготовлены советы по проведению эксперементов с яйцами. Например, какое яйцо крутится варёное или сырое; в какой воде яйцо тонет в солёной или в обычной; вывести цыплёнка из яйца-инкубатора.

Родители принимали участие в каждом конкурсе поделок для работы в музее: выставка пасхального яичка, кулинарный фотоконкурс «Блюда из яиц».

Весной планируем разбить эксперементальный участок по выращиванию пшеницы и оформить его фигурами петуха, курицы и цыплят, которые вырезали и раскрашивали родители.

Работа с педагогами.

Был проведён мастер – класс для воспитателей «Учимся лепить петушка и курочку», подготовлен практический материал для работы по сказке «Курочка Ряба», сценарии театрализованных постановок по мотивам сказки «Курочка Ряба», папка для индивидуальной работы с детьми, сборник сказок «Курочка Ряба» в стихах, cборники стихов, потешек, загадок, а так же подготовлены конспекты занятий по мотивам сказки «Курочка Ряба» и пальчиковая игра «В гости к солнышку».

Презентационный этап.

К открытию музея мы в группе готовили приглашение для родителей, украшали группу шариками. Пригласили в музей детей из другой группы младшего возраста. Дети сами были экскурсоводами в мини-музее. Родителям дети читали стихи и потешки о курочке, петушке; вместе отгадывали загадки, играли.

В первой младшей группе:

-дети изучили все экспонаты музея, могут рассказать о них, инсценировать сказку «Курочка Ряба», знают всех домашних птиц, рассказывают небольшие стихи, потешки, песенки о домашних птицах. Во второй младшей группе работаем над проведением экскурсий:

-экскурсиями «Как устроено куриное гнездо», «Какую пользу приносит курочка человеку», иллюстрирование первой книжки-малышки по сказке «Курочка Ряба».

Перспектива работы мини-музея:

В средней группе запланировано:

-экскурсия «Как живут куры в курятнике», создание коллекции корма для кур- злаковых, создание видеотеки научно -познавательных фильмов о домашних, водоплавающих, перелётных птицах.

В старшей группе запланировано:

– экскурсия «Как работает инкубатор», знакомство с профессией ветеринара, подбор коллекций научно-познавательных фильмов о курочке, петушке и цыплятках.

В подготовительной группе запланировано:

-знакомство с профессиями людей, работающих на птицеферме, экскурсия на птицеферму поселка Назарьево, знакомство с породами кур, создание фотоальбома «Наш мини-музей», проведение праздника «День открытых дверей» для будущих воспитанников вместе с родителями.

Вывод: проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативности. За время работы мини-музея у детей стало более развито образное мышление, воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойно и раскрепощено.

Мини-музей в группе позволил сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, а главное, достигнута цель - как во время создания, так и после, многие родители стали посещать настоящие музеи. другие.

Теперь скажу о главном:

Методика работы

Доступна и понятна,

Приемы хороши!

И взрослые и дети,

В музей наш приходите!

Для общего развития,

А так же для души!

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами мини-музея

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба» Приобщение детей к русской национальной культуре начинается с раннего детства. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты.

Организация мини-музеев в группе.Организация мини-музеев в группе. На мой взгляд, музейная педагогика - это новый метод всестороннего развития дошкольников. Мне очень понравилось это направление. Поэтому.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами мини-музея
Опубликовано: 15 июля 2013 в 19:14
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Облако. Мастер класс.
Очень часто, мы воспитатели, используем различные природные явления в интерьере и оформлении различных помещений. Самыми, наиболее часто используемыми,...
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер-класс «Разноцветная зима». Учимся рисовать пейзаж.
Зима нас радует свежестью, многообразием оттенков белого, чистотой. Откуда же взяться разноцветью ? Если волшебница-осень раскрашивает окружающие нас...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...