Обогащённая развивающая среда — важное условие экологического образования дошкольника

Галина Михайловна Корней
Обогащённая развивающая среда — важное условие экологического образования дошкольника

В современном дошкольном образовательном учреждении познавательное развитие личности ребенка, формирование у него самостоятельности, любознательности, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.

Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

По мнению С. Н. Николаевой, главной особенностью такой среды является привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Именно такая среда создает условия создания образа «Я» ребенка, для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы. [3,с. 78]

Можно выделить два направления для реализации системы экологического образования: а) создание новых элементов среды; б) экологизация существующих. К первому относятся экологические центры развития, лаборатории для проведения исследовательской и опытнической деятельности, зимние сады, экспериментальные и живые уголки в группах, особое оформление интерьера коридоров, экологические тропинки и маршруты, тропы природы.

Основное назначение троп природы - воспитание культуры поведения людей в природе. Таким образом, она выполняет природоохранную функцию. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п., совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Цель организации экологического маршрута - развитие у воспитанников, экскурсантов тропы, базисных элементов экологической этики, формирование позитивной направленности к природным объектам, активной личностной позиции. [1,с. 137]

Тропа располагается недалеко от детского сада. Одним из мероприятий по охране природы на тропе является ее оборудование. Нельзя забывать также о повышенной комфортности пути и обеспечении безопасности путешественников.

Лаборатория это новый элемент развивающей предметной среды. Под лабораторией природы мы понимаем специально оборудованный уголок в экологическом центре для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность. Лаборатория создается для развития у воспитанников интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория это база для специфической игровой деятельности ребенка. Отправной точкой для самостоятельной деятельности детей в лаборатории являются сведения, полученные ими в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное-познавательное и игровое-занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. В нашем дошкольном образовательном учреждениии, в котором организована лаборатория отмечают, что дети с нетерпением ждут новых занятий в лаборатории. В специальной лаборатории проводятся опыты и дети выступают в качестве «ученых». Это повышает интерес детей к обучению, а значит, и его эффективность. Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их. [2,с. 75]

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам и сенсорных навыков. Коллекционирование это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру.

Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании («Что делают из гранита»; «Как получается нефть, торф, болота?»; «Что такое уголь?» и т. д.);

Коллекционировать можно все что угодно: запахи, звуки, краски природы. открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, организуемых детьми.

Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаем в специальных шкафах или полках на уровне глаз ребенка. Важным моментом является отбор объектов для зоны коллекций. [4,с. 18]

В деятельности конструирования среды мы используем возможности музейной педагогики. С целью реализации потенциала современной музейной педагогики к фондам краеведческих музеев. В рамках реализации программы по образовательной области «Познание» организовывали ежеквартальные экскурсионные маршруты: дети имели возможность ознакомиться с экспонатами, узнать о ремеслах и промыслах родного края о природных богатствах растительного и животного мира Сибири, о полезных ископаемых, технологиях добычи и использования даров природы.

Делая вывод, можно отметить, что правильно организованное экологическое воспитание в детском саду развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии, помогает освоить эталоны экологической культуры, что, в конечном итоге, формирует экологическое сознание, в основу которого положен принцип единства человека и природы. Создание и поддержание экологической среды в ДОУ, а также соблюдение принципа экологического подхода к содержанию живых объектов являются важным условием формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Серебрякова Т. А. ,Экологическое образование в дошкольном возрасте, М.:ИЦ Академия, 2010, с 208.

2. Смирнова В. ,Тропинка в природу. Экологическое образование в детском садуМ.:СОЮЗ,2010 ,с. 208.

3. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. — М.: Новая школа, 2003.

4. Рыжова Н. А. Напиши письмо мартышке. Методическое пособие по экологическому образованию детей младшего возраста. — М.: Центр «Экология и образование», 1996.

Публикации по теме:

Предметно развивающая среда в дошкольном учреждении Презентация"Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении. В которой показано оформление продуктивной деятельтности в группах. Данная.

Проект «Огород на подоконнике» вашему вниманию предоставляются результаты исследования на тему»Использования методов проектов в создании экологоразвивающей среды в дошкольном.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Обогащённая развивающая среда — важное условие экологического образования дошкольника
Опубликовано: 21 сентября 2013 в 13:43
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...