Обоснование актуальности разработки программы мастерской для родителей «Светлячок»

Наиля Гусакова
Обоснование актуальности разработки программы мастерской для родителей «Светлячок»

Современный этап развития образования ориентируется на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развития личности каждого ребенка, его самореализации и адаптации в многогранном мире.

Но, к сожалению, социальные трансформации сопровождаются выраженной тенденцией к увеличению числа детей с нарушениями в развитии. Все больше становится детей с теми или иными незначительными отклонениями в состоянии нервной системы, а в процессе обучения нагрузки на детей значительно увеличиваются. В результате, у многих будущих первоклассников возникают трудности в овладении школьными навыками, которые усугубляют психическое состояние ребенка. Спутниками этих детей в школе являются: частые головне боли, астенические состояния, недостаточность внимания, неумение контролировать свое поведение, расторможенность, непослушание, несобранность. Они усугубляются при увеличении нагрузок на нервную систему, что приводит к разбалансировке психических процессов – памяти, внимания, мышления.

Увеличился поток детей с нерезко выраженными нарушениями слуха и зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций, нередко имеющие различные соматические заболевания, что, в свою очередь, обуславливает трудности в освоении программы в целом.

С тревогой отмечаются резкое снижение успеваемости учащихся по родному языку, растет поколение неграмотных детей. Следствие, все большее распространение среди детей дошкольного возраста получает общее недоразвитие речи ОНР (III) уровня с дизартирческим компонентом как системное нарушение всех сторон речи.

Далее представлена схема механизма дефекта при дизартрии.

Что есть. Дизартрия -

бедность словарного запаса;

трудности в овладении грамматическим строем;

своеобразие формирования словообразования;

нарушение формирования монологической речи;

наличие комплекса речевых нарушений.

Так, у детей со стертой дизартрией кроме нарушения звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения.

Что будет, если не… Речь детей с ОНР (III уровень) с дизартирческим компонентом остается невыразительной, без эмоциональных оттенков и логических ударений. Отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, которое необходимо для формирования внутренних речевых действий. Затруднен звуковой анализ, отмечается позднее формирование фразовой речи. Речь характеризуется бедностью словарного запаса, ситуативностью, наличием аграмматизмов, несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи.

Недостатки речевого развития представляют большую сложность в дальнейшем овладении письменной речью, и обуславливает трудности в освоении программы в целом.

Неусвоение программы русского языка рассматривается как дисграфия, а механизмы ее возникновения связываются не только с речевой патологией, которая бесспорно продолжает занимать основное место среди причин возникновения этих нарушений, но и с особенностями развития познавательной деятельности и когнитивных функций ребенка, принимающих активное участие в формирование функциональной системе письма.

Психологический статус

Познавательная сфера

Что есть… поведение неровное;

частые смены настроения;

внимание неустойчивое;

низкая работоспособность;

имеются трудности в поведении – медлительны, или расторможены;

быстрая истощаемость, низкая работоспособность;

несформированность операций анализа, синтеза, абстракции, сравнения, обобщения;

тяготение к стереотипным, ранее усвоенным действиям и операциям, к механическому неосмысленному стилю труда;

отсутствие положительного эмоционального отношения к мыслительной деятельности;

снижение всех видов памяти, внимания, умственной работоспособности;

неполноценность тонких форм зрительного, слухового, тактильного восприятия.

Что будет, если не… Эти дети характеризуются специфическими особенностями нарушения познавательной деятельности, так как умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой. Работа по формированию мышления и иных психических процессов должна идти параллельно и вместе с развитием речи, известно, что речь запаздывает в развитии.

Для них характерна недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, в том числе между речью и практическим действием.

Низкий уровень показателей произвольного внимания приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности. Различия в проявлении произвольного внимания зависят от модальности раздражителя: дети с трудом сосредотачивают внимание на выполнении заданий с использованием слуховой инструкции, чем с опорой на наглядность.

При первично сохранной смысловой и логической памяти у детей с ОНР (III) уровня с дизартрическим компонентом снижена вербальная память и нарушена продуктивность запоминания: они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Причем, эта низкая активность припоминания может сочетаться ограниченными возможностями развития познавательной сферы.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления.

