Лучший педагог года

Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Елена Малахова
Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста

«Знакомство с русским народным костюмом"

Цель:

Развитие интереса к русскому народному костюму.

Задачи:

Расширять представления детей о старинном русском национальном костюме;

Формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма;

Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, художественное творчество, музыка.

Публикация «Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Методы и приемы:

• Объяснительно-иллюстративный

• Частично-поисковый

• Игровой

• Словесно-наглядный

Предварительная работа: экскурсия в музей «Горенка», рассматривание фотографий, рисунков с предметами костюма, элементами вышивки, рисование и оформление сарафанов и рубашек, оформление мини-музея «Сударушка».

Оборудование: кукла в национальном костюме, костюмы для лисы и зайца, магнитофон, кассета с записями народных песен, заготовки для рисования, материалы для рисования, блины.

Ход образовательной деятельности

Дети под русскую народную музыку входят в горенку.

Воспитатель: Здравствуйте, гости!

Мы красиво нарядились,

Вкруг себя оборотились.

Вышли песенки попеть,

На людей посмотреть!

Вышли дружно поиграть –

Себя людям показать!

Воспитатель: С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.

Игра-цепочка «Здравствуй, друг» (Дети здороваются с поклоном)

Воспитатель: Ну, а теперь, ребятки, сядем рядком да поговорим ладком. Сегодня мы поговорим с вами об одежде, познакомимся с элементами русского народного костюма и символами, которыми их украшали.

Воспитатель: Ребята, для чего нам нужна одежда? (ответы детей) А знаете, как в народе называют одежду? Ее называли оболочкой. А одеваться, значит облачаться. Одежда – предмет первой необходимости. Она укрывает наше тело от непогоды и палящего солнца с одной стороны, а с другой выражает представление о красоте. Сегодня к нам в гости придут сказочные герои и мне кажется, что я уже слышу их.

(Входят дети в костюмах лисы и зайца в народных костюмах)

Воспитатель: Вот и гости дорогие пожаловали. Здравствуйте лисонька и зайчик.

Лиса и заяц: Здравствуйте добры молодцы и красны девицы.

Воспитатель: Эти звери, из разных сказок, нынче в гости к нам пришли!

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Ребята, вы знаете много русских народных сказок. Скажите, из каких сказок к нам пришли эти герои? (Ответы детей)

Заяц: Мы пришли к вам из разных сказок и хотим погостить у вас.

Знаете, почему мы вас так назвали: «добры молодцы», «красны девицы»?

Потому, что на Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый.

Лиса: А «красны девицы», мы вас назвали, потому, что в старину слово «красная» означало «красивая». Если «красна девица», значит – красивая девушка. Что же делает девушек красивыми? Красивая одежда!

Воспитатель: Вся женская одежда древней Руси подчеркивала и создавала образ русской красавицы. Одежды были свободными, длинными, необычайно красивыми. Русский народный костюм – это частичка самого народа. С самых давних времен славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Все женщины в русской деревне пряли, ткали, вышивали.

Давайте же узнаем, из каких элементов состоит русский народный костюм!

Лиса, что на тебе надето, расскажи нам, пожалуйста.

Лиса: Рубаха, сарафан, передник, онучи, лапти.

Ребенок демонстрирует элементы костюма.

Воспитатель: На Лисе – женский костюм. А на тебе, заяц, что надето?

Заяц: Рубаха, кушак, порты, онучи, лапти.

Ребенок демонстрирует элементы костюма.

Воспитатель: На Зайце – мужской костюм. Кушак по другому называли пояском или тесемкой. А важный этот элемент потому, что ходить без опояски по рубахе считалось на Руси грехом. Без пояса могли выйти «на люди» только маленькие дети. Считалось, что круг, кольцо, обруч, пояс всегда защищали человека от недобрых сил, были охраной и оберегом.

И на мне сегодня женская русская народная одежда.

Дети перечисляют элементы одежды. [/i]

Воспитатель: Основными элементами русского женского костюма были: рубаха, сарафан, передник, лапти. Рубаха – главная часть русского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой.

Вторым основным элементом является сарафан. По форме сарафан – это высокая юбка, закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи. Неотъемлемым элементом женского костюма был передник. Носили его поверх рубахи или сарафана. Самой распространенной обувью были плетеные лапти.

Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх одевали лапти.

Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей – не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребёнка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережёт ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом предрешая правильное развитие в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.

Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха, из новины. Это обычно приурочивалось к моменту первой возрастной инициации – в три года. С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) понёву, мальчику полагались первые штаны-порты.

Воспитатель: Ребята, скажите, в чем сходство и различие женского и мужского костюмов.

(Ответы детей)

Воспитатель: Каким же был русский национальный костюм? Расскажут нам сегодня наши гости Лиса и Заяц. (Лиса и заяц рассказывают стихотворение)

Важною «павой», «душой голубицей»

Издавна так называли девицу.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе:

Ткали и пряли, вязали и шили,

Сеяли, жали и тесто месили.

В трудной работе сгибалась спина.

Но выходила на праздник она

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде:

Красным расшиты запон и рубаха

(Черное — скорбь, что на родине свято,

По подолу, как на вспаханном поле,

Ромбы узорной легли полосою;

Символы солнца и знаки земли.

Матери-жизни и птицы любви.

Шею украсили бусы, мониста,

Бисер, кораллы, янтарь золотистый.

Всех драгоценней убор головной –

Жемчугом шитый и битью златой,

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!

Воспитатель: Спасибо, вам лиса и заяц за такой чудесный рассказ. Но в давние времена девицы и молодцы любили не только работать, но еще и отдыхать, петь песни и играть на музыкальных инструментах. «Делу время – потехе час» - так говорили в старину добрые люди и я приглашаю вас немного отдохнуть.

Дети исполняют песню на музыкальных инструментах «Во кузнице.».

Воспитатель: А сейчас мы продолжим наш разговор о костюмах и о том, как их украшали в нашей изостудии. (Дети садятся за столы).

Посмотрите, как украшены наши костюмы. Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали.

Извилистая линия – это вода, круг – солнышко.

Квадрат или ромб – земля, а крест берег людей от злых сил.

Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Одежда должна была не только согревать, но и оберегать людей от сил зла. Поэтому женщины украшали подол, рукава и ворот рубахи. Вышивка служила «оберегом» - т. е. оберегала человека. Узор – это заклинание в виде знаков.

Воспитатель обращает внимание детей на куклу в русском народном костюме.

Сегодня мы украсим праздничную рубаху и праздничный сарафан не просто узорами и орнаментом, а попытаемся защитить ее обережными знаками от злых духов, от болезеней и страхов.

Дети украшают рубаху обережными узорами.

Воспитатель: В стародавние времена, на Руси, любую работу люди заканчивали играми, песнями да плясками и, конечно же, застольем.

«Чай пить – не дрова рубить» - говорили в старину

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы и живем:

Пироги жуём, чаем, запиваем,

всех в гости приглашаем!

(Дети садятся за столы пить чай с блинами).

Публикации по теме:

Дидактические куклы в национальных костюмахДидактические куклы в национальных костюмах В группе, где создается предметно-развивающая среда, одним из центров развития этой предметной среды, является центр краеведения или центр.

Проект: «Дорогою добра, дорогою традиций» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Степновский детский сад «Колосок» Номинация: «Край, в котором мы живем».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 февраля 2013 в 17:35
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД