Получи документы

Образовательная деятельность с дошкольниками «Гадкий утенок»

Татьяна Скрягина
Образовательная деятельность с дошкольниками «Гадкий утенок»

Образовательная область : Познавательное развитие

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Тема: «Гадкий утенок»

Основные цели: установление связи между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Дидактические материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

Иллюстрации и картинки с птицами, предметные картинки.

Раздаточный материал:

1. Тарелочка: два пера.

Публикация «Образовательная деятельность с дошкольниками „Гадкий утенок“» размещена в разделах

2. Тарелочка: на ней два кусочка бумаги.

3. Тарелочка: на ней подставка с кисточкой.

4. Крышки с жиром

5. Тарелочка с водой

6. Салфетки.

Предварительная работа:

1. Чтение сказки Г. Х. Андерсона «Гадкий утенок»

2. Рассматривание картинок и фотографий с птицами.

3. Опыт - наблюдение «Как устроено перо»

Краткая аннотация к работе: В ходе образовательной ситуации актуализируются и дополняются представления детей о внешнем строении птиц, о классификации птиц; в процессе экспериментальной деятельности дети открывают для себя причину, из- за чего не тонут водоплавающие птицы.

Ход образовательной ситуации:

Введение в ситуацию.

Дидактическая задача: создание интересной мотивации - переполох среди птиц: как помочь гадкому утенку. (Хочу – могу – надо.)

(Сидим на коврике)

- Ребята, мы с вами уже и иллюстрации рассматривали о зиме, и фотографии просматривали, и картины, и читали стихи о зимушке- зиме. А сейчас мы послушаем как о зиме пишут музыку композиторы. Это произведение сочинил Чайковский.

(включаю магнитофон, произведение П. И. Чайковского «Времена года. Зима», вдруг мелодию перебивает гомон птиц)

-Что за переполох? Чьи это голоса? (ответы детей)

-Каких именно птиц вы слышите? (ответы детей)

-Правильно. А что это за птицы? (ответы детей)

-Как вы думайте, о чем разговаривают, шумят, спорят птицы? Ответы детей.)

2. Актуализация.

Дидактическая задача: выделение знаний у детей классификации птиц, о внешнем виде птиц и строении.

А оказывается вот что произошло (переворачиваю мольберт) : на листе изображено дерево и птицы на нем)

- Одна мудрая птица, сова, рассказала остальным историю: «Давным- давно, недалеко от большого озера, жил «гадкий утенок».

(переворачиваю мольберт)

У него было очень много друзей среди птиц»

-Посмотрите, сколько много их.

На какие две группы разделили бы вы их? (ответы детей)

- Распределим их по группам, по очереди: к солнышку какие птицы?

- К снежинке?

- Ребята, почему от солнышка еще две стрелочки: к лесе и к воде. (Есть птицы, живущие в лесу и на воде)

- Как называем птиц, которые живут около водоемов и на воде? (ответ детей)

-Каких водоплавающих птиц вы знаете?

А наш утенок, ведь вы назвали Утка? (Тоже водоплавающий, только он маленький.)

- Так вот, наш маленький утенок, то есть, если быть точными, на самом деле кто он, что за птица? (Лебедь)

-Правильно, молодцы, он птенец лебедя. Он был очень любознательный и не любил сидеть на месте. Он решил перебраться на другую сторону озера. Но как? Вот и расшумелись птицы, и стали спорить, и советовать ему как перебраться.

- Как же он сможет перебраться? (ответы детей)

- Он еще меленький, не может летать так хорошо. (ответы детей)

-Хорошо, молодцы, согласна. Мы сейчас с вами и посмотрим, как выглядит наш герой, действительно он сможет переплыть. Для этого соберем картинки

-Разделимся на три группы.

-По сколько человек около каждого стола будет?

- Собираем. Кто же у нас на картинках? (ответы детей)

-Молодцы, вы составили совершенно одинаковых птиц, отличаются они друг от друга только внешним видом. Обратите внимание, что птенец лебедя не очень красив, но как прекрасен уже взрослый лебедь. У всех есть: голова, туловище. Покрытое перьями, хвост, крылья, ноги.

- Но все из них смогут переплыть озеро?

(Нет, отличается синица строением ног: нет перепонок между пальцами на ногах)

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

организация анализа детьми возникшей ситуации: испуг птенца лебедя ;

подведение детей к фиксации затруднения: птенец лебеды не тонет;

выявление причины затруднения «почему птенец лебедя не утонет, даже если не будет грести ногами»».

-Хорошо, но наш герой, еще маленький, и он боится, что когда будет плыть, устанет, и во время остановки может утонуть.

- А мы сможем ему объяснить, что он не утонет, даже если не будет грести ногами?

- Почему не сможем? (ответы детей)

-Значит, что нам надо сделать?

-Как? Где?

4. «Открытие» нового знания.

Дидактическая задача: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания – представление о том, почему не тонут водоплавающие птицы при остановке.

