Папки-передвижки

Обобщение педагогического опыта «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Жанна Халиман
Обобщение педагогического опыта «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучение, так и в общение со сверстниками.

Исследования М. М. Кольцовой показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений руки и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальце рук. В дошкольном возрасте основной вид деятельности-это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре.

Публикация «Обобщение педагогического опыта „Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Игра для ребёнка-способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, подлинная социальная практика. В игре формируются все стороны личности ребёнка,

происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой. Более высокой стадии развития.

Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Развитие рук ребёнка и развитие речи взаимосвязаны.

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

Игры с пальчиками -это не только стимул для развития речи и мелкой моторике, но и один из вариантов радостного общения.

В наше время, всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, меня как педагога очень заинтересовала эта проблема. В нашем дошкольном учреждение имеются разные виды направлений для развития речи детей. Одним из них –это развитие мелкой моторике рук.

Я выбрала это направление не случайно,т. к. считаю очень важным уделять большое внимание пальчиковым играм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, т. к. наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Цель этой работы: исследования возможностей использования «пальчиковых игр» в речевом развитии детей младшего возраста.

Задачи: Изучить методы и литературу по применению использования «пальчиковых игр» в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

Дать описание опыта по использованию пальчиковых игр для развития речи и мелкой моторике детей младшего возраста.

В. А. Сухомлинский писал : «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же связь установлено между рукой и речевым центром мозга.

Специальными исследованиями было доказано, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

По данным исследований проведенных Л. В. Антаковой –Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Таким образом, при работе с детьми следует помнить о важности развития мелкой моторике и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Исследование отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию ребёнка.

Игра один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость.

Важно, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например в роли маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети-фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают условности театрального действа.

«Если мы хотим, чтобы жизнь доставляла радость, этого нужно добиваться самим, принося радость в нашу жизнь», писал Генрих Бранстер, автор книги «Все радости мира».

Главная цель пальчиковых игр- переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторике, что напрямую воздействует на умственное развитие ребёнка.

При повторение строк и одновременном движение пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовать движения и речь.

Совсем маленькие дети легко воспринимают пальчиковую игру, выполняемую одной рукой, а трехлетние дети уже умеют играть двумя руками. Дети четырехлетнего возраста способны участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга.

Наибольшее внимание привлекают пальчиковые игры с проговариванием небольшого стихотворения, потешки или с пением. Все это помогает ребёнку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит подняться на ступеньку лестницы которая ведёт к вершинам знаний и умений.

Основные принципы проведения пальчиковых игр :

Выполнять упражнения следует вместе с ребёнком.

При повторных проведениях игры дети разучивают текст наизусть, соотнося слова с движением.

Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач, показывать движения и произносить текст.

Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может отбить интерес к игре.

В своей практике я использую пальчиковые игры, потешки, фольклорные песенки, которые помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения.

Эти игры имеют развивающее значение т. к. дают детям возможность прочувствовать свои пальцы, ладони,сформировать схему собственного тела.

Уже с раннего возраста необходимо развивать мелкую моторику рук. В этом возрасте использую следующие игры : «Знакомство с пальчиками», «Этот пальчик хочет спать» «Водичка- водичка» и др.

Все эти игры я применяю на занятиях, физкультминутках, прогулках.

Важно, чтобы у ребёнка работали все пальчики, движения выполнялись легко и доставляли ребёнку радость.

Пальчиковые игры детям очень нравятся, дети занимаются с желанием.

Важно продолжать использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, они дают положительный результат в развитии речи у детей дошкольного возраста, считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр, что способствует улучшению развития речи детей.

Литература:

Белая А. Е. ,Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников».

Крупенчук О. П. «Развиваем мелкую моторику».

Хвостовцев А. «Пальчиковые игры для детей».

Козырева Л. М. «Развитие речи». Дети до 5-ти лет.

Бардышева Т. Ю. «Умелые пальчики»

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 216 город Уфа Республика Башкортостан «Использование.

Использование игр в развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Легкость,.

Из опыта работы «Использование дидактических игр в обучении декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста» В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования к структуре.

Из опыта работы. Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста «Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста»Устное народное творчество.

Обобщение опыта «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе реализации сюжетно-ролевых игр» Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие» в младшей группе Актуальность:Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется.

Обобщение педагогического опыта по охране безопасности жизни детей. ОБЖ «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье». Г. Гейне Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное.

Обобщение педагогического опыта по теме: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»Обобщение педагогического опыта по теме: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» «Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Обобщение педагогического опыта. Нетрадиционные техники аппликации в работе с детьми среднего дошкольного возраста Автор: Сытник Галина Николаевна воспитатель I квалификационной категории МБДОУ детский сад «Сказка» Ростовской области, Кагальницкого района,.

Семинар-практикум «Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум «Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста» Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического.

Устное народное творчество в речевом развитии детей дошкольного возраста Актуальность темы. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего возраста -помочь им в освоении разговорной речи, овладеть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 марта 2017 в 12:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД