Папки-передвижки

Обобщение опыта «Развитие познавательной активности детей с помощью создания положительной мотивации»

Елена Гринева
Обобщение опыта «Развитие познавательной активности детей с помощью создания положительной мотивации»

Введение

На занятиях по развитию речи ребёнку приходится говорить самому, слушать пояснения педагога и ответы товарищей, требуется усидчивость и внимание. Всё, во что включается дошкольник – занятия, игра, рисование, лепка – должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребёнок, в силу своего возраста просто не способен делать то, что ему не интересно.

Публикация «Обобщение опыта „Развитие познавательной активности детей с помощью создания положительной мотивации“» размещена в разделах

Система мотивации дошкольника носит подвижный, изменяющийся во времени характер, поэтому возможно влияние при помощи целенаправленных воспитательных воздействий на формирование мотивационной сферы. Ее становление происходит в течение всей жизни человека и главным образом в детстве, в процессе развития ребенка. То какой она станет, зависит от воспитательного воздействия родителей, педагогов и от окружающей среды.

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучении как специально организованной деятельности. Возникнув, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейших в психологии и педагогике обучения, ей посвящено огромное число работ.

Создание положительной мотивации в различных видах деятельности, повышение уровня самооценки, варьирование методов и приёмов обеспечивает успешное формирование речевой и познавательной активности у детей.

Готовясь к занятиям и просматривая методическую литературу, я заметила, что начало занятия часто ограничивается предложением отгадать загадку или послушать стихотворение. Дети уже с первых минут теряют интерес к предстоящей деятельности. Отчасти поэтому в основной части занятия я наблюдала низкую речевую активность. Не хочу сказать, что хорошо продуманная первая часть занятия - залог того, что дети будут с успехом демонстрировать свои речевые умения в основной части, так как это трудоёмкая, серьёзная, продолжительная работа, требующая от детей навыков и умений. Я обратила внимание, что хорошее, динамичное, интересное, занимательное начало мобилизирует детей, вызывает желание, интерес к тому, что будет происходить дальше.

В этой связи передо мной возникла проблема: создание положительной мотивации у детей на занятиях по развитию речи, с применением приёмов, методов, средств, способных создать интерес к занятию с первых минут.

Исходя из сказанного выше, я поставила перед собой цель: выявить влияние положительной мотивации на познавательную активность дошкольников на занятиях по развитию речи.

Для решения цели я поставила следующие задачи:

1. Подобрать и изучить методическую литературу по данной теме.

2. Выявить влияние положительной мотивации на активность детей во время занятий по развитию речи.

3. Подобрать методы и приёмы для создания положительной мотивации и включить их в занятия по развитию речи.

Гипотеза: положительная мотивация, т. е. создание интереса к занятию с самых его первых минут и поддержания интереса на всём протяжении – будет способствовать повышению познавательной активности детей на занятиях по развитию речи.

Этапы работы:

I этап: подготовительный ( цель: изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме);

II этап: плановый ( цель: подобрать игровые ситуации, способствующие созданию положительной мотивации на занятиях по развитию речи);

III этап: практический ( цель: внедрение методов и приёмов для создания положительной мотивации на занятиях по развитию речи);

IY этап: контрольно – аналитический ( цель: выявить влияние игр и упражнений, способствующих повышению положительной мотивации детей на).

Условия создания положительной мотивации у дошкольников :

1. Организация, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.

3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.

4. Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.

5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.

6. Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей воспитанников.

7. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия, стимулировать познавательную активность детей.

Методы и приёмы работы с детьми дошкольного возраста по созданию положительной мотивации на занятиях по развитию речи.

В системе работы по формированию речевой, познавательной мотивации, а также на занятиях по развитию речи, целесообразно активно использовать в том числе и нетрадиционные формы организации и проведения занятий, таких как:

- использование ИКТ;

- построенные по принципу взаимообучения, индивидуализации;

- проводимые по аналогии с популярными телевизионными играми (“Поле чудес”, “Я и моя семья”, и др.);

- КВН;

- конкурсы;

- экскурсии;

- занятие-путешествие;

- различные игры;

- введение сказочного персонажа;

- проблемные вопросы и ситуации и др.

Создание интереса на занятиях у детей дошкольного возраста.

Особый акцент в своей деятельности я сделала на игровые методы и приёмы, и это не случайно, ведь игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведя игру, опираюсь на мотивы обучения детей – фиксирую их достижения, привлекаю к интересным, доступным для детей способам действий, предоставляю возможность выбора, оказываю педагогическую помощь и поддержку, даю задания, соответствующие уровню развития и возможностям ребёнка. Иначе говоря, обеспечиваю индивидуальный подход к формированию мотивации детей.

Занятия более успешны, когда есть условия, позволяющие заинтересовать детей, руководить процессом формирования ощущений, восприятия, обогащать и закреплять складывающиеся у них представления.

Роль воспитателя в этом случае состоит в создании игровой обстановки в соответствии с потребностями, интересами и перспективами развития ребёнка и побуждении его к самостоятельной деятельности с игрушками и пособиями.

Положительная мотивация дошкольников к обучению представляет собой побуждение, обусловливающее достижение положительного результата к предстоящей образовательной деятельности, поэтому в своей педагогической деятельности использовала мотивационные стимулы.

Специфика положительной мотивации дошкольников к обучению в условиях детского сада включает систему мотивов, связанных с учением, социальной позицией, характером отношения к учению, потребностью в безопасности и самоуважении.

Выводы.

Над данной темой я работаю четвёртый год, поэтому сегодня я могу говорить о результатах данной работы. Я заметила, что игровые приёмы способствовали появлению у детей инициативы, интереса к занятию и высокой познавательной активности. Это отмечалось и педагогами детского сада при проведении мною открытых занятий по развитию речи.

Публикации по теме:

Итоговая анкета по результатам работы Консультативного пункта «Абвгдейка» Уважаемые родители! Пожалуйста, подчеркните в анкете нужные варианты ответов и дайте необходимые пояснения. Спасибо. 1. Ваше мнение о необходимости.

Экспериментальная деятельность в детском саду Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка требуется не только владение знаниями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Развитие познавательной активности детей с помощью создания положительной мотивации»
Опубликовано: 5 декабря 2014 в 19:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД