Образовательная деятельность по художественному творчеству (рисование) «Роспись пиалы тувинским орнаментом»

нина шамрина
Образовательная деятельность по художественному творчеству (рисование) «Роспись пиалы тувинским орнаментом»

Тема:«Роспись пиалы тувинским орнаментом».

Программное содержание:

Познание: закреплять представления детей о традиционном жилище

скотоводов-кочевников: юрте.

Коммуникация:развивать воображение, речь, творчество, внимание, чувство

цвета.

Социализация:воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.

Чтение художественной литературы:

1. Развивать интонационную выразительность речи.

2. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Художественный труд:

1. Познакомить детей с тувинским орнаментом.

2. Учить самостоятельно, составлять узор по мотивам

тувинского орнамента на объемной форме.

3. Учить согласовывать композицию узора с формой изделия.

4. Совершенствовать технические навыки в рисовании кистью.

5. Развивать движение руки: выполнять разнонаправленные повороты,

плавность движений.

6. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству,

уважение к культуре, национальным традициям и обычаям,

мастерам народного творчества.

7. Формировать положительные эмоции, отзывчивость при восприятии

произведений народных мастеров.

Предварительная работа. Знакомство с бытом и традициями тувинского народа. Экскурсия в мини-музей «Юрта».Рассматривание фотографий, иллюстраций о народных промыслах Тывы. Лепка посуды в народной стилизации.

Материалы. Мешочек, юрта-сувенир, слайды для просмотра, макет юрты, пиалы, образцы элементов росписи, гуашь, пиалы из папье-маше.

Ход занятия

- Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте дети! Меня зовут Татьяна Витальевна. Давайте встанем в круг. Я рада нашей встрече и хочу с вами поиграть. У меня хорошее настроение. И я вместе с волшебным мешочком хочу передать его вам. Запомните слова, которые нужно сказать:

- Свое хорошее настроение я передаю… (имя ребенка).

- Что лежит в мешочке?

(Достаю из мешочка сувенир-юрту)

-А что означает слово юрта?

(Юрта - это жилище.)

- Сейчас я предлагаю вам рассмотреть фотографию, на которой изображена тувинская юрта.

(Показ на интерактивной доске.)

Юрта – это переносное жилище скотоводов. Она изготовлена из деревянного каркаса, покрытая войлоком. Сверху, со всех сторон войлок перевязан веревками. Люди любят свои дома. И каждый хозяин старается украсить свой дом. Для украшения юрты используются элементы тувинского орнамента

- Ребята, а кто из вас знает, что такое орнамент?

(Орнамент – это узор, в котором сочетаются и повторяются элементы.)

- Обратите внимание, по верхней и нижней части крыши расположен орнамент. Над входом в юрту, выполнен другой орнамент. Красивой росписью украшена дверь юрты. У входа в юрту лежит доска, которая тоже украшена орнаментом.

- Ребята, а вы хотите побывать в юрте? Тогда отправимся в путь.

(Дети подходят к юрте.)

- Давайте рассмотрим убранство юрты.

- Скажите, обстановка в юрте такая же, как в наших городских квартирах?

- Расскажите, чем она отличается?

- Правильно вы сказали, мебель другая. Она очень низкая, маленькая. Все предметы расположены вдоль стен. Мебель не только удобная, но и красивая. Вся мебель расписана орнаментом. Кроме мебели украшены орнаментом накидки, салфетки, коврики.

- С давних пор тувинский народ славится гостеприимством. Об этом говорит народная пословица: «К ветвистому дереву птицы слетаются, в приветливую юрту народ собирается».

-Вот и мы с вами войдем сейчас в юрту. Гостям в юрте отводится почетное место (тор). Каждая хозяйка старается угостить гостя.

- Ой, а что это на столе стоит?

-Садитесь поудобнее вокруг стола.

(Поднимаю салфетку. На столе стоят пиалы с тувинским чаем.)

- Это хозяйка юрты сама ушла по делам. А нам угощение оставила.

- Давайте его попробуем?

(Дети пьют чай.)

- Не зря в народе говорят: «Кто в юрту войдет, тот чаю попьет».

- Вам понравилось угощение?

-Чем вас хозяйка угостила?

- Расскажите, каким был чай?

- А из чего мы с вами пили чай?

(Чай мы пили из пиал.)

- Посмотрите на пиалы и скажите, какие они?

(Пиалы красивые, яркие, расписаны орнаментом.)

- Давайте внимательно рассмотрим пиалу.

(Переворачиваю вверх дном.)

- Скажите, на что похожа пиала?

(Пиала похожа на юрту.)

- Любой мотив орнамента на предмете, располагается не случайно, а в строгом соответствии с тем, как построен сам предмет. Пиала имеет форму усеченного конуса. Орнамент повторяется и расположен по всей пиале.

- Ребята, а вы хотите своими руками выполнить орнамент на пиале?

-Тогда давайте аккуратно поставим пиалы и скажем хозяйке юрт: «Спасибо, за вкусный чай».

- А сейчас подойдем к мольберту.

