Папки-передвижки

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Месяцеслов»

Вера Бурцева
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Месяцеслов»

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: формирование представлений о народном календаре.

Образовательные задачи:

• познакомить с видами календаря;

• обогащать представления детей о традициях народов России;

• учить подбирать эпитеты, синонимы, антонимы, родственные слова;

• вызвать интерес к народному творчеству.

Развивающие задачи:

• развивать воображение, творческую активность;

• расширить словарный запас;

• развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений.

Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к народным традициям;

Публикация «Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста „Месяцеслов“» размещена в разделах

• воспитывать чувство гордости к своей стране.

Оборудование: календари, шкатулка, панно, «река времени», мяч, картинки с народными приметами, картинки народных праздников (Масленица, Пасха, Троица, буквы (с,е,н,т,я,б,р,ь, картинки: грибы, деревянный календарь, народные праздники, народные приметы, лунный календарь, солнечный, отрывной, настольный, настенный календарь)

Предварительная работа: беседа о традициях разных народов, рассматривание календарей.

Предполагаемые результаты: систематизация знаний о народном календаре.

Ход образовательной деятельности

-Здравствуйте, ребята. Мы живём в огромной и многонациональной стране. Как она называется?

Какие народы живут в России? Каждый народ имеет и чтит свои традиции, быт, культуру. Мы с вами часто путешествуем, знакомимся с традициями, историей народов России. Давайте вспомним, где мы уже побывали? Каким цветом обозначено то, что было очень давно, старина? Посмотрите на условные обозначения и скажите, что было давно в прошлом?

Каким цветом обозначено настоящее время? Какие события вы знаете?

Ребята, хотите отправиться в путешествие?

- Посмотрите, что это? (Шкатулка). В ней что-то есть, хотите узнать? Тогда задавайте вопросы. Только такие, чтобы я смогла ответить на них словами «Да» или «Нет». Последовательность вопросов смотрите по схеме.

Размер

Из чего сделан

Форма

Для чего необходим

- Это большой (маленький, средний)

- Из бумаги

- Прямоугольный

- Он необходим, чтобы не забыть, какое сегодня число, какой день недели.

-Что лежит в шкатулке?

Календарь – это система счёта промежутков времени. Первые календари возникли давным-давно, в глубокой древности, потому что возникла необходимость измерять время. Название календарь происходит от слова «календариум», что означает «долговая книга». В Древнем Риме в эту книгу записывали имена людей, которые занимали деньги, а возвращать долги они должны были в первые дни месяца – «календы».

-Можем мы обойтись без календаря?

-Какие бывают календари?

Разные народы считали время по-разному. В одних календарях в основу положена смена фаз Луны – лунные календари; в других – смена времён года – солнечные; в третьих продолжительность года согласовывалась со сменой времён года, а отсчёт месяцев связывался с фазами Луны. Такие календари называются лунно-солнечными.

-Посмотрите, в шкатулке разные календари.

Воспитатель показывает перекидной календарь. Как называется такой календарь? Почему он так называется?

Воспитатель показывает настенный календарь. Как называется этот календарь? Почему?

Воспитатель показывает отрывной календарь.

-Как вы думаете, почему один из видов календаря называется отрывным?

Можно сказать, что человек живёт в сегодняшнем дне, между вчерашним и завтрашним. Но вчерашний день уже миновал, а завтрашний ещё не наступил. Каждый листок календаря словно скрывает наше будущее. Если мы перелистаем календарь, то узнаем, сколько дней в каждом месяце.

-Сколько дней в январе? Феврале? Марте?

Меньше всего дней в феврале. Но бывают годы, когда в феврале насчитывается не 28 дней, а на один день больше – 29 дней.

Помните ли вы, как называются такие годы? Правильно, високосные. Они наступают раз в четыре года.

