Папки-передвижки

Обобщение педагогического опыта «Использование проектного метода при формировании у детей экологических представлений»

Яна Крючкова
Обобщение педагогического опыта «Использование проектного метода при формировании у детей экологических представлений»

Педагогический опыт

«Использование проектного метода при формировании у детей экологических представлений»

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34»

I квалификационная категория

Крючкова Ионна Александровна

«Единственно подлинный фундамент человеческого познания –созерцание природы.

Природа – источник, благодаря которому, ум поднимается от смутных чувственных восприятий до четких понятий» И. Г. Песталоцци.

Публикация «Обобщение педагогического опыта „Использование проектного метода при формировании у детей экологических представлений“» размещена в разделах

Мы живём в очень живописном месте. Наш посёлок окружен красивейшим смешанным лесом, озёрами с прозрачной водой, извилистой речкой. Здание детского сада стоит в окружении сосен, летом утопая в зелени деревьев и буйстве цветущих растений. Зимой это ледяные горки, сказочные постройки из снега, сделанные руками воспитателей совместно с родителями детей. Как можно, созерцая всю эту красоту, не беречь её? Наука экология – учит нас бережно относиться ко всему живому на земле. К сожалению, в жизни происходит не всё и не всегда так. Экологические проблемы приобретают глобальный размах. Мы, взрослые, должны научить детей сохранить нашу планету красивой и здоровой. Знания, полученные детьми в детстве, в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения.

Экологическое воспитание не может быть успешным основанное только на пассивном созерцании природы. Актуальность этой проблемы наталкивает нас на поиск правильных решений.

В нашем детском саду за годы внедрения проектного метода, разработано и реализовано много различных проектов, но так как приоритетное направление - формирование экологической культуры, то больше проектов экологических. Я разработала долгосрочный экологический проект «Я и природа».

Цель проекта : Ознакомление с живой и неживой природой, воспитание бережного отношения к ней, формирование экологической культуры.

Задачи:

Уточнять и систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы.

Развивать у детей доброжелательные отношения к живым объектам.

Учить правильно вести себя в природе.

Донести до родителей актуальность экологического воспитания.

Немаловажное значение в экологическом воспитании имеют экскурсии, целевые прогулки, в лес, парк, луг, на речку, озеро, сравнивание водоёмов. Знакомство с обитателями данных мест. Здесь же происходят беседы, я обращаю внимание детей на пение птиц, наблюдаем за их повадками, знакомимся с видами.

Краткосрочные и длительные наблюдения, наблюдения за трудом взрослых. Наблюдение за сезонными явлениями природы, сравнение сезонов смежных и отличающихся друг от друга, за облаками на небе и птицами на кормушке, за ростом растений и падающими снежинками.

Беседы: «О лесных обитателях и леснике», «Снег – он какой?», «Кошка и собака – наши соседи», «Лесные модники», «Овощи и фрукты», «Что такое кислый дождь»

Целевые прогулки со сбором лекарственных трав, замысловатых палочек, сучков, сбор красивых осенних листьев: «Чей букет самый осенний».

Сравнения: лиственницы и берёзы, мать – и мачехи и одуванчика, воробья и вороны.

После проведённых наблюдений мы с детьми отмечаем в календаре природы не только погоду, но и появление первых желтых листочков, окончание сбора урожая на огороде, первый снег, заморозки, прилёт скворцов, ледоход, время созревания земляники.

Дети сами охотно придумывают символы, и зарисовывают их.

В нашей группе создан и оформлен уголок природы, по возрасту подобраны растения с паспортами к ним. Оборудование для ухода за растениями. Уголок для опытнической работы – «Экспериментальная мастерская»

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, поэтому уделяю

большую роль дидактической игре, (отсюда и название темы по самообразованию «Дидактические игры – как средство экологического воспитания дошкольников») многие игры сделаны своими руками:

«Что, где растёт». «С какого дерева листок». «Чей детёныш». «Зоологическое лото». «Времена года». «Цветочный магазин». «Где что зреет». «Угадай растение». «Птицы, звери, рыбы».

Словесной игре:

«Съедобное – не съедобное» «Какого растения не стало» «Вершки – корешки» «Узнай и назови» «Игра в слова» «Где снежинки»

Процесс обучения построен согласно следующим программам Воронкевич О. В. «Добро пожаловать в экологию», Рыжовой Н. Н. «Наш дом – природа», Николаевой С. Н. «Юный эколог».

С помощью картин, игрушек дети знакомятся с дикими и домашними животными, через прослушивание сказок и воздействие поэтического слова, дети начинают задумываться над увиденным, услышанным. Некоторые рассказы о животных, вызывают огромный эмоциональный всплеск, высказывания в защиту животных.

Работа по экологическому воспитанию заключается в формировании экологического сознания, через формирование экологических представлений и убеждений.

Задачей родителей и воспитателей является задача побудить в детях любовь к родной земле, ко всему живому.

В ходе долгосрочного проекта были разработаны и проведены краткосрочные.

В ходе проекта формируется сообщество дети – воспитатели – родители.

Проект «Осень, осень щедрая осень» :

Был проведён конкурс на изготовление поделок из даров природы. Дети вместе с родителями изготовили шедевры из природного материала, лучшие работы были отмечены, а призы получили все принявшие участие в конкурсе.

В группе была организована выставка «Дары природы»

Дети принесли на выставку овощи и фрукты, выращенные на огороде, необычной величины и формы.

«В лесу родилась ёлочка»

Конкурс на изготовление ёлочки из любого бросового или природного материала. Ёлочки были всевозможные. Из куриного пера, шишек, бисера. Мишуры, пластиковых бутылок, кружева, лапши, клубочков ниток. Проекты формируются исходя из событий жизни детского сада. Конкурс «Наш любимый детский сад» - был организован к двадцатилетнему юбилею нашего учреждения. В этом конкурсе приняли участие воспитатели, родители и дети, предоставив на конкурс разнообразие замечательных поделок, чем поставили жюри в затруднительное положение.

Музейная педагогика прочно поселилась в стенах нашего детского сада, ведь музей помогает, не просто собрать экспонаты, он объединяет детей и взрослых. В нашей группе организован мини – музей «Наша овечка».

Экспонаты музея были собраны руками воспитателей, детей и родителей. Дети имеют реальную возможность потрогать собранные материалы руками, понюхать и даже некоторые их них попробовать на вкус.

Цель проекта :

Привлечь внимание детей к живой природе, дать представление о домашних животных на примере овцы и барана, познакомить их с ролью в жизни человека.

Ближе познакомить детей с профессией фермер, пастух.

Обогатить словарный запас детей, развивать память, восприятие, мышление, учить детей жить дружно с природой.

Воспитывать бережное отношение ко всему живому, беречь и любить природу.

Мини – музей используется при изучении блоков :

«Домашние животные»

«Человек и природа»

«Использование животноводческой культуры»

Имеет такие разделы:

«Какую пользу приносит овца»

«Чем питаются овцы?»

«Где пасутся овцы?»

«Шерсть полезна для здоровья»

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Спросить у взрослых, прочитать книги, посмотреть телепередачи, провести наблюдение в природе, узнать у сверстников.

Проектная деятельность является достаточно эффективной и инновационной. Проектирование стало моим компонентом деятельности.

Я считаю, что если ребёнок с ранних лет будет воспитываться в атмосфере доброжелательности, научиться любить природу, он никогда не совершит плохого поступка. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников и на долгие годы поможет жить им в гармонии с окружающим миром.

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни»

Д. Радович.

Публикации по теме:

Немного о себе!!! Резюме: Тимохина Ирина Александровна родилась 04 июня 1959 года. Стаж работы в должности воспитателя 28 лет ПР. №90-К от 21.02.1984 года;.

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта «Использование проектного метода при формировании у детей экологических представлений»
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 20:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД