Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи.

Надежда Лазарева
Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи.

Для предупреждения появления предпосылок аграмматической дисграфии прежде всего необходима грамотно оформленная (грамматически правильная) речь окружающих ребенка людей. Очень важно и достаточно отчетливое произнесение ими всех слов. Это связано с тем, что правила согласования слов, а значит и правила построения предложений ребенок усваивает в основном по подражанию ("врожденной языковой способности" мы сейчас не касаемся). Поэтому если взрослые говорят, например, что они "были в гостях у сетре" или что нужно "написать письмо сестры", то такие неправильные обороты речи и усвоит их ребенок.

Крайне отрицательно сказывается на формировании грамматического строя речи ребенка и так называемое "двуязычие" (билингвизм) в семье. Если один из родителей говорит на одном языке, а другой нередко прибегает к использованию иного (чаще своего родного) языка, то ребенок, еще только начинающий овладевать речью, оказывается в очень сложном положении. Дело в том, что в каждом из языков имеются свои закономерности изменения слов и построения фраз, и у ребенка в этом случае не может сформироваться какой-то единой и строго определенной системы словоизменения и словообразования. Нередко родители отмечают, что даже кратковременное пребывание ребенка младшего дошкольного возраста в иноязычной среде (например, только в летний период) приводит к появлению (или увеличению) аграмматизмов в его речи. Это происходит в результате "столкновения" в его сознании разных грамматических систем.

Поскольку большинство окончаний слов в русском языке являются безударными, то окружающим ребенка людям следует достаточно отчетливо их проговаривать. Только так можно дать ребенку правильный образец согласования слов (например, "пять деревьев", не "пять деревьях", "много оленей", а не "много оленев" и т. п.).

Помимо создания названных необходимых условий для полноценного формирования у ребенка грамматического строя речи (это именно самые необходимые условия, и не более того) очень важно и специально упражнять его в правильном построении фраз. С этой целью можно использовать приведенный в VI главе речевой материал.

Если у ребенка из его устной речи своевременно исчезнут "возрастные аграмматизмы", то это будет равносильно отсутствию у него предпосылок аграмматической дисграфии, а значит об их устранении в старшем дошкольном возрасте уже не придется беспокоиться.

Что касается обогащения словарного запаса, то здесь также необходима специальная и постоянная забота окружающих ребенка взрослых людей. Необходимо читать ему книжки, рассматривать " с ним картинки, называя изображенные на них предметы, действия и признаки, бывать с ребенком на природе и знакомить его с названиями деревьев, цветов, птиц, насекомых, животных и т. д. Важно учитывать, что ребенок раннего возраста может усвоить только те слова, которые он уже когда-то слышал, поскольку никаких других источников для обогащения словарного запаса у него пока еще нет. Поэтому совсем не удивительно, что дети одного и того же возраста в

зависимости от условий из речевого окружения и уделяемого им взрослыми внимания могут иметь совершенно различный словарный запас и разную степень понимания значений слов. Так, дети двухлетнего возраста в зависимости от названных выше условий могут иметь в своем запасе от 45 - 1000 слов - разница более, чем в 22 раза! Естественно, что уже изначально эти дети при обучении их в школе будут поставлены (в данном случае самими родителями) в совершенно неравные условия. Это полностью относится и ко всем другим рассмотренным выше предпосылкам дисграфии.

Из сказанного следует, что весь процесс дошкольного воспитания ребенка начиная с самого раннего возраста должен быть направлен на то, чтобы полноценно подготовить его к школе, а значит и к жизни. Только при таком подходе к этому вопросу родителям не придется потом горько сожалеть об упущенных возможностях.

Публикации по теме:

Когда обращаться к логопеду? Когда обращаться к логопеду? Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач. 2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка.

Развитие речи в дошкольном возрасте.Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Логические загадки
  • Орфография
Автор публикации:
Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи.
Опубликовано: 7 января 2013 в 22:59
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...