Особенности сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы у детей и нарушениями речевой деятельностью, рисует картину, при которых будущие первоклашки будут, испытывают трудности в усвоении письменной речи.

Физический статус

Психомоторика

общая моторика

Что есть… наблюдается задержка в физическом развитии;

ребенок позже начинает держать голову, сидеть, ходить;

дети поздно осваивают навыки ходьбы по ступенькам, акт катания на велосипеде;

позже овладевают навыками самообслуживания;

им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы;

менять характер движений по ударному такту;

не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения.

Статическая координация движений показывает, что нарушение статики проявляются в значительной трудности (а иногда и невозможности) сохранения равновесия, в треморе конечностей.

Движения на выполнение динамической координации, более чем в трети случаев дети осуществляют бросок мяча в цель не «с развернутого плеча», без замаха, а снизу. Выполнение тестовых заданий на исследование динамической координации движений характеризуется недостаточно согласованной деятельностью различных мышечных групп «толчкообразностью», неловкостью выполняемых движений.

Исследование скорости движения показывает, что больше половины детей затрудняются сесть на пол и встать без помощи рук. В основном задание выполняется в замедленном темпе. Дети способны сесть на пол без помощи рук, но не могут без этой помощи подняться.

Двигательная память, в которой движения программируют на последовательность их выполнения и одновременно оказывают сбивающее воздействие, вызывает значительные трудности у большинства детей. При воспроизведении движений наблюдается замедление их темпа или, наоборот, ускорение.

Наибольшую трудность для выполнения вызывает тест на одновременность движений.

Что будет, если не… Игнорирование физическому воспитанию не способствует укреплению здоровья, развитию координации движений, внимания, способности к подражанию, формированию произвольной деятельности, остается без улучшения эмоционально-волевая сфера.

Не уделяя особое внимание упражнениям на развитие равновесия, на точность воспроизведения характера движений по темпу, ритмичности, напряженности, амплитуде, то перенос этих навыков на мелкую моторику, артикуляционные движения, что является базой для овладения произносительной стороны речи, не становится возможным.

Психомоторика

мелкая моторика

Что есть… Дети с дизартрией испытывают затруднения и в изобразительной деятельности.

Вместе с тем в разной степени нарушаются и тонкие дифференцированные движения рук. Выявленные моторная неловкость, недостаточная координированность движений служат причиной отставания формирования навыков самообслуживания, а несформированность тонких дифференцированных движений пальцев рук является причиной трудностей при формировании графомоторных навыков.

Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Исследования выявили отклонения в чувственном познании: замедленность процесса восприятия, слабость аналитико-синтетических операций при узнавании пространственных отношений предметов. Отмечаются узость, неполнота, недостаточная дифференцированность и осмысленность изображений объектов, недостаточно развита наблюдательность. Примитивность и схематичность изображений проявлялись в том, что общее строение и форма предметов предельно упрощались, существенные детали опускались.

Что будет, если не… Среди двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как они оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией моторной зоны; движения пальцев рук действительно стимулируют созревание центральной нервной системы, что, в частности, проявляется в ускорении развития речи ребенка.

Не развивая функций движения руки и мелкой моторики, которая всегда тесно связана с функцией речи, не будет способствовать развитию произносительной стороны речи.

Не учитывая общность механизмов письма и изобразительной деятельности, прогнозируются различные нарушения письменной речи, по той простой причине, что письмо и рисование – виды графической деятельности, имеющие общую природу и обусловленные координированной работой зрительного и двигательного анализаторов.

Социальный статус

Что есть… В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.

Что будет, если не… Ребенку необходимо формировать коммуникативно-речевые умения, обеспечивающая жизнедеятельность человека. Значение умение общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми становится очевидной – трудности общения, нередко становятся причиной задержки и личностного развития, низкого статуса в классном коллективе, дезадаптации, тревожности, препятствуют полноценному функционированию личности как субъекта деятельности – потребность в самоактуализации, актуализации своих возможностей, внутренних ресурсов, гармоничном развитии способностей.

Неврологический

статус

Что есть… Исследование неврологического статуса детей с дизартрией выявляет определенные отклонения в нервной системе, проявляющиеся в форме неярко выраженного преимущественно одностороннего, гемисиндрома (нарушение только на одной из половины тела). Паретические симптомы наблюдаются в артикуляционной и общей мускулатуре, что связано с нарушением иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов. (Г. В. Гуровец, С. И. Маевская)

Отмечается неврологическая симптоматика - парезы, гипомимия, саливация, спастичность, гиперкинезы. Вегетативные нарушения грубо выражены. *Синюшные, холодные, влажные конечности.

Что будет, если не… Общим для всех групп детей является стойкое нарушение звукопроизношения: искажение, замена, смешение, трудности автоматизации поставленных звуков. Для всех детей этих групп характерно нарушение просодики: слабость голоса и речевого выдоха, бедность интонаций, монотонность речи: некоторые нарушения со стороны общей и мелкой моторики.

Дизартрия как первоначальный дефект приводит к недостаточности фонематического восприятия, анализа, синтеза, что вызывает специфические ошибки на письме и в чтении.

К сожалению, этот статус сопровождает ребенка всю жизнь

Социальная значимость

На этом фоне обеспокоенность по данной проблеме вызывают не только у педагогов, но и у родителей. Уверенность, что преодоление проблемы оздоровления, воспитания, развития и коррекции - кампания не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность специалистов ДОУ, а также сопричастность и соучастие родителей.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные преобразования. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичного развития ребенка.

Анализ и констатация состояния выявленной проблемы, перед разработкой программы, определили следующие противоречия:

Между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи педагогов ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия.

1. Обычные формы работы с родителями, такие как родительские собрания, индивидуальные и информационно-консультативные мероприятия в группах - малоэффективны.

Между необходимости формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологически решений по реализации данной проблеме.

1. Теоретические знания, полученные из лекций или литературы, трудно применить в условиях семьи независимо от того, содержат ли они конкретные рекомендации.

Современным родителям приходится нелегко, зачастую испытывают определенные трудности в том, что:

не могут найти достаточного свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях;

недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии;

многие родители часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в деле развития ребенка;

не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия коррекционно-развивающем процессе.

Поэтому, так важно помочь родителям понять:

что не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека;

что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем;

что любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция;

что в условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка;

что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и ДОУ.

Концепция программы

Совершенствование качества жизни данного контингента детей высоко социально значима и актуальна. Это убеждение приводит к необходимости разработать мероприятия превентивного (опережающий, предохранительные меры) порядка, вызывает необходимость поиска эффективных путей сопровождения ребенка, решение которой имеет огромное значение, как для конкретного человека, так и общества в целом.

Путь оздоровления, воспитания, развития и коррекции можно представить как процесс, сопровождающий социально-интеллектуальное становление личности, он позволяет смоделировать систему деятельности в виде целостного комплекса коррекционно-развивающего обучения детей, воздействием двух сторон - ПЕДАГОГОВ учреждения и РОДИТЕЛЕЙ.

Программа осуществляет следующие концептуальные идеи взаимосвязи педагогов ДОУ и родителями детей посещающих подготовительную группу №7 компенсирующей направленности с нарушением речи МАДОУ ДС КВ «Ручеек»:

Целостность.

Партнерство.

Прозрачность.

Экологичность («экологически чистые» отношения).

Концептуальная идея целостности означает единую стратегию скоординированной деятельности всех участников образовательного процесса. Это достигается на основе баланса интересов педагогов ДОУ с опорой на личную ответственность всех членов семьи в оздоровлении, воспитании, развитии и коррекции детей с ОНР (III уровень) с дизартрическим компонентом.

Идея партнерства предполагает консолидацию возможностей всех социальных партнеров, за счет взаимодействия их потенциалов, мотивации интересов в реализации программы.

Идея прозрачности в полной мере реализуется через содействие приобретению знаний социальных партнеров, способствует углубленному пониманию по вопросам, касающихся области оздоровления, воспитания, развития и коррекции детей.

Концепция идеи экологичности предполагает ориентации на ненасильственные и неманипулятивные способы влияния, обеспечивающие принятие быть добровольным участником процесса, посещать встречи, понимать смысл и значения стратегических задач в оздоровлении, воспитании, развитии и коррекции детей с ОНР (III уровень) с дизартрическим компонентом.

Направления деятельности

Организация взаимодействия педагогов, узких специалистов и семьи в форме встреч представляет собой интересную современную модель и перспективную форму работы по привлечению родителей, учитывающая актуальные потребности семей. При этом использование разнообразных форм сотрудничества дает возможность:

сформировать у них интерес к вопросам оздоровления, воспитания, развития и коррекции

вызвать желание расширять углублять имеющиеся педагогические знания

активно учувствовать в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе

укреплять связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников

укреплять институт семьи.

Просветительское:

Формирование установки ответственности родителей с целью повышения их правовой, в частности, по разъяснению их прав и обязанностей (ст. 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогам. Они обязаны первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте»).

Представление информации для осведомления и повышения психолого-педагогической культуры родителей.

Создание благоприятных условия для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей, повышение педагогической и психологической грамотности родителей в оздоровлении, воспитании, развитии и коррекции детей с ОНР (III уровень) с дизартрическим компонентом.

Практически-действенное:

Определение нового вектора в структуре организации партнерских отношений, что делает процесс воспитания, развития, коррекции и подготовки к школе ребенка двусторонним.

Повышение заинтересованности в решении общего дела и комплекса проблем в развитии детей, рассмотрение их как приоритетных и первоочередных

Тщательный отбор необходимого содержания и предоставление возможности познакомить родителей с оригинальными педагогическими идеями, инновационными технологиями, методами, приемами разработками, направленного на подготовку детей к школе.

Организация взаимодействия

Участниками встреч мастерской «Светлячок» могут стать все родители группы №7 компенсирующей направленности с нарушениями речи, проявившие интерес к продуктивному и успешному сотрудничеству в процессе оздоровления, воспитания, развития и коррекции ребенка. Она создана, с одной стороны из ключевого ядра, которым является ребенок с ОНР (III уровень) с дизартрическим компонентом, и, с другой стороны – педагогов детского сада, родителей детей, посещающих ДОУ. Численный состав участников встреч неограничен.

Встречи мастерской проводятся 4 раза в год, предполагает несколько этапов реализации встреч мастерской.

Подготовительный этап(1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

Вводное собрание

Цель:

1. Презентация с программы мастерской «СВЕТЛЯЧОК», узких специалистов, как приглашенных участников мастерской.

2. Проведение пилотажного экспресса-диагностики родителей на предмет социального запроса по тематикам встреч мастерской;

3. Составление перспективного плана мероприятий.

4. Обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейных встреч.

В ходе основного этапа (с октября по апрель) реализации мастерской Светлячок» в ДОУ, встречи проводились согласно плану, и носит системный характер.

Приведем пример плана организации встреч мастерской

«Шесть граней куба взаимодействия»

№ тема ответственный форма взаимодействия сроки

1.

«Презентация мастерской «Светлячок»

Гусакова Н. Ф., учитель-логопед круглый стол (знакомство родителей с нормативно-правовым обеспечением, планом мероприятий, с приглашением специалистов)

октябрь

Раскрытие социального статуса ребенка с ОНР

2.

«Знать и понимать своего ребенка»

Кривенко Е. Н. ,

социальный педагог игротренинг для родителей по разбору неординарных ситуаций

октябрь

«Социальная готовность ребенка к школе» Кривенко Е. Н. ,

социальный педагог

круглый стол

октябрь

Раскрытие речевого статуса ребенка с ОНР

3.

«Механизмы дефекта при дизартрии»

«Статусная характеристика детей с ОНР»

Гусакова Н. Ф.

учитель-логопед

круглый стол

октябрь

«Нетрадиционные приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР»

Гусакова Н. Ф.

учитель-логопед

деловая игра

октябрь

Раскрытие физиологического статуса ребенка с ОНР

4. «Знать и понимать своего ребенка»

Кривенко Е. Н. ,

социальный педагог игротренинг для родителей по разбору неординарных ситуаций

ноябрь

5. «Особенности воображения у детей с ОНР»

Гусакова Н. Ф.

учитель-логопед

круглый стол ноябрь

«Для чего нужна «вообразилка», и как ее «включать»

Гусакова Н. Ф.

учитель-логопед

деловая игра ноябрь

6. «Азбука для глаз» Герасимова Л. А. врач-офтальмолог

круглый стол

ноябрь

Раскрытие физического статуса ребенка с ОНР

7.

«Знать и понимать своего ребенка»

Кривенко Е. Н. ,

социальный педагог игротренинг для родителей по разбору неординарных ситуаций

декабрь

8. «Профилактика нарушений письма в процессе изобразительной деятельности»

Тимофеева О. Н.

воспитатель ИЗО

круглый стол

декабрь

«Неверояшки в рисовашке» Тимофеева О. Н.

воспитатель ИЗО

делова игра

декабрь

9. «Профилактика переутомления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»

Скатецкая И. А. инструктор ФИЗО

круглый стол

декабрь

«Комбинированные приемы и сочетания упражнений по укреплению психосоматического здоровья детей»

Скатецкая И. А. инструктор ФИЗО

делова игра

декабрь

Раскрытие речевого статуса ребенка с ОНР

10

«Знать и понимать своего ребенка»

Кривенко Е. Н. ,

социальный педагог игротренинг для родителей по разбору неординарных ситуаций февраль

Кривенко Е. Н. ,

социальный педагог деловая игра февраль

11 «Особенности памяти у ребенка с ОНР»

Гусакова Н. Ф.

учитель-логопед

круглый стол февраль

«Знакомьтесь, Эйдетика! Или как научиться запоминать»

Гусакова Н. Ф.

учитель-логопед

деловая игра февраль

Раскрытие психологического статуса ребенка с ОНР

12 «Знать и понимать своего ребенка» Кривенко Е. Н. ,

социальный педагог игротренинг для родителей март

13 «На пороге школы» Баргамон А. Н. педагог-психолог круглый стол март

«Как подготовить ребёнка с ОНР к школе в домашних условиях» Баргамон А. Н. педагог-психолог деловая игра март

Обобщение деятельности мастерской

14

«Рецепты «Светлячков» Все участники и приглашенные специалисты презентация буклета май

Основные формы взаимодействия:

Осуществление практических занятий в форме «Деловой игры».

Цель: возможность внедрения адаптировать полученные знания, использовать вариации (этюдов) игр-упражнений в развитии детей.

Круглый стол

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные, либо наболевшие проблемы воспитания.

Консультации

Цель: дать квалифицированный ответ, совет на вопросы родителей.

Семинар-практикум

Цель: ретрансляция, обобщение и распространение «инновационных продуктов», полученных в результате коррекционно-развивающего обучения, адекватную интеграцию образовательных технологий, с целью удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОНР.

Тренинги

Цель: помочь родителям изжить свои внутренние проблемы, выражать и проявлять чувства.

В мае подводятся итоги деятельности мастерской, благодаря которой наладилась прочная взаимосвязь с семьями. Родители стали проявлять повышенный интерес к оздоровлению, воспитанию, развитию и коррекции своих детей. Сделанные выводы по итогам каждой встречи, вносились изменения в совершенствовании организации и содержания педагогического процесса. Определены перспективы для дальнейшей работы в области взаимодействия. Собраны фотоматериалы, иллюстрирующих работу встреч мастерской. Создание брошюры в виде конченого продукта «Рецепты «СВЕТЛЯЧКОВ».

Деятельность встреч показал жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов – детского сада и семьи.

Это заключительный этап реализации программы.

Вывод

Миссия союза родителей и узких специалистов предполагает выстраивание системы партнерских отношений, где движущей силой любой деятельности являются мотивы. Именно эти родительские мотивы и будут отправной точкой в совместном взаимодействии, с целью взаимообогащения и взаимодополнения, осуществляющегося в интересах ребенка ОНР (III) уровня с дизартрическим компонентом (будущего первоклассника). Он открывают широкие перспективы в решении вопросов повышения эффективности коррекционно-воспитательного процесса.

Таким образом, решение проблемы формирования компетентности родителей дошкольников с ОНР (III) уровня с дизартрическим компонентомна современном этапе, становится все более актуальной. Уникальность союза между родителями и узкими специалистами в совместной деятельности является общение, и берут на себя обязательства быть интересными, социально грамотными, равноправными в свободе суждений и выбора жизненных позиций собеседника.

Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Обоснование актуальности разработки программы мастерской для родителей «Светлячок»
Опубликовано: 4 марта 2013 в 19:30
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....