МААМ-картинки

Обобщение опыта «Экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста»

Смирницкая Ольга Викторовна
Обобщение опыта «Экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста»

Экспериментирование как метод познавательного развития в старшем дошкольном возрасте

ФГОС ДОО определяет экспериментирование, как форму активности ребёнка, направленную на познание свойств и связей объекта, способствует формированию целостной картины мира.

Публикация «Обобщение опыта „Экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

 Период старшего дошкольного возраста важен для развития познавательной потребности ребенка, в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».

Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, которые выражаются во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что, как и почему?

Экспериментирование

Дети очень любят экспериментировать.

В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Толчком к началу экспериментирования 

часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.

Поэтому мы использовали в работе все существующие разновидности экспериментов :

случайные наблюдения и эксперименты 

не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

плановые наблюдения и эксперименты 

как реализация перспективного плана, и  как ответ на детские вопросы.

Экспериментирование мы организуем во всех видах деятельности:

1. Организованная образовательная деятельность с детьми

(используем перспективный план опытов и экспериментов).

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в уголке экспериментирования).

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений:

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение)

3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, черенка, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

4. О человеке (функционирование организма)

5. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды.

Уголок опытно – экспериментальной деятельности.

Мини – лаборатория

В ней хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

-Специальная посуда (разнообразные  ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);

-Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох,

кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т. п.);

- Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);

-Приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);

-Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);

-Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);

-Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д.).

В нашей лаборатории материалы распределены по  блокам:

-«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т. е. материалы для изучения свойств воды);

-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т. д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);

-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок) ,т. е. материалы для изучения свойств света, цвета);

-"Звук" киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др., колокольчики, дудочки, трещотки, наушники, т. е. материалы для изучения свойств звука);

-"Запах" (мешочки с лавандой, с ромашкой, с сосной, освежители, ароматические масла, свечи, пробники духов, тестеры, т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов);

-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы, т. е. материалы для изучения свойств магнита.

В уголке находятся различные модели:

- алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Все алгоритмы распределены по блокам.

Макеты (выставляются соответственно проектам)  :

-царство льда и снега;

-кто живет в жарких странах;

-животные наших лесов;

-пресмыкающиеся;

-насекомые.

Есть тематические альбомы:

-луговые цветы,

- садовые цветы,

-комнатные растения,

-насекомые,

-кузнечики.

Зона – наш методический центр.

Это центр нашей мини - лаборатории. Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов, экспериментов и дидактических игр по блокам, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности (алгоритмы воспроизведения информации о последовательности трудовых процессов в уголке природы и в цветнике, алгоритмы воспроизведения познавательной деятельности).

В центре есть правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации) дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют дети.

Зона – центр «Хочу всё знать».

В него входят книги, энциклопедии "Все обо всем", атласы.

Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой,  добывать нужную информацию.

Здесь же находятся альбомы, картинки, диски с презентациями, экологическими путешествиями экскурсиями:

-времена года,

-деревья,

-растительный мир, грибы,

-природные явления,

-насекомые,

-птицы,

-животные жарких стран,

-домашние животные и птицы,

-дикие животные,

-животные Севера,

- природными сообществами.

Зона - «Огород на окне».

На окне весной обустраивается огород. Посадки: овес, лук, салат, фасоль, петуния, бархатцы, перец сладкий, помидор. Огород оформлен по сюжету «У ёжика», также на окне есть прудик с камешками, ракушками и растениями, где плавают уточки и лягушки. С детьми сделали бабочек, ласточек, тучки и солнышко и украсили ими окно! Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.

В мини - лаборатории находятся разнообразные коллекции

Коллекции используем для решения задач разных образовательных областей:

познавательное развитие

(знакомство с городами России - магниты);

художественно-эстетическое развитие

(создание открыток);

речевое развитие

(рассказы о коллекциях, об экспонатах

коллекции);

социально-коммуникативное

(обмен впечатлениями).

Опыт работы показывает, что опытно-экспериментальная деятельность  дает положительные результаты в познавательном развитии детей.

Она дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Форма познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие по карте»

Эта форма работы направлена на освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае).

