«Образ птицы на Руси». Интегрированное занятие в старшей группе

Елена Кочетова
«Образ птицы на Руси». Интегрированное занятие в старшей группе

«Образ птицы на Руси»

Программное содержание:

- Формировать у детей интерес к русской истории, приобщать к русской культуре.

- Систематизировать знания детей об образе птиц в народных сказках.

- Вызвать интерес и желание воспроизводить птиц в узоре, развивая. художественно- творческие образы.

- Воспитывать у детей любовь к птицам родного края.

- Активизировать детей в песнях, играх.

Предварительная работа: Разучивание песен, закличек, пословиц, стихов о птицах; чтение сказок, рассматривание иллюстраций птиц; беседы и наблюдения за птицами и их повадками, рисование дымковских петухов.

Материал к занятию: макеты деревьев, иллюстрации птиц, избушка, скотный дом, сундучок, дидактические игры: «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», заготовки для рисования дымковских петухов по количеству детей, раздаточный материал для рисования.

Ход занятия

- Дети, вы любите путешествовать? (ответы детей)

- На чем можно путешествовать? (самолете, теплоходе, поезде, машине). Сегодня, мы с вами отправимся путешествовать на поезде, а чтобы дорога нам показалась весёлой споём знакомую песню «Вот поезд наш едет»

Исполнение песни «Вот поезд наш едет»

1 остановка «Лесная».

- Какое сейчас время года? (весна)

Одной из примет весны является народный праздник «Сорок сороков». В этот день прилетают сорок разных стай птиц в наши края с юга, это признак того, что морозы отступили, и наступает тёплая весна. Давайте, дети, послушаем, как поют в нашем лесу птицы.

(аудиозапись голосов птиц)

- Каких птиц вы узнали? (Кукушка, синичка, скворцы)

Грачи, Скворцы, Жаворонки – вестники весны. Давайте и мы позовем Весну.

Закличка:

«Прилетайте к нам!

Весну ясную

Весну красную

Приносите нам»!

- Дети, каких вы знаете птиц, которые пользовались на Руси почетом? (ответы детей)

С соколом сравнивали добрых молодцев. Соколиные очи – зоркие очи.

Лебедь – символ чистоты, красоты. «Словно белая лебедушка плывет» говорили про девушку.

Сорока белобока – слывет за воровку, сплетницу, приносящую на хвосте разные вести.

Сова- символ мудрости.

- Часто вас взрослые ласково называют: «Птичка моя», «Голубок мой, «Ласточка моя», как вы думаете почему они вас так называют? (птички маленькие, милые, веселые)

стихотворение по методике расскажи стихи руками «Хочу быть птичкой»

Я по улице гулял Поступательные движения указательным

И средним пальцами обеих

рук, обозначающие ходьбу;

Галок и ворон считал: Скрестить перед собой кисти рук, сделать

плавные движения руками,

обозначающие полёт птиц

Раз, два, три, четыре, пять Загибать поочерёдно пальцы рук,

начиная с большого

Буду я считать опять - Загибать поочерёдно пальцы рук,

начиная с мизинца.

Рот открыл, смотрю я в небо Открыть рот, поднять голову вверх

Вправо – влево. Я там не был. Повороты головы

Птичкой захотел я стать Взмахи руками через стороны вверх

И руками стал махать вниз

Крылья вверх и крылья вниз,

Только слышно ветра свист.

Я подпрыгнул, чтоб взлететь, Руки поднять вверх, подпрыгнуть

Но пришлось на землю сесть Присесть.

Под музыку песни «Вот поезд наш едет» дети отправляются в путь дальше

2 остановка - деревня Ягодная поляна

(Аудиозапись звуков деревни)

- Чьи голоса и звуки вы слышите? (Мычание коров, лай собак, хрюканье свиньи, звуки проезжающего трактора). Куда мы с вами приехали? (В деревню)

- Как называется деревня, в которую мы приехали? (Ягодная поляна). Как вы думаете, почему она так называется? (Потому что там растёт много ягод)

Воспитатель обращает внимание детей на дом и скотный двор.

- Посмотрите, какой большой, красивый, деревянный дом, у дома есть окно с расписными ставнями, крыша.

- Как вы думаете, от какого слова происходит слово «деревня»? Из какого материала дома в деревне? (дома - из дерева, они деревянные)

- Рядом с домом скотный двор. Каких животных вы видите? (Корова, собака, кошка, петух, поросёнок)

Воспитатель обращает внимание детей на крышу дома

- Крышу дома скрепляет деревянный выступ. Этот выступ всегда украшается фигуркой. Кто знает, какой? (Петухом)

- Да, дети, это Петушок, а почему, именно Петушок? (Образ этой птицы считался талисманом, оберегал семью от беды и несчастий)

- Какую пословицу вы знаете про петушка? («Петух поет, нечистой силы темное время прошло»).

- Петух у русского народа считается такой птицей, которая в воде не тонет и в огне не горит. Вспомните, как в сказке «Петушок золотой гребешок и чудо-меленка» поступил петушок, когда его бросили в воду, а затем в огонь?

(петушок выпил воду из колодца и затушил огонь в печи)

Фигурка петуха не только охраняет дом от нечистой силы и приносит семье счастье, но и оберегает дом от пожара.

Исполнение песни «Петушок»

- В какой деревне мы побывали? Для чего на крыше дома ставили фигуру петуха? (ответы детей)

Под музыку песни «Вот поезд наш едет» дети отправляются в путь дальше

3 остановка «Сказочная»

- Мы приехали на станцию «Сказочная».

- Дети, какие вы, знаете сказки, где присутствует образ птицы? («Кот, петух и лиса», «Зимовье», «Лисичка со скалочкой», «Курочка-ряба», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка»)

- Дети, у меня есть волшебный сундучок, вам интересно знать, что в нем лежит?

Воспитатель достаёт из сундучка 2 дидактических игры «Собери сказку», делит детей на 2 команды и предлагает им разрезные картинки

- На какой станции мы были? Какие сказки собрали? (ответ детей)

сигнал поезда

Под музыку песни «Вот поезд наш едет» дети отправляются в путь дальше

4 остановка «Народный умелец».

- А сейчас мы приехали в мастерскую, где будем украшать петушка дымковской росписью

Воспитатель рассматривает с детьми образец дымковского петуха с элементами росписи, преобладающими цветами, способами и приёмами рисования.

Анализ детских работ

Гудок паровоза. Наше путешествие закончилось. Дети, вам понравилось путешествие? На каких станциях мы побывали? Что вы нового узнали? Пора ехать домой.

Публикации по теме:

Проект «Куклы русского народа» Проект: «Куклы русского народа» Вид проекта: краткосрочный проект с заданным результатом и элементами творчества для детей. Участники проекта:.

Проекты в детском саду 7 .

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
«Образ птицы на Руси». Интегрированное занятие в старшей группе
Опубликовано: 22 марта 2013 в 21:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД «Наблюдение за примулами». (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....