Открытая образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию на основе произведений национальной литературы

нина шамрина
Открытая образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию на основе произведений национальной литературы

Цель: Познакомить детей с рассказом тувинского писателя Степана Сарыг-оола «Чудесное дерево». Показать, что природа дает человеку пищу, лекарство, необходимое для жизни. Развивать способность слушать рассказ и эмоционально реагировать на его содержание. Развивать связную речь, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе, бережному обращению к ней; чувство уважения и гордость за родной край.

Оборудование: Фланелеграф, предметные изображения деревьев, кедровые орехи, простые карандаши, трафареты с изображением шишек.

Словарная работа: Священный (то есть очень уважаемый, оберегаемый всеми людьми); кедровник (место, где растут кедры, чудо (необычное, гибель (смерть, хищный зверь (зверь, который питается мясом других животных).

Ход занятия.

Загадывание загадки:

Рук много- одна нога. (Дерево)

Беседа о деревьях.

- Какие бывают деревья? (Лиственные, хвойные)

- Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (У лиственных деревьев- листья, у хвойных – хвоя, иголки).

- Назовите лиственные деревья. (Береза, тополь, осина, дуб, рябина, ива).

- Назовите хвойные деревья. (Ель, сосна, лиственница, кедр, пихта).

(На фланелеграфе выставляются картинки с изображением деревьев).

- Где растут деревья? (В лесу, в парке, на улице, на участке)

- Как называется лес, где растут одни ели? (Ельник)

- Как называется лес, где растут одни сосны? (Сосновый бор)

- Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща)

- Как называется лес, в котором растут и хвойные, и лиственные деревья? (Смешанный)

- А какой у нас на доске получился лес? (Смешанный)

- Одно из чудес нашей природы – это лес. Лес – наше богатство, наш зеленый друг.

Стихотворение о лесе.

Лес – не только для забавы,

Он – богатство всей страны.

Все деревья в нем и травы

Нам для пользы взращены.

- Что дает человеку лес? (Шишки, ягоды, грибы, свежий воздух, прохладу).

- Кто живет в лесу? (Звери – хищные и травоядные)

- Какие звери называются хищными? (Те, которые питаются мясом других зверей)

- Какую пользу приносят деревья? (Из дерева делают мебель, дома, книги, бумагу. Деревья дают тепло, их топят; деревья дают свежий воздух; некоторые деревья дают сок, из которых делают лекарства, масла).

- Отчего может погибнуть лес? (От огня, от вырубки)

- Огонь – самая страшная беда для леса. В огне умирают не только деревья, травы, цветы, но и животные, птицы, насекомые.

- Давайте расскажем пословицы о лесе.

1. Враг природы тот, кто леса не бережет.

2. Лес – богатство и краса: береги свои леса.

3. Много леса – не губи

Мало леса – береги

Нет леса – посади.

4. Лес не школа, а всех учит.

Беседа о «священных деревьях»

- Ребята, у каждого народа есть «священные любимые деревья». «Священный», т. е уважаемый, оберегаемый всеми людьми. У русского народа – это береза (картинка березы). А у тувинцев – кедр (картинка кедра).

- Как вы думаете, почему кедр считается «священным» деревом? Чем он полезен? (показать орехи, шишки).

- Кедр считается волшебным из-за своих целебных свойств. Он дает кедровые орехи, из которых делают лекарства. Орехами питаются животные и люди, кедр дает пищу. Из него делают различную мебель, строят дома.

Тема занятия

- Сейчас я прочитаю рассказ тувинского писателя Степана Сарыг-оола «Чудесное дерево». Внимательно послушайте и подумайте, почему кедр считается «Чудесным деревом»?

Выразительное чтение рассказа «Чудесное дерево» с показом на

фланелеграфе, в ходе которого разъясняются трудные слова.

Вопросы по содержанию: Понравился ли вам рассказ? О чем этот рассказ? Где вырос кедр? Что растет на этом кедре? Почему звери и птицы спешат к дереву? Что сделал кедр с хищными зверями? Почему кедр назвали «Чудесным деревом»? Как вы думаете, можно ли вырубать это чудесное дерево?

Психогимнастика. Пластические этюды.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть.

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем,

Покружились, повертелись

И в деревья превратились.

Попросить детей изобразить стройную березу, дрожащую на ветру; могучий кедр, который не боится дождя и ветра.

Физкультминутка.

Стоит кедр (Поднять руки вверх, вытянуть их)

Он высок и могуч. (Соединить кончики пальцев)

Его солнышком печет, (руки развести в стороны)

Частым дождичком течет. (Помахивая кистями, постепенно отпускают руки вверх)

Буйный ветер повевает, (Качать руками из стороны в стороны,

поднимая все выше)

И наш кедр наклоняет. (Наклонится вперед, руки висят)

А он шишками звенит, (Руки поднять вверх, не до конца соединить пальцы, шевелить ими)

Развеселый стоит. (Улыбнуться)

- Превратимся обратно в детей.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть.

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем,

Покружились, повертелись

И в детей мы превратились.

- Тувинцы всегда поклонялись этому «священному дереву» и, приходя в кедровник, читали благословение:

Тос тандым! Долаан бурганым!

Оршээ, хайыракан!

Кезер дээш кеспедим,

Хереглээш кестим.

Санным салып,

Чажыым чажып тур мен,

Чок бооп тонмезин дээш,

Чочагайым салып кагдым.

Чоон чараш ыяш кылдыр унуп кээр сен:

Оршээ, хайырыкан!

(Я пришел, чтобы срубить тебя не просто так, я пришел по нужде. Я оставляю на земле маленький корешок, чтобы ты не исчезал без следа, а чтобы на твоем месте выросло большое дерево).

- Вот такие благословения читали, приходя в кедровник. А вы приходя в лес, какие правила должны знать?

- не ломать ветви и деревья, не качаться на них.

- не разорять муравейники и птичьи гнезда.

- не разжигать костры.

- не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму и закопать туда мусор.

- не рвать большие букеты цветов.

Сюрпризный момент.

- Ой, слышите, ребята, Кто-то плачет. Кто же это может быть?

Входит белка (игрушка).

- Здравствуйте, ребята! Я на зиму собрала шишки, но они оказались необычными. У них нет чешуйки, в которых находятся орешки. Чем же я буду зимой кормить своих бельчат? Помогите, пожалуйста, мне, нарисуйте на этих шишках чешуйки.

Дети помогают, рисуют чешуйки на шишках.

- Спасибо вам, ребята. Очень помогли. Ну, а я эти шишки превращу в настоящие орехи.

Глазки закройте. Это вам за то, что вы мне помогли. (Дает настоящие кедровые орехи).

- До свиданья, ребята.

Итог занятия.

- С каким рассказом мы познакомились? Кто написал рассказ «Чудесное дерево»? Почему кедр считается «священным деревом» можно ли уничтожить деревья без повода? Как надо относиться к природе?

Чудесное дерево.

Степан Сарыг-оол

(В сокращении).

Слушайте мой рассказ о большой радости.

Чудо из чудес произошло на нашей земле. Нам принесло оно радость. Гибель настала хищному зверю. Зубы их стали выпадать. Волк прижал хвост, пасть свою боится раскрыть, как бы не растерять больные зубы. А все маленькие звери вздохнули спокойно, не боясь быть съеденными. А случилось это тут же, в наших краях, там, где зарождается Енисей, на его счастливой родине.

Там, где соединяются Бий-Хем и Каа-Хем, выросло чудо-дерево: молодой и могучий КЕДР. Новый кедр особенный. Растет он не по дням, а по часам. Каждый год он приносит свой богатый урожай орехов.

Чудесен кедр, вкусны его орехи, крепки его корни.

Насытились слабые зверюшки, отогрелись. И во всём крае нашем теплее будто бы стало. Травы зазеленели, птицы запели свои самые радостные песни. И в этих песнях хвалили Чудо-дерево.

А кедр все крепнет, всё хорошеет. На всех его ветвях растут большие шишки с орехами.

Далеко слышна ласковая речь Кедра. Услышали её и хищники: волк, лиса, медведь – да и стали подползать к нему поближе. И лежат, спрятались, уходить не собираются. Тогда кедр как закачался, да как кинул свои шишки, словно гранаты, в головы этих зверей, и прогнал всех хищников.

Всем стало радостно и весело. А кедр все растет и мужает там, на берегу Енисея, где соединяются реки Бий-Хем и Каа-Хем.

Публикации по теме:

Перспективный план работы клуба по интересам «Родничок» средняя группа «Ознакомление с потешками и считалками» О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. «Методика развития речи детей» стр:148 Продолжать знакомить детей с.

Проект «Путь в страну книг» Цель: развитие свободной творческой личности ребёнка, знакомство детей с жизнью и творчеством детских писателей, закрепление и систематизация.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Детские писатели
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Открытая образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию на основе произведений национальной литературы
Опубликовано: 22 апреля 2013 в 04:36
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
Познавательно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте «Мир щёток»
«Мир Щёток» Задачи: -Познакомить детей с видами щёток, показать их разнообразие( щётка для пола, для одежды, для обуви, щётка-смётка, зубная щётка, щётка для...
Фото отчёт о проведении праздничного концерта посвящённого Дню Матери в...
29 ноября вся страна отметила день самых милых, дорогих, красивых и любимых мам. Наша группа не стала исключением. Целый месяц мы готовили праздничный...