Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи.

Надежда Лазарева
Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи.

Для предупреждения появления предпосылок аграмматической дисграфии прежде всего необходима грамотно оформленная (грамматически правильная) речь окружающих ребенка людей. Очень важно и достаточно отчетливое произнесение ими всех слов. Это связано с тем, что правила согласования слов, а значит и правила построения предложений ребенок усваивает в основном по подражанию ("врожденной языковой способности" мы сейчас не касаемся). Поэтому если взрослые говорят, например, что они "были в гостях у сетре" или что нужно "написать письмо сестры", то такие неправильные обороты речи и усвоит их ребенок.

Крайне отрицательно сказывается на формировании грамматического строя речи ребенка и так называемое "двуязычие" (билингвизм) в семье. Если один из родителей говорит на одном языке, а другой нередко прибегает к использованию иного (чаще своего родного) языка, то ребенок, еще только начинающий овладевать речью, оказывается в очень сложном положении. Дело в том, что в каждом из языков имеются свои закономерности изменения слов и построения фраз, и у ребенка в этом случае не может сформироваться какой-то единой и строго определенной системы словоизменения и словообразования. Нередко родители отмечают, что даже кратковременное пребывание ребенка младшего дошкольного возраста в иноязычной среде (например, только в летний период) приводит к появлению (или увеличению) аграмматизмов в его речи. Это происходит в результате "столкновения" в его сознании разных грамматических систем.

Поскольку большинство окончаний слов в русском языке являются безударными, то окружающим ребенка людям следует достаточно отчетливо их проговаривать. Только так можно дать ребенку правильный образец согласования слов (например, "пять деревьев", не "пять деревьях", "много оленей", а не "много оленев" и т. п.).

Помимо создания названных необходимых условий для полноценного формирования у ребенка грамматического строя речи (это именно самые необходимые условия, и не более того) очень важно и специально упражнять его в правильном построении фраз. С этой целью можно использовать приведенный в VI главе речевой материал.

Если у ребенка из его устной речи своевременно исчезнут "возрастные аграмматизмы", то это будет равносильно отсутствию у него предпосылок аграмматической дисграфии, а значит об их устранении в старшем дошкольном возрасте уже не придется беспокоиться.

Что касается обогащения словарного запаса, то здесь также необходима специальная и постоянная забота окружающих ребенка взрослых людей. Необходимо читать ему книжки, рассматривать " с ним картинки, называя изображенные на них предметы, действия и признаки, бывать с ребенком на природе и знакомить его с названиями деревьев, цветов, птиц, насекомых, животных и т. д. Важно учитывать, что ребенок раннего возраста может усвоить только те слова, которые он уже когда-то слышал, поскольку никаких других источников для обогащения словарного запаса у него пока еще нет. Поэтому совсем не удивительно, что дети одного и того же возраста в

зависимости от условий из речевого окружения и уделяемого им взрослыми внимания могут иметь совершенно различный словарный запас и разную степень понимания значений слов. Так, дети двухлетнего возраста в зависимости от названных выше условий могут иметь в своем запасе от 45 - 1000 слов - разница более, чем в 22 раза! Естественно, что уже изначально эти дети при обучении их в школе будут поставлены (в данном случае самими родителями) в совершенно неравные условия. Это полностью относится и ко всем другим рассмотренным выше предпосылкам дисграфии.

Из сказанного следует, что весь процесс дошкольного воспитания ребенка начиная с самого раннего возраста должен быть направлен на то, чтобы полноценно подготовить его к школе, а значит и к жизни. Только при таком подходе к этому вопросу родителям не придется потом горько сожалеть об упущенных возможностях.

Публикации по теме:

Когда обращаться к логопеду? Когда обращаться к логопеду? Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач. 2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка.

Развитие речи в дошкольном возрасте.Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи.
Опубликовано: 7 января 2013 в 22:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фото отчёт «Готовимся к выпускному празднику!»
Сегодня у детей нашей группы прошёл выпускной праздник «Эту жизнь дошкольную мы будем вспоминать! ». Наши ребята прощались с детским садом. Это было...
Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей, которые...
Частушки «Всю неделю были врозь, в воскресенье — вместе!».
Частушки "Всю неделю были врозь, в воскресенье – вместе! ". 1. Без тебя мне грустно было, Было мне нехорошо. Почему ко мне, мой милый, В...
Образовательное событие на тему «Путешествие в космос»
Цели и задачи: - Расширить и закрепить знания о космосе, о строении Солнечной системы, космических явлениях, о первых космонавтах и празднике День...
Сказка для детей «Родня»
Родня Жили – были на лесной опушке корова Зорька, овечка Полька и коза Умка. Жили они дружно: с самого утра паслись на зеленой лужайке, нежились под ясным...