(На мольберте выставлены образцы элементов росписи.)

- В тувинском орнаменте роговидный мотив самый распространенный.

Каждый элемент росписи имеет свое значение.

- Я предлагаю вам расписать пиалу элементом, который называется «рога барана».

(Оставляю данный элемент на мольберте).

- У меня на столе стоят пиалы двух цветов. Выберите пиалу нужного вам цвета и занимайте рабочее место.

- На пиале красиво расположены элементы росписи «рога барана».

- Эти элементы росписи мастер изобразил со всех сторон. Спереди, сзади, справа и слева. Роспись выполнена белой краской на красном и синем фоне. Поэтому пиалы выглядят очень нарядными.

- Посмотрите внимательно, с чего нужно начинать работу.

- Для удобства, мы перевернем пиалу, к верху дном. Установим пиалу на тарелочку. Тарелка нам заменяет поворотный круг, т. е. с помощью тарелки мы будем поворачивать пиалу, не прикасаясь к ней. На пиале стоят точки белого цвета. Сосчитайте, сколько их?

(На пиале стоит 4 точки.)

- Эти точки называются – разметка. Разметка нам указывает, где мы будем выполнять элемент росписи «рога барана».

- Итак, слушайте внимательно и запоминайте. От точки вниз ведем наклонную линию, в правую сторону, делая закругления в виде завитка. Затем, от точки вниз, ведем наклонную линию в левую сторону, делая закругления в виде завитка. Выполнив наклонные линии, нам остается соединить их дугой. Итак, элемент росписи готов.

- Для того, чтобы выполнить следующий элемент, я поверну тарелочку с пиалой так, чтобы точка была расположена точно по центру. Точно так же, как первый элемент росписи, я нарисую все последующие элементы.

- Перед тем, как начать рисовать, подготовим пальчики.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дружок!

Мы живем в родном краю –

Всех я вас приветствую!

- А сейчас возьмите кисточки в руки. С помощью сухой кисти попробуем выполнить элемент росписи «рога барана».

- Скачите, с чего будем начинать работу?

(Работу начинаем от точки.)

- В какую сторону нужно проводить линию?

(Линию нужно проводить вниз, наклоняя линию сначала вправо, а затем влево.)

- Как нужно завершать наклонную линию?

(Наклонную линию нужно завершать завитком.)

- Какой линией нужно соединять наклонные линии?

(Наклонные линии нужно соединять дугой.)

- Итак, мы с вами должны нарисовать четыре элемента росписи.

(Дети выполняют прорисовку элементов сухой кистью на пиале.)

- А теперь, вы можете набрать на кисточку краску и приступить к украшению пиалы тувинским орнаментом.

(Звучит тувинская народная мелодия. Дети самостоятельно выполняют задание. После завершения работы, дети выставляют свои пиалы на один стол.)

- Ребята, мы с вами были в юрте. Вам понравилось в юрте? А я знаю игру про юрту. Хотите в нее поиграть. Юрта у нас круглой формы – вставайте в круг.

Юрта, юрта, круглый дом

Побывайте в доме том

Гости явятся едва

В печку прыгают дрова

Печка жарко топится

Угостить торопится

Чаем, чаем с молоком

Вкусной жареной тарой

Юрта, юрта, круглый дом

Побывайте в доме том.

- Какие замечательные пиалы у вас получились. Я предлагаю вам найти самую веселую пиалу? Как вы думаете, почему она самая веселая?

(Итак, предлагается детям найти самую добрую, хитрую, скромную, радостную, счастливую, важную, нежную.)

- Ваши пиалы могут стать красивым украшением в юрте. Давайте их подарим хозяйке юрты.

(Дети несут пиалы в юрту.)

- Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня побывали и чем занимались на занятии?

(Сегодня на занятии мы рассматривали тувинскую юрту, учились передавать друг другу хорошее настроение. Побывали в юрте, где нас хозяйка угостила чаем. Учились рисовать элементы тувинского орнамента. Самостоятельно украшали пиалу роговидным узором.)

- Молодцы! Вы очень хорошо сегодня потрудились. Большое вам спасибо!

Публикации по теме:

Организация проектной и исследовательской деятельности дошкольников в старшей разновозрастной группе МАОУ ОО школы №8 (дошко …) Тема: «Чаепитие - событие» Основная идея, обоснование выбора: 1. Показать детям путь чая к людям, особенности, способы его приготовления.

Организация проектной и исследовательской деятельности дошкольников в старшей разновозрастной группе Тема : «СОЛЕНОЕ ЗОЛОТО» Основная идея, обоснование выбора: 1. Дать детям представление о соли, как жизненно необходимом продукте. 2. Показать.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Образовательная деятельность по художественному творчеству (рисование) «Роспись пиалы тувинским орнаментом»
Опубликовано: 11 апреля 2013 в 04:23
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Дидактическая игра по достопримечательностям родного Белгорода
Каждый человек, который любит свой родной город и ценит его неповторимость, традиции и достопримечательности, непременно хочет поделиться его красотами с...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...