Обобщение опыта работы по познавательно-речевому развитию дошкольников (продолжение). Подвижные игры. Работа с родителями

Татьяна Карякина
Обобщение опыта работы по познавательно-речевому развитию дошкольников (продолжение). Подвижные игры. Работа с родителями

(продолжение)

Подвижные игры:

Игра была спутником человека с незапамятных времен. Игра – это отдых от серьезной работы для восстановления сил. Игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы для трудового порядка, необходимые для поддержания жизни.

Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Неоценима роль подвижных игр и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи.

Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. И если ее правильно подобрать с учетом возможностей детей (как физических, так и речевых, с пониманием задач каждого этапа коррекционного процесса при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми.

Подвижные игры можно разделить на три условные категории:

способствующие развитию фонематического восприятия;

направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи;

для активизации словарного запаса.

Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр – заинтересованность в них самих детей, поэтому все игры должны проводиться живо, эмоционально, непринуждённо. Подвижные игры развивают речевую активность детей.

Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

Классификация подвижных игр:

1. Игры с разнообразными движениями и пением: «Ровным кругом», «Карусель», «Курочка и цыплята», «Где же наши ручки»;

2. Игры с бегом: «Найди себе пару», «Поймай ленту», «Солнышко и дождик»; «Кот и мыши»;

3. Игры с прыжками: «Кролики», «Мой веселый, звонкий мяч», «Через ручеек»;

4. Игры с подлезанием и лазанием: «Лиса в курятнике», «Медведи и пчелы», «Обезьянки»;

5. Игры с метанием и ловлей: «Мяч в корзину», «За мячом», «Подбрось – поймай»;

6. Игры на ориентировку в пространстве: «Перелет птиц», «Цветные автомобили», «Найди свой домик»;

7. Хороводные игры: «Мышеловка».

Работа с родителями:

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

В дошкольном учреждении ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Но и роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Благодаря особому, семейному эмоциональному микроклимату у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.

Игра имеет большое значение в развитие у детей умственных способностей (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

Все самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями, отбирая из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен уметь думать, правильно анализировать и синтезировать.

Развитию творческих способностей детей в современной дошкольной педагогике отводится большая роль. Психолого-педагогические исследования и практика работы с детьми доказывают, что начало развития творческих способностей приходится именно на дошкольный возраст, когда у детей по сравнению с ранним возрастом меняется характер деятельности: от предметной к игровой.

У ребенка изначально есть внутренняя потенция к глубокому и конструктивному творчеству. Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом, строят домики из песка, разбирают игрушки; для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. Основной принцип педагогики - все дети талантливы. Детская одаренность, своевременно замеченная, может блестяще проявить свою неординарность в школьные годы и в юношеском возрасте, если в динамичном процессе развития личности ребёнка участвуют родители, понимающие значение творчества и педагоги, чей уровень культуры и профессионализма позволяет увидеть, поддержать и развить интерес ребёнка к творчеству.

В работе с родителями проведены консультации: «Познавательно - речевое развитие при проведении игр развивающего характера», «Игра в интеллектуальном развитии ребёнка», «Как способствовать развитию внимания младшего дошкольника», «Интеллектуальные игры для развития мышления дошкольников», «Учения с увлечением», «Игры на кухне», «Как вырастить гения», «Говори правильно», «Наши пальчики играют». В рубрике в родительских уголках «Мама, поиграй со мной» в течение года указывается перечень игр по речевому развитию детей дома. Оформлены фотовыставки «Мы играем целый день, целый день играть не лень», «Детский сад у нас хорош, лучше сада не найдешь».

Представленные формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников.

Вывод:

Современное дошкольное образование призвано развивать фундаментальные интегративные качества ребёнка, личностные достижения, которые могут служить основой успешности обучения в школе и дальнейшей социализации в окружающем мире.

Таким образом, игровая деятельность - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дошкольники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир, развивается речь и творчество детей.

Для детей дошкольного возраста познавательно - речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.

В результате моей работы дети стали более активны. У них улучшилась память, мышление, умение думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.

Публикации по теме:

«Повышение культурного уровня речи». Педсовет (презентация) Тема педсовета "Повышение культурного уровня речи детей дошкольного возраста" Педсовет проводится с использованием мультимедиа. Вопросы.

Презентация. «Фотоотчёт о работе по познавательно-речевому развитию» Добрый день, дорогие коллеги! Как и у всех, в конце года,мы отчитываемся о своей работе за учебный год на итоговом педагогическом совете.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по познавательно-речевому развитию дошкольников (продолжение). Подвижные игры. Работа с родителями
Опубликовано: 8 октября 2013 в 16:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий праздника «Общероссийский день библиотек»
27 мая - Общероссийский день библиотек. Важность профессии библиотекаря продиктована временем. Сотрудникам библиотеки им А. Пешкова адресованы теплые слова...
Фотоотчёт продуктивной деятельности детей по художественному творчеству «Мы рисуем!»
"Каждый смело нарисует Всё, что его интересует Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес Цветы, машины, сказки, пляски. Всё нарисуем! Были б краски,...
Спортивно-музыкальное мероприятие «Будущие защитники» во второй младшей группе
В преддверии празднования 72 годовщины Великой Победы, у детей второй младшей группы прошло праздничное, спортивно-музыкальное мероприятие «Будущие...
Просто весенняя прогулка. Фотоотчет
Просто весенняя прогулка. Фотоотчет Уважаемые коллеги и друзья, доброе время суток! В центре социальной помощи семье и детям воспитанники находятся с...
Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от...
Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа. Составитель Горбатовская Т. В. Программное...