«Путешествия по карте» способствует развитию представлений :

- о земном шаре, океанах, материках;

- о различных климатических зонах, условиях жизни на Земле и разных видах ландшафта;

- о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей, особенностях их жизни.

- о растениях и животных, населяющих планету

Тематика путешествий:

1 Поверхность Земли и стороны света

2 Океаны и их обитатели

3 Северные Земли

4 Африка

5 Австралия

6 Антарктида

7 Америка

8 Азия.

9 Европа.

10 Наша страна – Россия

Алгоритм деятельности взрослого и детей «Путешествия по карте»

1 этап Выбор пункта назначения

2 этап Выбор средства передвижения

3 этап Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте

4 этап Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

5 этап Само путешествие. Заполнение участка контурной физической карты линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных растений, людей и их занятий)

6 этап Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

Материалы для «Путешествия по карте» :

1. Глобус, физическая карта мира, контурные карты на каждого ребенка.

2. Иллюстрации видов транспорта.

3. Карточки или фотоиллюстрации с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света; жизненной среды и типичных занятий населения.

4. Карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света.

5. Мелкие карточки-метки для наклеивания на карту по маршруту (размер метки 2на 3). Метки отображают характерных представителей флоры и фауны данной местности, достопримечательности, особенности проживания людей и т. д.

6. Художественная литература (произведения могут быть использованы как для предварительной работы, так и в ходе самого путешествия или в последующей работе).

7. материалы для исследований детей (опыты, экспериментирование).

Путешествие

по «Реке времени»

одна из наиболее интересных и доступных игровых форм.

Основной развивающей задачей исследований - путешествий является освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему).

Во время путешествий присутствует одно и то же дидактическое пособие, названное Н. А. Коротковой карта – панно «река времени». Название символизирует линейное движение исторического  времени: от прошлого к настоящему.

Дидактическое пособие «река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями.

К примеру«древность» - «старина» - «наше время»«Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир.

На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации (размером примерно в половину стандартного листа формата А4 — «метки» каждой остановке во времени. Такими символами - «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки символы – может жилища или еще что-то характерное для определенной исторической эпохи.

Начинаем работу с обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — «старину», и еще раньше — в «древности». Из множества небольших иллюстраций-вырезок мы выбираем подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки».

В следующих «путешествиях»  переходим к истории быта, транспорта,

профессий, письменности и т. д., используя красочные книги познавательного характера, обращаясь для введения в тему к подходящим художественным и справочным текстам, привлекая для этого родителей, организуя экскурсии в библиотеку.

Остановки на «реке времени» от проекта к проекту «обживаются» — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение подкрепляем не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами).

Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии)одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер картинок при-мерно 6 х 8 см или 7 х 10 см). Сначала мы их делали только прямоугольной формы, но поняли, что интереснее вырезать по контуру, общая картинка времени становится более живой, не выставочной.

Тематика  путешествий:

История жилища и бытоустройства;

История сухопутного транспорта;

История огня (освещение и тепло);

История мореплавания и воздухоплавания;

История письменности (книгопечатание);

История коммуникации (почта);

История профессий.

После освоения технологии, тематика таких путешествий была дополнена. Знакомство с историей развития обуви, мебели, посуды, одежды, живописи. Планируется исследовать  темы: история развития детских игрушек и праздников.

ФГОС ДОО определяет экспериментирование, как форму активности ребёнка, направленную на познание свойств и связей объекта, способствует формированию целостной картины мира.  Период старшего дошкольного возраста важен для развития познавательной потребности ребенка, в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».

Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, которые выражаются во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что, как и почему?

Экспериментирование

Дети очень любят экспериментировать.

В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Толчком к началу экспериментирования 

часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.

Поэтому мы использовали в работе все существующие разновидности экспериментов :

случайные наблюдения и эксперименты не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное; плановые наблюдения и эксперименты 

как реализация перспективного плана, и  как ответ на детские вопросы.

Экспериментирование мы организуем во всех видах деятельности:

1. Организованная образовательная деятельность с детьми

(используем перспективный план опытов и экспериментов).

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в уголке экспериментирования).

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений:

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение)

3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, черенка, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

4. О человеке (функционирование организма)

5. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды.

Уголок опытно – экспериментальной деятельности.

Мини – лаборатория

В ней хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

-Специальная посуда (разнообразные  ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);

-Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох,

кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т. п.);

- Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);

-Приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);

-Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);

-Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);

-Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д.).

В нашей лаборатории материалы распределены по  блокам:

-«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т. е. материалы для изучения свойств воды);

-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т. д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);

-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок) ,т. е. материалы для изучения свойств света, цвета);

-"Звук" киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др., колокольчики, дудочки, трещотки, наушники, т. е. материалы для изучения свойств звука);

-"Запах" (мешочки с лавандой, с ромашкой, с сосной, освежители, ароматические масла, свечи, пробники духов, тестеры, т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов);

-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы, т. е. материалы для изучения свойств магнита.

В уголке находятся различные модели:

- алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Все алгоритмы распределены по блокам.

Макеты (выставляются соответственно проектам)  :

-царство льда и снега;

-кто живет в жарких странах;

-животные наших лесов;

-пресмыкающиеся;

-насекомые.

Есть тематические альбомы:

-луговые цветы,

- садовые цветы,

-комнатные растения,

-насекомые,

-кузнечики.

Зона – наш методический центр.

Это центр нашей мини - лаборатории. Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов, экспериментов и дидактических игр по блокам, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности (алгоритмы воспроизведения информации о последовательности трудовых процессов в уголке природы и в цветнике, алгоритмы воспроизведения познавательной деятельности).

В центре есть правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации) дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют дети.

Зона – центр «Хочу всё знать».

В него входят книги, энциклопедии "Все обо всем", атласы.

Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой,  добывать нужную информацию.

Здесь же находятся альбомы, картинки, диски с презентациями, экологическими путешествиями экскурсиями:

-времена года,

-деревья,

-растительный мир, грибы,

-природные явления,

-насекомые,

-птицы,

-животные жарких стран,

-домашние животные и птицы,

-дикие животные,

-животные Севера,

- природными сообществами.

Зона - «Огород на окне».

На окне весной обустраивается огород. Посадки: овес, лук, салат, фасоль, петуния, бархатцы, перец сладкий, помидор. Огород оформлен по сюжету «У ёжика», также на окне есть прудик с камешками, ракушками и растениями, где плавают уточки и лягушки. С детьми сделали бабочек, ласточек, тучки и солнышко и украсили ими окно! Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.

В мини - лаборатории находятся разнообразные коллекции

Коллекции используем для решения задач разных образовательных областей:

познавательное развитие

(знакомство с городами России - магниты);

художественно-эстетическое развитие

(создание открыток);

речевое развитие

(рассказы о коллекциях, об экспонатах

коллекции);

социально-коммуникативное

(обмен впечатлениями).

Опыт работы показывает, что опытно-экспериментальная деятельность  дает положительные результаты в познавательном развитии детей.

Публикации по теме:

«Лего-конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». (Из опыта работы) Тема: «Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». Ребёнок – прирождённый, изобретатель.

Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста Тема моего выступления: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В дошкольном.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками»,.

Компьютер как средство познавательного развития у детей дошкольного возрастаКомпьютер как средство познавательного развития у детей дошкольного возраста Компьютер - устройство, обрабатывающее данные, следуя ряду команд, который носит название компьютерной программы. В наше время трудно представить.

Моделирование как метод логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 114" (МБ ДОУ "Детский сад № 114") Моделирование как метод.

Обобщение материала по теме «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Обобщение материалов по теме: «Пальчиковая гимнастика, как средство, развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Известному.

Обобщение опыта «Тестопластика, как средство развития сенсомоторики детей младшего дошкольного возраста» Обобщение педагогического опыта. Выступление на выездных курсах повышения квалификации Слайд 1. Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предоставляется.

Обобщение опыта работы по теме: «Экологическое воспитание как средство познавательного развития детей» Данные о носителе опыта: 1. Фамилия, имя, отчество: Калиева Дариха Кыдыралиевна 2. Год рождения: 1979 3. Должность: воспитатель 4. Территория,.

Отчёт «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Мной был разработан долгосрочный проект на тему: «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей дошкольного.

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста Муниципальная августовская педагогическая конференция Тема: «Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 октября 2017 в 14:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД