Конспект урока в 10 классе «Образ Доброты в отечественной живописи»

Татьяна Савина
Конспект урока в 10 классе «Образ Доброты в отечественной живописи»

Образ Доброты в отечественной живописи

(урок изучения нового материала в 10классе)

Савина Татьяна,

учитель МХК МБОУ СОШ №40 г. Шахты

Ростовской области

Цель урока: формирование мировоззрения учащихся.

Задачи:

-знакомство с творчеством Андрея Рублева, Виктора Васнецова, Кузьмы Петрова – Водкина;

-воспитание нравственности, духовности учащихся.

Форма урока: художественная гостиная.

Новые понятия: икона, канон, святость, чудотворный образ, триипостасность Бога, неорусский стиль, русский модерн

Иллюстративные ряды.

1. Зрительный: древнерусская иконопись (фоторепродукции) А. Рублева «Звенигородский Спас», «Троица»; Виктора Васнецова «Богатыри», «Аленушка»; Кузьмы Петрова – Водкина «1918год в Петрограде» («Петроградская мадонна»).

2. Музыкальный: Свиридов «Любовь святая», музыка к драме «Царь Федор»;

В. Кикта «Фрески Софии Киевской»;

А. Бородин «Симфония №2»;

Свиридов «Пушкинский венок»;

Шуберт «Ave Maria»;

С. Рахманинов «Мелодия».

3. Литературный:

Ненароков «С веком наравне».

Эпиграф урока:

Ход встречи

Слушание: Свиридов «Любовь святая»(3мин.)

Вступительное слово учителя (на фоне музыки): -Добрый день! Мы приветствуем всех, кто пришел в нашу художественную гостиную. Сегодня речь пойдет об образе Доброты в отечественной живописи.

Истоки Доброты русской души уходят корнями в глубокую древность, когда принятие Киевской Русью православия (греческого) определило полное слияние искусства и религии. Вся художественная культура земли русской была канонической и складывалась на основе общепринятых эталонов красоты. Воплощая канонические образы, древние мастера свидетельствовали об Истине, Добре и Красоте.

Ученик: -Признавая святость высшей ценностью, русский человек стремился к абсолютному добру. Слушая богослужение, созерцая иконы, человек получал заряд духовной энергии, покаянием очищался от грехов, воспарял мыслями в небеса, освобождаясь от мирской суеты.

Как не может православный обойтись без Библии, так не может он жить без иконы. Ибо, если Библия – записанное слово Божие, то икона – запечатленный образ. Она же есть средство духовного воспитания и художественного просвещения.

Православный люд видел в иконе не произведение искусства, но, прежде всего, чудотворный образ. От иконы ждали чуда. А блеск золота и драгоценных камней только усиливали благоговение перед могуществом иконного образа.

Завязка

Учитель: - Тема встречи обозначена.

Проблема, над которой будем сегодня работать, звучит так: -Можно ли образ Доброты в отечественной живописи считать источником воспитания человеческого в человеке, источником душевной гармонии?

Но прежде позвольте небольшое отступление от духовных начал культуры. В основе конкретной культуры – конкретная модель мира. Модель мира – это представление об основном мировом событии как моменте бытия. Культура возникает, когда это событие соизмеряется с другим событием - событием Человека. Человек причастен к событийной целостности мира через сотворение своего собственного мира культуры.

Слушание: В. Кикта «Фрески Софии Киевской»(2мин.)

Учитель (на фоне музыки): -Многие исследователи конца 14- начало 15 века называют периодом русского Ренессанса – своеобразной эпохой отечественного Возрождения. В средневековой Руси жили живописцы, не уступавшие по своему мастерству самым прославленным художникам мира. Среди них – гений русской живописи Андрей Рублев. Он впитал все лучшее в древнерусской живописи более ранних времен и довел своим гением до невиданного совершенства. Его иконы отличаются гармонией красок, внутренней умиротворенностью, душевным покоем. Нравственная ценность человека получила в его творчестве глубокое выражение. Созерцание внутренней красоты души человека – суть его творчества.

Его искусство не было ни аскетичным, ни суровым, ни фанатичным, но в нем ярко отразилось живое народное творчество, перекликавшееся своей просветленностью, особой ясностью форм с античной живописью.

Кульминация

Слушание: В. Кикта «Фрески Софии Киевской»(3мин., продолжение)

Ученик (на фоне музыки): Бесчисленны изображения Христа в искусстве всех христианских народов. Но нет, быть может, Христа более человечного, более просветленного мудростью и любовью, чем рублевский, истинно отец и хранитель людей. В нем контраст величия фигуры (царственного) и лица, проникнутого благоговением и добротой. «Звенигородский Спас» Рублева отличается славянскими чертами лица, мягкостью и мудростью. Он смотрит на нас своими всевидящими глазами. Его открытый кроткий взгляд, устремленный в неведомую даль, полон такого человеческого участия в судьбах людей, какого еще не знала древнерусская живопись. Да, он видит то, что неподвластно взору простого человека. Изыскан колорит иконы, в которой розовая охра подчеркивает плавность и мягкость спокойных линий. Надпись на иконе соответствует его образу: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».(Евангелие от Матфея,гл. 11).

Ученица (на фоне музыки): -Но самым совершенным творением Андрея Рублева является знаменитая «Троица»(1425-1427, выразившая идеалы Добра и Справедливости, Любви и Согласия.

«Троица» - икона, написанная на похвалу Сергию Радонежскому, и отражающая идеалы его просветительской деятельности. Это молитва о согласии и любви, явленная в красках. На иконе то, что вечно: добро, жертвенность, любовь.

В христианском вероучении преподобный Сергий нашел вернейший для православного человека довод против обособления друг от друга: Бог троичен в лицах, но един. Триипостасность Бога не мешает ему пребывать в единстве. Преподобный Сергий желал, чтобы лицезрением сего единства побеждалась ненавистная рознь мира сего. Так почему православному люду не быть сообща по образу и подобию Святой Троицы. Этому учил преподобный Сергий. Вражде и распре людской на иконе противопоставлен нерушимый мир, взаимная любовь, бесконечная друг перед другом покорность.

Рублевская «Троица» - символ Добра, Любви и Согласия русского народа.

По мнению П. А. Флоренского, «Троица» своею голубизною, музыкой своей красоты…выше всех земных определений и разделений – есть само небо, есть сама безусловная реальность, есть то истинно лучшее, что выше всего сущего!»

Учитель: - А теперь перенесемся мысленно из века 15-го в век 19-ый, который часто называют «серебряным веком» отечественной культуры. Контрастных, порой взаимоисключающих художественных направлений в те годы было значительно больше, нежели за все предшествующие столетия развития отечественной культуры. Но эта многогранность искусства «серебряного века» не заслонила его целостности, ибо из контрастов, как подметил еще Гераклит, рождается прекраснейшая гармония.

Представитель «серебряного века» отечественной культуры Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926, великий русский живописец, представитель неорусского стиля в русском модерне, сам себя называл былинником и сказочником. Обратившись к русскому народному эпосу, сказке, родной истории, писал: «Я всегда был убежден, …что в сказке, былине, песне, драме сказывается весь целый облик народа, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим. Плох тот народ, кто не помнит, не любит, не ценит своей истории!»

Васнецова всегда тянуло к русской седой старине. Он был одним из первых мастеров в истории русского искусства, обратившихся к русскому фольклору, осознавших национальный эпос как тему, достойную создания масштабных картин.

Ученик: -В цикле его полотен «Поэма семи сказок» он хотел убедить людей: только Добро дарит радость и помогает найти в жизни согласие и гармонию.

Слушание: А. Бородин «Симфония №2» («Богатырская»,2мин.

На фоне музыки: -В поиске возвышенных чувств родился замысел: богатыри, застава, хранители земли русской. Его «Богатыри»(1881 – 1898) - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович –три разных героя, три разных характера. Их отличает все – взгляды, одежда, даже норов коней. И все они объединены одной целью – стоять на рубежах Русской земли. Вот они – три богатыря, три характера и все вместе, будто весь народ русский. Как они монолитны в своей гармонии! Не пустят врага на родную землю!

Картина не получилась бы такой сильной, если бы не пейзаж. Широкая равнина, пожухлая трава, ковыль, серые валуны, молоденькие елочки впереди и до самого горизонта темные холмы. А над всем этим – осеннее тревожное небо. Просто, скупо, вроде бы нет ничего, а сразу отзывается в сердце – Родина. Сам Васнецов говорил, что картиной «Богатыри» отдает долг родному народу, который его вырастил, воспитал, выучил. Но «Богатыри» появятся значительно позже. Вначале будет «Аленушка» (1881).

