Получи документы

Обогащение эмоционального опыта дошкольника

Любовь Никулина
Обогащение эмоционального опыта дошкольника

Прежде всего следует отметить, что человек всегда как-то относится к тому, что он познает, что делает, с кем общается. Эти чувства связаны с ощущениями и восприятием окружающего, с событиями, запечатлевшимися в памяти, с представлением будущего. Говоря о переживаниях человека, употребляются два термина – «чувство» и «эмоции». Под эмоциями понимаются переживания отношений, возникшие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях.

Публикация «Обогащение эмоционального опыта дошкольника» размещена в разделах

Система дошкольного образования ориентирована на обеспечение познавательного и эмоционального развития детей. Предназначение дошкольного возраста заключается как в овладении знаниями, умениями и навыками, так и в становлении базовых свойств личности: самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать окружающую действительность. Эмоции, которые испытывает малыш, легко прочитать на его лице, в позе, в жестах, во всем его поведении.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные для него условия. Поэтому взрослые должны обеспечивать эмоциональный комфорт. Для воспитателя поведение ребенка, уровень его эмоциональной сферы являются важными показателями для понимания внутреннего мира ребенка и свидетельствуют о психологическом состоянии. Эмоции выполняют регулирующую и охранную функции. Дети 3-5 лет могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выражать свое отношение к ним.

Эмоции способствуют нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и педагогов вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Эмоции являются источником радости и страдания.

Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в плену эмоций, поскольку еще не могут управлять своими чувствами. Ни для кого не секрет, что лучшие друзья современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимые занятия- просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети мало общаются не только со взрослыми, но и друг с другом. Малыши не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности их поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей.

В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими людьми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы. Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены его социальным опытом. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими людьми. В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Если взрослый расположен к ребенку, радуется его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие. Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится неуверенным. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения со сверстниками. В раннем детстве этот навык только начинает формироваться. На втором году при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство. На третьем году уже спокойно играет с другими детьми. Эмоциональный механизм сопереживания появляется в дошкольном возрасте. Общение со сверстниками полезно и способствует эмоциональному развитию ребенка. Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей – в играх, при выполнении трудовых поручений. Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий. Он спорит со сверстниками, успокаивает, требует и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, фантазирование. Второе отличие общения со сверстниками заключается в его яркой эмоциональной насыщенности. В общении со сверстниками наблюдаются экспрессивно-мимические проявления, которые отражают разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Эмоциональное развитие ребенка – задача не из легких. Однако, именно родители могут и должны начать эту работу. Беседуя с ребенком, они учат его анализировать собственные эмоции и поведение. Развивая эмоциональную сферу ребенка, родителям необходимо учитывать следующие моменты:

1. Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающими различные эмоциональные состояния.

2. Называя эмоциональные состояния, точно определяйте его словесно: «радость», «грусть», «удивление». Помните сами и объясните ребенку, что чувства не делятся на «хорошие» и «плохие».

3. Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки.

4. С уважением относитесь к чувствам малыша.

Педагоги могут организовать работу по развитию мира эмоций более последовательно и системно. Начать эту работу можно со знакомства со своеобразным эмоциональным букварем. Можно использовать литературный материал, вспоминая героев произведений, их переживания. Педагогу необходимо научить детей соотносить собственные эмоции с соответствующими событиями. Взрослый учит детей анализировать эмоциональное состояние другого, понимать его настроение. Педагог обогащает словарь детей словами – синонимами, обозначающими эмоции.

При работе над развитием эмоций педагог может ставить задачи:

Средняя группа

Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях : радость, удивление, страх, гнев, спокойствие; учить различать эмоции по схематическим изображениям; учить передавать заданное эмоциональное состояние мимикой, жестами, интонацией.

Старшая группа

Продолжать знакомство и расширять представление детей об эмоциях; учить понимать свои чувства и чувства других людей, учить контролировать свои эмоции.

Подготовительная группа

Закреплять у детей полученные знания об эмоциях, учить понимать относительность в оценке чувств, продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными способами.

Работа по знакомству с определенной эмоцией должна проходить в интересной и доступной для ребят форме с использованием развивающих игр, упражнений, рассматривания рисунков и фотографий, чтения художественной литературы, рассказов педагога и детей, сочинений историй, моделирования и анализа заданных ситуаций, слушания музыки, рисования.

Итак, развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним более доверительные отношения, а это сможет облегчить процесс воспитания и развития. Родители и воспитатели должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника.

Публикации по теме:

Обогащение социального опыта детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются.

Безопасный маршрут дошкольника (из опыта работы) Безопасность детей… Как часто она зависит от нас, взрослых! Задавались ли вы вопросом: насколько ваш ребенок знает правила дорожного движения.

Из опыта работы «Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее» Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально.

Консультация «ОНР. Коррекционная работа: активизация и обогащение словарного запаса» Коррекционная работа при формировании правильной речи ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) должна включать в себя.

Мяч в жизни дошкольника (из опыта работы) Упражнения, способствующие обучению детей игре с мячом в саду и дома ИНДИВИАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Ходьба на носках, мяч в руках, руки вытянуты вверх 2. Ходьба на пятках, мяч в руках за головой 3. Ходьба в полуприседе,.

Мяч в жизни дошкольника (из опыта работы). Игры с бросками, ловлей и ведением мяча 1. «МЯЧ ВОДЯЩЕМУ» Команды строятся в круги, в центре которых водящие с мячом. Он поочередно бросает мяч игрокам своей команды и получает.

Обогащение музыкального опыта и воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Первомайский» Омского муниципального района.

Обогащение словаря дошкольников. На пятом году жизни речевая активность ребенка усиливается. Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в разнообразных грамматических.

Консультация для воспитателей «Влияние предметно-развивающей среды на обогащение словаря дошкольника» Основная задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду. Развивающая.

Взаимодействие воспитателя с родителями по подготовке руки дошкольника к письму (из опыта работы) Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обогащение эмоционального опыта дошкольника
Опубликовано: 19 января 2016 в 21:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД