Обобщение опыта работы по познавательно-речевому развитию дошкольников (продолжение). Математические игры

Татьяна Карякина
Обобщение опыта работы по познавательно-речевому развитию дошкольников (продолжение). Математические игры

(продолжение)

Математические игры (Сенсорное развитие):

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Одной из задач умственного воспитания дошкольников является – развитие познавательных психических процессов: восприятия, внимания, мышления и речи.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка познавательно - речевого, интеллектуального развития.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Организация системы работы по сенсорному развитию детей

позволяет мне:

создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;

разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства

и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации;

расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность. Сенсорное воспитание лучше всего развивается во время игры. Ведь игра стихия детей. Играя, ребенок:

учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны;

учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение;

развивается и познает мир.

Предлагаю детям: цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щетками: «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Вот какие палочки», «Разноцветные вагончики» и т. д.

Стараюсь делать каждый день их маленьким праздником. Знания, полученные во время игры, помогают детям и в жизни. «Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурочки на своих башмачках».

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика.

дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.

с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.

умеют выполнять простейший сенсорный анализ.

стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

они любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

Ведущими задачами сенсорного воспитания является следующее:

создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам - цвету, форме, размеру.

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов. Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы:

непосредственно-образовательную деятельность;

игры - экспериментирования;

проектную деятельность;

художественное творчество;

наблюдение;

дидактические игры.

В области развития предметной деятельности и познавательной активности передо мной стоят следующие задачи:

создавать условия для ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;

стимулировать познавательную активность детей, организовывать детское экспериментирование.

В процессе развития математических способностей у детей формируются психические и речевые способности. В работе с детьми использую разнообразный речевой материал: веселые стихи; сказки; рассказы о цифрах, геометрических фигурах; отгадывание загадок, разучивание считалок, поговорок. При совместной деятельности с детьми использую математические загадки, задачи-шутки, задачи в стихах, упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций, дидактические и подвижные игры по математическому развитию, физкультминутки. Благодаря такой работе у детей развиваются внимание, память, воображение, мышление.

Для развития у детей математических представлений в своей работе использую занимательный материал, который подбираю исходя из цели образовательной области, уровня развития ребенка. Методически правильно подобранный материал в работе с детьми способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям. Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие способствует постепенному переносу с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, не должна перегружаться ни умственно, ни физически. Интерес детей к игре постепенно переходит к обучению.

Игры по математическому развитию привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью использования их в разных видах деятельности. Игра позволяет ребенку радоваться тому, что он познает.

Для решения поставленных задач необходимо организовать нестандартную предметно - развивающую среду, наладить совместную деятельность с ребенком, создать условия для самостоятельной деятельности с предметами, обеспечить новыми впечатлениями.

Для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями в группе находятся разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их и игрушки, специально предназначенные для развития предметных действий.

Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к вариативным движениям и действиям, способствует обогащению его чувственного опыта и развитию. Предметы, игрушки и материалы находятся в свободном доступе, по возможности, рассортированы в наборы и размещены так, чтобы у детей возникало желание действовать с ними. В группе достаточное количество и разнообразие игрушек, что дает свободный выбор занятий в соответствии с интересами и предпочтениями каждого ребенка.

Все предметы и игрушки можно использовать для развития различных органов чувств и формирования разнообразных умений, поэтому они выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др., имеют разные размеры, фактуру, цвет, звучание, стимулируют разные виды действий.

Так, в группе имеются предметы для выполнения соотносящих действий (вкладыши, матрешки, пирамидки); орудийных действий (совочки и формочки, заводные игрушки); игрушки для бросания, катания, толкания (мячи, машинки, коляски, тележки, обручи, кегли); предметы и приспособления для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (бусины и катушки для нанизывания на мягкую проволоку; веревочки, ленты для наматывания на бобину; пуговицы, молнии для застегивания и др., конструкторы (кубики, модули, мозаики, игрушки, имитирующие бытовые предметы.

В моей группе созданы условия для работы по познавательно - речевому развитию дошкольников, для развития элементарных математических представлений. Имеется уголок по познавательному развитию, предоставляющий возможность ребенку действовать индивидуально или вместе со сверстниками, оформлен сенсорный уголок, создана галерея нетрадиционных игр и пособий, детский уголок экспериментирования. Уголок содержат материалы для рисования (тетради на печатной основе, раскраски, книги и альбомы, разнообразные дидактические, развивающие игры с логическими блоками Дьениша, палочками Кюизенера, настольно-печатные игры (пирамидка, матрешка, «многофункциональный куб», пазлы, домино, лото, позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали во время развивающей ситуации и в совместной деятельности с воспитателем. Всегда в достаточном количестве имеются наборы готовых геометрических фигур разного цвета и разной формы, из которых дети выкладывают узоры на полосе, квадрате, круге. В практической продуктивной форме закрепляются представления о цвете, форме, величине предметов. В уголке строительных игр помимо разных видов конструктора в достаточном количестве имеется материал для обыгрывания детских построек, который способствует закреплению представлений о величине: широкий - узкий, высокий - низкий. Имеются: картотеки по артикуляционной гимнастике, пальчиковых игр, физкультминуток, пособия, способствующие развитию речи детей: материалы для рассказывания (сюжетные картины, художественная литература и мн. др.).

Чем лучше малыш научится видеть закономерности, составлять последовательные логические цепочки, группировать и обобщать, тем успешнее он будет усваивать математику. Игры и занятия для дошкольников тренируют логику и мышление, внимание и память. В основу логических игр и упражнений положены два принципа: «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям».

Этот союз позволяет мне решать сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.

логические игры дают пищу для ума с раннего возраста.

задания всегда создают условия для опережения развития способностей.

поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.

логические игры очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

играя, нужно сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Публикации по теме:

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр». План: 1. Ранний возраст «золотая пора». 2. Сенсорное.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста В основе лежат цитаты из книг: Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983 Л. А.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Научная лаборатория
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по познавательно-речевому развитию дошкольников (продолжение). Математические игры
Опубликовано: 8 октября 2013 в 07:50
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....