«Образ птицы на Руси». Интегрированное занятие в старшей группе

Елена Кочетова
«Образ птицы на Руси». Интегрированное занятие в старшей группе

«Образ птицы на Руси»

Программное содержание:

- Формировать у детей интерес к русской истории, приобщать к русской культуре.

- Систематизировать знания детей об образе птиц в народных сказках.

- Вызвать интерес и желание воспроизводить птиц в узоре, развивая. художественно- творческие образы.

- Воспитывать у детей любовь к птицам родного края.

- Активизировать детей в песнях, играх.

Предварительная работа: Разучивание песен, закличек, пословиц, стихов о птицах; чтение сказок, рассматривание иллюстраций птиц; беседы и наблюдения за птицами и их повадками, рисование дымковских петухов.

Материал к занятию: макеты деревьев, иллюстрации птиц, избушка, скотный дом, сундучок, дидактические игры: «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», заготовки для рисования дымковских петухов по количеству детей, раздаточный материал для рисования.

Ход занятия

- Дети, вы любите путешествовать? (ответы детей)

- На чем можно путешествовать? (самолете, теплоходе, поезде, машине). Сегодня, мы с вами отправимся путешествовать на поезде, а чтобы дорога нам показалась весёлой споём знакомую песню «Вот поезд наш едет»

Исполнение песни «Вот поезд наш едет»

1 остановка «Лесная».

- Какое сейчас время года? (весна)

Одной из примет весны является народный праздник «Сорок сороков». В этот день прилетают сорок разных стай птиц в наши края с юга, это признак того, что морозы отступили, и наступает тёплая весна. Давайте, дети, послушаем, как поют в нашем лесу птицы.

(аудиозапись голосов птиц)

- Каких птиц вы узнали? (Кукушка, синичка, скворцы)

Грачи, Скворцы, Жаворонки – вестники весны. Давайте и мы позовем Весну.

Закличка:

«Прилетайте к нам!

Весну ясную

Весну красную

Приносите нам»!

- Дети, каких вы знаете птиц, которые пользовались на Руси почетом? (ответы детей)

С соколом сравнивали добрых молодцев. Соколиные очи – зоркие очи.

Лебедь – символ чистоты, красоты. «Словно белая лебедушка плывет» говорили про девушку.

Сорока белобока – слывет за воровку, сплетницу, приносящую на хвосте разные вести.

Сова- символ мудрости.

- Часто вас взрослые ласково называют: «Птичка моя», «Голубок мой, «Ласточка моя», как вы думаете почему они вас так называют? (птички маленькие, милые, веселые)

стихотворение по методике расскажи стихи руками «Хочу быть птичкой»

Я по улице гулял Поступательные движения указательным

И средним пальцами обеих

рук, обозначающие ходьбу;

Галок и ворон считал: Скрестить перед собой кисти рук, сделать

плавные движения руками,

обозначающие полёт птиц

Раз, два, три, четыре, пять Загибать поочерёдно пальцы рук,

начиная с большого

Буду я считать опять - Загибать поочерёдно пальцы рук,

начиная с мизинца.

Рот открыл, смотрю я в небо Открыть рот, поднять голову вверх

Вправо – влево. Я там не был. Повороты головы

Птичкой захотел я стать Взмахи руками через стороны вверх

И руками стал махать вниз

Крылья вверх и крылья вниз,

Только слышно ветра свист.

Я подпрыгнул, чтоб взлететь, Руки поднять вверх, подпрыгнуть

Но пришлось на землю сесть Присесть.

Под музыку песни «Вот поезд наш едет» дети отправляются в путь дальше

2 остановка - деревня Ягодная поляна

(Аудиозапись звуков деревни)

- Чьи голоса и звуки вы слышите? (Мычание коров, лай собак, хрюканье свиньи, звуки проезжающего трактора). Куда мы с вами приехали? (В деревню)

- Как называется деревня, в которую мы приехали? (Ягодная поляна). Как вы думаете, почему она так называется? (Потому что там растёт много ягод)

Воспитатель обращает внимание детей на дом и скотный двор.

- Посмотрите, какой большой, красивый, деревянный дом, у дома есть окно с расписными ставнями, крыша.

- Как вы думаете, от какого слова происходит слово «деревня»? Из какого материала дома в деревне? (дома - из дерева, они деревянные)

- Рядом с домом скотный двор. Каких животных вы видите? (Корова, собака, кошка, петух, поросёнок)

Воспитатель обращает внимание детей на крышу дома

- Крышу дома скрепляет деревянный выступ. Этот выступ всегда украшается фигуркой. Кто знает, какой? (Петухом)

- Да, дети, это Петушок, а почему, именно Петушок? (Образ этой птицы считался талисманом, оберегал семью от беды и несчастий)

- Какую пословицу вы знаете про петушка? («Петух поет, нечистой силы темное время прошло»).

- Петух у русского народа считается такой птицей, которая в воде не тонет и в огне не горит. Вспомните, как в сказке «Петушок золотой гребешок и чудо-меленка» поступил петушок, когда его бросили в воду, а затем в огонь?

(петушок выпил воду из колодца и затушил огонь в печи)

Фигурка петуха не только охраняет дом от нечистой силы и приносит семье счастье, но и оберегает дом от пожара.

Исполнение песни «Петушок»

- В какой деревне мы побывали? Для чего на крыше дома ставили фигуру петуха? (ответы детей)

Под музыку песни «Вот поезд наш едет» дети отправляются в путь дальше

3 остановка «Сказочная»

- Мы приехали на станцию «Сказочная».

- Дети, какие вы, знаете сказки, где присутствует образ птицы? («Кот, петух и лиса», «Зимовье», «Лисичка со скалочкой», «Курочка-ряба», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка»)

- Дети, у меня есть волшебный сундучок, вам интересно знать, что в нем лежит?

Воспитатель достаёт из сундучка 2 дидактических игры «Собери сказку», делит детей на 2 команды и предлагает им разрезные картинки

- На какой станции мы были? Какие сказки собрали? (ответ детей)

сигнал поезда

Под музыку песни «Вот поезд наш едет» дети отправляются в путь дальше

4 остановка «Народный умелец».

- А сейчас мы приехали в мастерскую, где будем украшать петушка дымковской росписью

Воспитатель рассматривает с детьми образец дымковского петуха с элементами росписи, преобладающими цветами, способами и приёмами рисования.

Анализ детских работ

Гудок паровоза. Наше путешествие закончилось. Дети, вам понравилось путешествие? На каких станциях мы побывали? Что вы нового узнали? Пора ехать домой.

Публикации по теме:

Проект «Куклы русского народа» Проект: «Куклы русского народа» Вид проекта: краткосрочный проект с заданным результатом и элементами творчества для детей. Участники проекта:.

Проекты в детском саду 7 .

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Научная лаборатория
  • Птицы
Автор публикации:
«Образ птицы на Руси». Интегрированное занятие в старшей группе
Опубликовано: 22 марта 2013 в 21:00
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Листая страницы народного календаря. Куклы летних празднеств.
Отзвенела, отплясала Троицкая неделя, в сёлах затишье. С самого рассвета, только пастух прогонит стадо - все уже в поле на покос! Если зиму наши предки...
Мастер-класс «Объёмная снежинка».
Мастер - класс "Объёмная снежинка". После осенней слякоти, сырости и дождей наступила зима - самая сказочная пора из всех времен года. И все с нетерпением...
Снеговик из ватных дисков (мастер-класс)
Хочу предложить вашему вниманию идею как сделать снеговика из ватных для оформления интерьра. Он не мал и не велик, Снежно белый снеговик. У него...
Мини-музей «Чудеса из дерева» в детском саду.
«Велика наша Россия И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами дерева с...
«Зайка беленький сидит» — детский мастер-класс.
Здравствуйте, коллеги! Сегодня хочу предложить вашему вниманию детский мастер - класс «Зайка беленький сидит». «Кто в горку бегом, а с горы кувырком… » В...