Слушание: Свиридов «Пушкинский венок»(3мин.)

Ученик (на фоне музыки): -Неподалеку от Абрамцева в деревне Ахтырки, где Васнецов жил летом, художнику полюбился старый заросший пруд. Здесь, у пруда, задумал он свою картину-сказку о бедной Аленушке. Да, много разных сказок рассказал нам художник. Но самая добрая и самая грустная его сказка – про Аленушку.

В своем произведении художник не следует сюжету народной сказки «О братце Иванушке и сестрице Аленушке», нет. Васнецов взял для своей картины горестный мотив – жалобу о долготерпении, самопожертвовании, душевной красоте русской женщины, о ее горькой судьбе, выплаканной в песнях-причитаниях. Его Аленушка сидит, печально поникшая, на берегу заросшего пруда со своим горем, одинокая и гонимая…Ее печаль разделяют и тонкие, оголенные ветром осинки и поникшая осока, и заплаканное осеннее небо.

Художник рассказал эту сказку по- своему. Он передал в ней всю любовь народа к простой русской женщине. Мастер совершил почти невозможное, органично соединив сказку с русскими иконописными традициями. Это сказочная икона и, вместе с тем, реалистичное полотно, яркое и красочное. Подобное соединение, казалось бы, несовместимых по стилю и смыслу понятий будет еще не раз приносить успех его работам и признание публики.

Заслуга Васнецова в том, что он напомнил еще об одной задаче живописи: искусство должно украшать, делать поэтичным мир вокруг человека. «В русской живописи его роль равнозначна и равноценна роли А. С. Пушкина: он обрел живую красоту там, где иные не видели ничего»,- так писал «Вестник» уже после смерти художника.

Учитель: -А теперь перенесемся на 15 лет вперед. Художественным возрождением России начала 20века стало творчество Кузьмы Петрова – Водкина на фоне «базара художественной суеты», по образному выражению Александра Бенуа, царившего в художественной культуре России на изломе веков.

Открытием в жизни Петрова-Водкина стала древнерусская иконопись. Ее мир согласия и взаимной любви, непрерывного единства. Мир тишины и покоя. Гуманистические озарения Андрея Рублева, его просветленность и глубина, его понимание красоты и любви человека, вошли в кровь и сознание Петрова – Водкина.

Чуткий к планетарным явлениям, художник обостренно переживал исторический перелом в жизни России. Конец 1910х годов он провел в Петрограде. Что же дали ему два года жизни на берегах Невы? Ответ наиболее полно звучит в его полотне «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»).

Ученик:- Художник шел по городу. Он не брал карандаши и блокнот, чтобы делать зарисовки. Зато жадно впитывал в себя впечатления.

Вот профессор стоит на углу, держит в руках статуэтку Венеры: меняет, видно, на соль и спички.

Вот женщина с классическим лицом просит подаяние.

Вот молодые ребята таскают бревна…

Как все это выразить на холсте?

Проходили дни, часы. Темнело и светало. Дышал космос.

Художник все брал на весы своего сердца.

И вдруг в один, поистине прекрасный, момент он понял, наконец, что делать!

Не профессор, не женщина с классическим лицом, не грузчик будут изображены на его картине, а женщина с ребенком на груди.

Слушание: Шуберт «Ave Maria» (3мин.)

Учитель (на фоне музыки): -Как достоверна, тревожна жизнь города. И странное ощущение: свет ниоткуда. А на балконе – женщина с ребенком на руках, мать. И эта юная мать прижмет к себе ручонку своего младенца.

Лицо ее, как на иконах Андрея Рублева. Зритель воспринимает в картине только три основных цвета: белый, голубой и охристый. Белый платок, как мрамор, покроет лицо женщины. Складки ее одеяния благородны, как одежды Афродиты. А лицо желтоватое, как золото.

Защищен младенец мудростью и добротой. И все спокойствие и надежда стекаются в облик младенца – в его безмятежность, в отрешенность от окружающего, в берегущее движение левой руки матери, обнимающей ребенка. В этом движении – «колыбельная для ребенка».

Пришла она в Петроград из детства художника, от его матери, изначально понимавшей, что только любовью можно уберечь и защитить все.

Безмятежно дитя человеческое – и звучит колыбельная для ребенка в этом земном космосе, где есть мать и дитя!

В этой картине то, что существует всегда. Не случайно картину назвали «Петроградская мадонна» (музыка затихает).

Учитель: -Можно ли сказать, глядя на это полотно, что искусство – это гармония? Безусловно. А ведь художник жил во времена сплошных диссонансов, а его искусство оставалось гармоничным, потому что в душе царила гармония. Так, где истоки этой гармонии?

Их два: его мать Анна Пантелеевна и древнерусская иконопись. Они дали ему чувство космической любви, чувство гармонии.

Заключение

Учитель: - Ребята! А сейчас предлагаю всем в письменной форме ответить на проблему, заявленную в начале нашей встречи: «Можно ли образ Доброты в отечественной живописи считать источником воспитания человеческого в человеке, источником душевной гармонии?»

Слушание: С. Рахманинов «Мелодия» (на фоне музыки учащиеся письменно раскрывают проблему встречи, 5-7мин.)

Зачитываются несколько работ учащихся. Оцениваются. Остальные работы собираются учителем.

Учитель: -Итак, обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что образ Доброты в отечественной живописи является источником формирования мировоззрения, источником душевной гармонии для каждого из нас.

Я благодарю всех за встречу в нашей художественной гостиной. До свидания! Спасибо!

Список литературы

1. Лев Любимов «Искусство Древней Руси» М., Просвещение 1996.

2. Л. А. Рапацкая «Русская художественная культура» М., ВЛАДОС 1998.

3. Г. И. Данилова «Мировая художественная культура» М., ДРОФА 2008.

4. Н. А. Ионина «100великих картин» М., ВЕЧЕ 2003.

5. К. Д. Самин «100 великих художников» М., ВЕЧЕ 2010.

Публикации по теме:

Конспект урока математики в 3 классе с использованием ИКТ Я рада приветствовать вас. Меня зовут Анастасия Александровна, и я проведу у вас сегодня урок математики. Садитесь, пожалуйста. Повернитесь.

Конспект урока литературы в 11 классе «Авторская песня» Урок в 11 классе на тему «Авторская песня» Цели: • узнать, когда возник этот жанр, каковы основные темы и направления этого жанра, познакомиться.

Конспект урока математики в 3 классе «Римские цифры» Цель: формирование познавательного интереса обучающихся к совместной деятельности по ознакомлению с понятием «Римские цифры». Учащиеся научатся:.

Конспект урока во 2 классе «Вокальный ансамбль» Конспект урока Предмет: «Вокальный ансамбль» 2 класс Тема урока: «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле» Учебная программа: Рабочая.

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Конспект урока русского языка в 7 классе «Наречие» Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме "Наречие» Цели урока: Обобщить знания учеников по теме “Наречие”, развивать память, мышление,.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект урока в 10 классе «Образ Доброты в отечественной живописи»
Опубликовано: 12 января 2018 в 11:06
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рассказывание сказки «Колобок» при помощи «Математического планшета»
Цель:Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками при помощи математического планшета. Задачи: 1. Познакомить родителей с...
НОД по развитию речи в старшей группе «Рябинка» по теме «Осень».
НОД по развитию речи в старшей группе «Рябинка» по теме «Осень». Разработала:Аминева. Н. К. Сургут 2017 Программное содержание:...
Детский мастер класс по аппликации «Бабочка»
Уважаемые коллеги, предлагаю вашемк вниманию детский мастер класс по аппликации, сегодня мои воспитанницы Настя и Люба покажут вам, как они выполняли...
Стенгазета ко Дню здоровья
"Физкультура - просто класс! Все здровые у нас! " Подготовила Гимпель Марина Ивановна. Наши дети очень любят заниматься спортом, и поэтому занятия по...
Экскурсия к озеру в рамках проекта «Волшебница Вода»
Экскурсия к озеру в Парк имени 40-летия ВЛКСМ г. Жигулевск Дата: 8. 11. 2017 г. Участники: воспитанники старшей группы – 16 человек. Цель: Познакомить...