Число дней, входящих в месяц, можно определить старинным народным способом. Как определить? Сожмите кисть левой руки в кулачок. Представьте, что косточка указательного пальца соответствует январю, в котором сколько дней? (31) Впадинка между косточками указательного и среднего пальцев – февралю, в нём 28(29) дней. Косточка среднего пальца – март, в нём 31 день и так далее. Месяцы, выпадающие на косточки, содержат 31 день, а месяцы, выпадающие на впадинки, - 30 дней.

А о народном календаре вы слышали?

Его называют месяцесловом. Хотите узнать об этом календаре?

Тогда нам нужно отправиться в путешествие в далёкие, старинные времена. Готовы отправиться?

Присядьте, закройте глаза и представьте, что мы с вами по волшебной реке времени отправились в путь (звучит таинственная музыка). Встают, идут по кругу, подходят к столу, смотрят на экран.

-Посмотрите вокруг, где мы оказались? Какое сейчас время года? Как вы догадались?

-Что было основным занятием русского народа? (Земледелие.) Как вы понимаете, что такое земледелие?

Какие народы тоже занимались земледелием? (Чуваши, татары, мордва).

-Поскольку основным занятием этих народов являлось земледелие, вся их жизнь зависела от времени года. Как вы думаете, почему?

Наши предки очень внимательно наблюдали за изменениями в природе, примечая всё, что касалось погоды. Приметы им подсказывали, когда сеять, когда жать.

В русском народном календаре наделялись свойствами живых существ солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница. Народный календарь родился очень давно на основе наблюдений за природой. Существовал он в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке. Потом появились деревянные календари, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, праздники. «Знатник» - умеющий разбираться в этих зарубках человек – всегда мог сказать, «когда сеять, когда жать».

Сейчас я проверю, как вы знаете последовательность месяцев. Я называю месяц и кидаю мяч, кто ловит мяч, называет следующий месяц.

Август - … сентябрь,

Октябрь - … ноябрь и т. д.

На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год, описывая по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи, традиции, обряды, природные приметы и явления.

Вы знаете народные приметы? Сейчас проверим. Я буду показывать картинку, а вы называете примету.

Картинки:

Если кошка себя вылизывает, то это к дождю.

Если во время дождя на лужах образуются пузыри, то дождь будет долгим и сильным.

Воробьи купаются в пыли – к дождю, а в луже – к потеплению.

Воробей прячет голову под хвост – к морозу и метели.

В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.

Осенью много паутины – на ясную погоду.

Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.

Цикличность календаря напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов, зима – время мудрости и покоя. Праздники отмечались после важных трудовых периодов, в свободное от работ время.

Хорошо знаете народные праздники? Сейчас проверим. Я показываю картинку, а вы отгадываете, какой это праздник.

Картинки:

Масленица.

Пасха.

Троица.

В народный календарь вошли пословицы и поговорки, относящиеся как к году в целом, так и к отдельным сезонам, месяцам, дням, явлениям природы, животным, растениям, птицам.

Посмотрите, у меня перепутались буквы. Помогите их собрать в слово, и вы узнаете, о каком месяце мы дальше будем говорить. (с,е,н,т,я,б,р,ь)

Вот что написано в месяцеслове о первом дне осени :

Примечали, что этот день бывает жарче июльского.

Ветер, дующий в этот день с юга – к урожаю овса.

По народным обычаям в русских деревнях овёс и горох сеяли женщины, а рожь и пшеницу – мужчины.

Овёс – любимый корм какого животного? Недаром в народе говорится: «Гладь лошадь не рукой, а овсом». В старину на Руси сеяли очень много овса, именно для лошадей, которые не только помогали крестьянам в хозяйстве, но и были важнейшим транспортным средством в те далёкие времена, когда ни поездов, ни автомобилей, ни самолётов, ни пароходов ещё не было.

С помощью лошади человек пахал землю, перевозил грузы. Это умное и сильное животное стало для нашего далёкого предка его первым транспортом, и назывался такой транспорт гужевым. Это касается не только для русского народа.

Какие народы занимались земледелием и скотоводством? (Татары, чуваши, башкиры, мордва).

Давайте поиграем в чувашскую народную игру «Лошадки».

Один из игроков выбирается покупателем, остальные делятся на лошадок и хозяев. Хозяева подходят к лошадкам и спрашивают: «Кто хочет быть моей лошадкой?» Лошадки выбирают хозяина. Потом игроки встают парами в круг, хозяин стоит за лошадкой. Покупатель подходит к одному из хозяев и торгуется:

-Лошадь продается?

-Продается!

-Сколько стоит?

-Триста рублей.

И три копейки не дам.

Покупатель и хозяин бегут по кругу навстречу друг другу. Игрок, добежавший до лошадки первым, становится ее хозяином.

В игре могут быть два и более покупателя, действующих одновременно. Если покупатель добежит до лошади первым, то меняется ролями с хозяином.

Ребята, давайте с вами вспомним, какие блюда готовят из зёрен овса и овсяной муки? (Варят вкусную и полезную овсяную кашу, пекут овсяное печенье и овсяные лепёшки.)

Назовите злак, из которого сварили кашу.

Пшённую - (просо)

Перловую – (ячмень)

Манную – (пшеница)

Кукурузную – (кукуруза)

Гречневую – (гречиха)

Геркулесовую – (овёс)

Овсяную – (овёс)

Как вы думаете, почему 8 сентября по народному календарю (месяцеслову) называют «Овсяницей»? (Потому что в этот день начинают скашивать овёс на полях. Стоят тёплые деньки золотой осени, дует тёплый ветер – тепляк. Земледельцы говорили: «Батюшка-тепляк в овсах набряк». Ещё народ примечал: «Коли поспела на моховых кочках брусника, то и овёс созрел».

Заглянем ещё в народный календарь:

Если луна рогами вверх, то будет хорошая погода несколько дней, а может, и весь месяц, а если вниз рогами – долго будет пасмурно и ненастно.

2 сентября:

С этого дня появляются зимние опята.

- Раньше было много дремучих лесов, а в этих лесах полным-полно грибов! Как же не заблудиться в густом лесу? Оказывается, можно найти дорогу к дому и по грибам! Недаром их называют «живыми компасами». Что такое компас? Компас – это прибор, указывающий расположение сторон света: Север, Юг, Запад, Восток. Вот таким компасом и может быть гриб – обыкновенный лесной рыжик.

Знаете, где растут рыжики?

Эти грибы обычно растут под елями. У рыжиков, растущих к северу от ели, шляпки крупные, ярко-оранжевые, словно литая медь, а у рыжиков, растущих с южной стороны, шляпки небольшие, зеленоватые.

Есть народная пословица: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут». Как вы её понимаете. Эта пословица относится ко всем ядовитым грибам, но бледную поганку нельзя не только в кузовок класть, но и в руки брать. Вот так она опасна!

Отгадайте загадки и объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки

Этот гриб нарядный

Растёт с осиной рядом,

На головку надет

Ярко-красный берет. (Подосиновик)

Возле пней и на лужайке

Мы всегда гуляем стайкой.

Очень дружные ребята,

Называют нас … (Опята)

Этот грибок похож на колобок.

К тёплым дождикам привык,

Гриб зовётся … (дождевик)

Этот грибок –

Берёзы сынок.

Кто его найдёт,

Всяк в лукошко кладёт. (Подберёзовик)

Начинают собираться в стаи перелетные птицы.

Почему птицы называются перелётными?

Каких перелётных птиц вы знаете?

Игра «Подбери предмет к признаку».

Лебединое (озеро, лебединая (шея, лебединый (клин); утиная (охота, утиная (ферма, утиный (клюв, утиный (детеныш); Соловьиная (песня, роща, трель) и др.

Составь сложное слово

У утки короткий хвост - короткохвостая утка.

У грача острый клюв - остроклювый грач

У грача черное крыло - чернокрылый грач.

У гуся красные лапы - краснолапый гусь.

У цапли длинные лапы - длиннолапая цапля.

У аиста тонкая шея - тонкошеий аист

По земледельческому календарю зима была самым длинным временем года. Как вы думаете, почему? Неважно, что ещё был октябрь: холод говорил о наступлении зимы.

Началом весны считался Егорьев день (6 мая). В этот день успевали засеять поля, поводить хороводы и спеть песни.

Лето по земледельческому календарю – это время созревания хлебов. Как вы думаете, почему?

-Какой период приходился на осень? Осень в понимании земледельцев ограничивалась периодом уборки урожая. Это какой период? (от 2 августа (Ильин день) до 1 октября (Покров).

Полная зависимость от природы заставляла земледельца быть наблюдателем, замечать изменения в природе, связь одних явлений с другими.

Народом сложены пословицы о каждом времени года, о каждом месяце. Какое сейчас время года? Давайте вспомним и объясним пословицы об осени.

В сентябре лист на дереве не держится.

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

В сентябре одна ягода, и то горькая рябина.

Ребята, мы много узнали о народном календаре и нам пора возвращаться. Присядьте, закройте глаза и представьте, что мы с вами по волшебной реке времени возвращаемся в детский сад (звучит таинственная музыка).

-Понравилось путешествие?

-Посмотрите, перед вами река времени, давайте выложим на неё картинки, объясним, что они означают и ещё раз вспомним о народном календаре. ( Картинки: деревянный календарь, народные праздники, народные приметы, лунный календарь, солнечный, отрывной, настольный, настенный календарь.)

- У меня осталась последняя картинка (народы России). У каких народов есть свой народный календарь?

У каждого народа есть свой календарь, в котором каждому дню соответствуют свои праздники, традиции, приметы. Мы с вами будем знакомиться с ними, путешествуя по реке времени.

-Ребята, давайте подойдём к шкале времени и отметим на ней наше сегодняшнее путешествие. Каким знаком мы отметим? Выберем только один символ?

-Куда вы хотите отправиться в следующий раз?

Рефлексия «Дерево творчества».

Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к дереву:

плоды – было интересно;

цветы – интересно, но не всё понял;

листья – было скучно.

Используемые источники

1. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Народный календарь. ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013.

2. Шорыгина Т. А. Грибы. Какие они? М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.

3. Шорыгина Т. А. Злаки. Какие они? М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.

4. Шорыгина Т. А. Точные сказки: Формирование временных представлений. – М. : Книголюб, 2005.

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Календарь

Публикации по теме:

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Книжкины именины» Конспект НОД по образовательной области Познавательное развитие с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Книжкины именины», посвященного.

Конспект «Игра — экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста» Технологическая карта НОД Тема мероприятия. Приключение в стране Королевы Песчинки Чаловой Лидии Александровны Воспитатель ГБДОУ №29 высшей.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «В мире металла» Тема занятия: «В мире металла» Цель: формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Транспорт» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА: «ТРАНСПОРТ». (Интегрированное занятие:.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Народные мастера гжели» Программное содержание: 1. Продолжать расширять представления детей о декоративно – прикладном искусстве, прививая интерес к истокам русской.

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Эмоции» ГБУ РБ Северо-западный МЦ «Семья» группа социальной реабилитации на территории Краснокамского района отделения социальный приют для детей.

Конспект развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Ступеньки общения» Конспект развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Ступеньки общения» Цель: Расширение опыта позитивного взаимодействия детей.

Конспект занятия «Песнь жаворонка» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Песнь жаворонка» с детьми старшего дошкольного возраста Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста «Песнь жаворонка» Деянова Ольга Александровна- музыкальный.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в картину» Конспект занятия с детьми старшего возраста «Путешествие в картину» Цель: Развитие интереса у детей к рассматриванию картин обогащения.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в зоопарк» Цель. Развитие у детей познавательных интересов и компонентов устной речи с активизацией межполушарных связей. Образовательные задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Месяцеслов»
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 07:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД