МААМ-картинки

Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Галина Лаврова
Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Содержание работы дошкольного учреждения определяется с учетом пилотного проекта примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования (2014г).

Коррекционное воспитание и обучение осуществляется по программе Е. А. Екжаковой, Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».

Публикация «Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах

Приоритетным направлением работы в нашем детском саду является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, тем самым прослеживается взаимосвязь с выбранной темой АПО: «Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования дидактических игр и лексических упражнений». Также тема опыта соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, согласно которым «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной и монологической речи».

Заключены договора по сотрудничеству с такими социальными институтами, как филиал детской библиотеки №5 микрорайона «Журавлики», муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 39 «Золотая рыбка», городской краеведческий музей, Дворец спорта «Кристалл».

В группе для детей с ЗПР создана определенная предметно-развивающая речевая среда, отвечающая требованиям ФГОС: оптимально насыщенная, целостная, многофункциональная, способная обеспечивать реализацию образовательной области «Речевое развитие» как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при организации культурных практик в режиме дня.

Началом опыта работы стало проведение предварительной диагностики уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, у которых ярко выражены расстройства нервно-психической сферы.

Для мониторинга оценки словаря детей были использованы методики Л. С. Выготского «Психологическое обследование детей», О. Н. Усановой «Диагностика уровня и качества развития речи», С. Е. Большаковой «Логопедическое обследование ребенка» Л. С. Выготского «Психологическое обследование детей», Е. Н. Краузе «Антонимия в речи», В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко с подбором заданий на выявление уровня развития словаря обобщающих понятий, словаря признаков и действий предметов.

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что 85% дошкольников, являющихся воспитанниками старшей дошкольной коррекционной группы нашего детского сада, имеют очень низкий уровень сформированности словаря. У детей ограничен запас видовых, родовых, обобщающих понятий; дети затрудняются в подборе слов-антонимов, не способны самостоятельно образовывать новые однокоренные слова, затрудняются дать характеристику предмета, подбирая к нему слова-описания (прилагательные); зачастую сходные предметы называют одним словом либо употребляют неточные слова. Даже если ребенок уже знаком с каким-либо словом, в свободном общении он это слово не использует. В большей степени у дошкольников с ЗПР наблюдается неточность употребления и понимания слов, а иногда - и полное отсутствие в словаре детей того или иного понятия. В связи с ограниченностью представлений об окружающем мире в словаре детей с задержкой психического развития отсутствуют наименования многих предметов, признаков и действий.

Такие результаты исследования привели автора опыта к мысли об активизации работы по обогащению и развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования специальных дидактических игр и упражнений в практике работы.

Актуальность опыта

По данным Министерства образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной соматической и психофизической дезадаптации. Из них 35% составляют дети, у которых еще в младшей группе детского сада были обнаружены расстройства нервно-психической сферы. Таких детей относят к задержке психического развития (ЗПР). У детей с ЗПР наблюдаются трудности при обучении, поскольку аномалия развития, квалифицируемая как задержка психического развития, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического онтогенеза. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, они не являются умственно отсталыми.

В то же время особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития находят отражение в недостаточном или нарушенном развитии лексического строя речи, словаря. У таких детей отмечаются бедность словаря, резкое преобладание пассивного словаря над активным, недифференцированность лексических единиц по семантическим признакам, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий, в основе чего лежит неполное освоение значений обобщающих слов, ошибки в соотнесении слов с конкретным и обобщающим значением. В словаре детей с ЗПР редко встречаются слова, обозначающие части предметов, их признаки (цвет, форма, величина, материал и др., действия, состояния. Часто сходные предметы воспринимаются при сравнении как одинаковые и, следовательно, одинаково называются детьми. Одно и то же слово используется ими для обозначения всех сходных предметов.

Таким образом, нарушения лексического строя речи у детей с задержкой психического развития, проявляющиеся на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности, представляют актуальную проблему воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Несмотря на имеющиеся в литературе данные, вопрос об особенностях лексики у дошкольников с задержкой психического развития является недостаточно изученным. Так, например, нерешенной остается проблема выявления таких особенностей формирования различных компонентов лексики у дошкольников с задержкой психического развития, как: объема словаря, точности понимания и употребления слов, семантической структуры различных категорий слов (существительных, прилагательных, глаголов, организации лексико-семантических полей. Кроме того, недостаточно разработаны основы коррекционного обучения детей данной категории именно дошкольного возраста

Возникает проблема, какие педагогические условия будут способствовать словарной работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС главное место занимает игра - ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Индивидуальный подход к ребенку осуществляется через игру, где происходит сохранение самооценки дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учит осуществлять поисковые действия, мыслить и творить. Именно поэтому одним из путей обогащения и развития словаря у детей с ЗПР автор опыта видит в использовании дидактических игр и лексических упражнений игрового характера, направленных на формирование активного и пассивного словаря дошкольников.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей активизации развития и обогащения активного и пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через систему речевых игр и упражнений, направленных на совершенствование лексической стороны развития речи дошкольников.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом осуществлялась на протяжении трех лет. Включает в себя несколько этапов:

1 этап - начальный (констатирующий, проведение первоначальной диагностики - сентябрь, 2013г

2 этап - основной (формирующий, организация работы по обогащению и развитию словаря дошкольников - октябрь, 2013 г -март, 2015г

3 этап - заключительный (контрольный, мониторинг уровня развития словаря дошкольников - апрель-май, 2015г.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен комплексом дидактических игр и лексических упражнений по обогащению и развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, поэтапно используемых в работе с дошкольниками как в организованной совместной деятельности со взрослым, так и во время организации культурных практик в режиме дня.

Публикации по теме:

Методика исследования мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Доклад СЛАЙД 1 (Тема). Уважаемые коллеги, сегодня поговорим и о дошкольниках с задержкой психического развития. СЛАЙД 2. Проблема слабовыраженных.

Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Проблема исследования обусловлена тем,.

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность Что же такое задержка психического развития? Эти три зловещие буквы не что иное, как отклонение в психическом развитии. Основные трудности,.

Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста В развитии словаря огромное значение имеют игры с дидактическими и образными игрушками, через которые в памяти детей закрепляется знание.

Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484 3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Путешествие с Паровозиком из Ромашково» «Путешествие с Паровозиком из Ромашково» Цель: Ознакомление детей с музыкально-ритмическими движениями, речевыми и музыкальными играми.

Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Положения ФГОС предназначены.

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы. Вступление: Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает.

Сценарий физкультурного досуга-развлечения для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развитияСценарий физкультурного досуга-развлечения для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития Сценарий физкультурного досуга - развлечения для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития "Космическое путешествие».

Театральная педагогика как инновационная модель обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Вольтер:«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге» Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, но именно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Опубликовано: 10 декабря 2016 в 18:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД