Обогащение словаря детей раннего возраста в театрализованных играх

Елена Курмангалина
Обогащение словаря детей раннего возраста в театрализованных играх

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ

Курмангалина Елена Александровна,

воспитатель

МДОУ «ЦРР-д/с №134 «Нотка»

город Магнитогорск, Челябинская область

Развитие речи является одной из приоритетных задач в раннем возрасте, так как речь уже становится средством общения со взрослыми и сверстниками. Развитие речи входит в систему работы в рамках образовательной области «коммуникация», в контексте которой решается ряд очень важных задач: развитие свободного общения, с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей; практическое овладение детьми нормами речи.

Кроме того, в театрализованных играх происходит интеграция множества образовательных областей: социализация, познания, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка. А тесное сотрудничество с музыкальным руководителем позволяет существенно разнообразить содержание театрализованных игр и сделать их ярче и интереснее для детей раннего возраста.

Обогащение словаря является одной из важнейших задач развития речи, в которой, в свою очередь, выделяется два направления: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значениями слов. В раннем возрасте решение данной задачи происходит в различных видах деятельности. В системе своей работы по обогащению словаря детей раннего возраста я уделяю значительное внимание усвоению детьми слов, обозначающих трудовые действия, и использую для этого театрализованные игры, так как они делают восприятие и усвоение нового материала более эффективным.

Театрализованная игра представляет собой разыгрывание в лицах произведений художественной литературы. Это действия в заданной художественным произведением или заранее продуманным сюжетом реальности.

В своей работе, в зависимости от художественного произведения, составляющего основу театрализованной игры, и задач образовательной работы, я использую различные виды игр: пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, костюмы различных персонажей и прочее.

Театрализованная игра по структуре близка к сюжетно - ролевым играм. В обоих видах игр имеется содержание, творческий замысел, роли, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения, но в отличие от сюжетно - ролевой игры, в театрализованных играх действие развивается по заранее спланированному сценарию, в основе которого лежит сказка, рассказ, стихотворение, потешки или песня.

В своей педагогической деятельности при использовании театрализованных игр для обогащения словаря детей раннего возраста я опираюсь на принцип «от простого, к сложному» при закреплении понятий определенной области.

Театрализованные игры проводятся мной в три этапа:

1. Ознакомление детей с произведениями художественной литературы, его персонажами. На данном этапе очень важно предоставить детям возможность активно взаимодействовать с театральными игрушками, выполнять сюжетные действия с ними, проговаривать слова.

2. Проигрывание отдельных отрывков художественные произведения позволяет детям более полно представить и воспроизвести художественное творение.

3. Непосредственно театрализованная игра. Театрализованные игры в раннем возрасте являются незаменимыми при решении задач образовательной области «Коммуникация», в частности, обогащения словаря детей раннего возраста - они пронизывают все виды детской деятельности, а также дают возможность раскрыть и развивать творческие способности детей при использовании инсценировок сказок, потешек, песен. При этом дети могут самостоятельно выбирать театрализованные игры и атрибуты для них.

Для удобства использования театрализованных игр в образовательной деятельности я оформила их в картотеку, систематизировав их по следующим направлениям: бытовые понятия, трудовые действия и профессии.

Ниже приведен пример театрализованной игры по стихотворению «Повар» (Разумова Л)

Цель: расширение знаний о профессии повара; обогащение словаря детей раннего возраста в ходе театрализованной игры; развитие культурно-гигиенических навыков, усвоение норм этикета.

Материал: костюмы повара (по количеству детей, муляжи овощей и фруктов, наборы детской посуды, иллюстрации с изображением повара на кухне.

Ход игры:

Педагог в костюме повара говорит: «Ребята, посмотрите, к нам пришла кукла Катя. Она говорит, что ждет гостей и просит помочь приготовить обед. Давайте наденем костюм повара и приготовим обед для наших гостей, вместе с куклой Катей».

Дети надевают костюмы и начинают готовить вместе с педагогом.

А у нас сегодня в группе

Будет новая игра:

Все девчонки - поварихи

А мальчишки - повара.

Мы халатики надели

Колпаки на головах.

И кастрюльки с черпаками

Разложили на столах.

Наши кубики - картошка,

А морковка - карандаш.

Даже мячик станет луком -

Будет вкусным супчик наш.

Все посолим, помешаем,

По тарелка разольем.

Ребят весело посадим

И накормим перед сном.

Мы сегодня поварихи,

Мы сегодня повара!

Но тарелочки помоем

Ведь закончилась игра!

По окончании игры педагог говорит: «Посмотрите ребята, какой мы приготовили суп!» Давайте пригласим наших гостей - куклу Катю и её подружек – (Маша, Карину, Свету, Наталью) за стол! Наши гости говорят нам большое спасибо за приготовленный обед».

Таким образом, театрализованные игры направлены на всестороннее и гармоничное развитие детей раннего возраста, благодаря чему они становятся незаменимым средством в решении задач различных образовательных областей, и в системе моей работы по развитию речи детей они занимают значительное место.

В дальнейшей педагогической деятельности театрализованные игры будут использоваться мной при решении разнообразных образовательных задач. Картотека театрализованных игр будет мной пополнена с целью повышения эффективности использования данных в системе работы по обогащению словаря детей раннего возраста.

Публикации по теме:

Формы работы по развитию речи детей раннего возраста в условиях реализации ФГТ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ Горкун Екатерина Николаевна, воспитатель МДОУ «ЦРР-д/с №134.

Педагогическая технология развития у детей третьего года жизни интереса друг к другу через использование малых форм фольклора Цель: Развитие интереса детей раннего возраста друг к другу на содержании музыкального фольклора. Краткое теоретическое обоснование педагогической.

Библиотека изображений:
  • Орфография
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Обогащение словаря детей раннего возраста в театрализованных играх
Опубликовано: 10 октября 2013 в 12:00
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...