-Предлагаю вам самим открыть, почему так происходит, для этого мы с вами отправимся в нашу лабораторию.

-Мы становимся настоящими исследователями и сотрудниками лаборатории, то есть мы будем трудиться вместе.

Что значит трудиться вместе! (ответы детей)

(Ребята с педагогом подходят к столам)

Что нам сегодня предстоит сделать вместе? Что мы будем исследовать?

Почему перья?

Правильно, возможно здесь т кроется секрет или нет, это нам надо выяснить.

Перед вами карточки с изображением органов чувств!

Карточки стоят внизу мольберта.

Посмотрите на них и скажите, как органы чувств помогают нам при исследовании предметов.

(Исследовать предмет нам помогают глаза, с помощью глаз, зрения мы можем увидеть, рассмотреть предмет.)

Зрение поможет нам при исследовании перьев?

(Педагог ставит карточку с изображением глаза наверх мольберта)

-Исследовать предмет нам помогает язык, с помощью языка, мы можем попробовать предмет или вещество, узнать какой он на вкус.

Орган вкуса – язык - нам нужен при исследовании камня?

(Педагог переворачивает карточку с изображением языка и оставляет внизу мольберта.)

-Исследовать предмет нам помогает рука, с помощью руки, мы можем взять предмет в руки и исследовать его.

-Рука поможет нам при изучении перьев? (ответы детей)

(Педагог ставит карточку с изображением руки наверх мольберта.)

-Исследовать предмет нам помогает нос, с помощью носа, мы можем понюхать предмет, почувствовать его запах.

Орган обоняния - нос поможет нам при исследовании? (ответы детей)

(Педагог переворачивает карточку с изображением носа и оставляет внизу мольберта.)

-Исследовать предмет нам помогают уши, с помощью уха, мы можем послушать предмет, узнать какой он издаёт звук.

Орган слуха - ухо нам необходимо? (ответы детей)

(Педагог переворачивает карточку с изображением уха и оставляет внизу мольберта.

Сверху мольберта остаются две карточки с изображением глаза и руки, внизу мольберта три перевёрнутые карточки, с изображением языка, носа, уха.)

Молодцы, вы знаете, как исследуют предметы! Вы смогли выделить те органы чувств, которые нам нужны при исследовании перьев.

- Посмотрите! У нас получился план исследования: рассматриваем, потом действуем руками.

- Перед вами два пера: гусиное и куриное.

- Чем похожи и чем отличаются? (ответы детей)

- Вспомним как устроено перо? (ответы детей)

- Молодцы. Рассмотрели, теперь действуем руками: опускаем в воду перья, поднимаем из воды.

- Что с ними произошло? (ответы детей)

- Это действительно так, не зря говорят «как с гуся вода» или «мокрый как курица»

- Почему же так происходит?

- Сейчас мы попробуем понять это.

- Перед вами лежит кусочек бумаги, опустите его в воду. Что произошло с ним, когда вынули из воды.

- Возьмите второй кусок бумаги и над тарелочкой смажьте его с помощью кисточки жиром. Опускаем в воду и вынимаем. Что произошло? (ответы детей)

- То же самое происходит у водоплавающих птиц: у них есть специальная жировая железа, жиром которой они при помощи клюва смазывают перья.

(Педагог показывает иллюстрации)

- Именно поэтому вода скатывается с перьев птиц, они не намокают, и птицы не тонут.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка.

Дидактическая задача: закрепление у детей нового знания.

- Ребята, как же нам передать или рассказать о нашем открытии птенцу лебедя, как нам успокоить его? (ответы детей)

- Действительно, можно передать по почте, но почты в лесу нет.

- Какие птицы раньше помогали переправлять письма, записки? (ответы детей)

- Хорошо мы сможем письмо отправить с голубем. Но что положим в конверт? (картинки)

- Выбираем их и выставим на мольберт в последовательности, чтобы наш герой действительно смог понять, что мы хотим рассказать ему.

(1. Птица- рассказываем этим, что он птица. 2. Перо- все его тело покрыто перьями. 3. Он их смазывает жиром с помощью клюва. 4. Плавает и находится на воде- не тонет)

(Дети ещё раз рассказывают)

- Кладем картинки, наш рассказ в конверт.

- Где мы сможем найти голубя? (ответы детей)

- Прикрепляем ему письмо.

6. Осмысление.

Дидактическая задача: фиксирование детьми достижения «детской» цели: узнали о связи между строением и образом жизни птиц, помогли «гадкому» утенку преодолеть страх, переплыть озеро.

- Что мы сегодня исследовали?

- Для чего мы это делали?

- Кому смогли помочь?

- Какие новые знания дали вам возможность помочь птенцу лебедя?

- Молодцы! Вы сегодня были настоящими исследователями – научными сотрудниками, и вместе сделали новые открытия, потому что работали слаженно, дружно, помогали друг другу. Вы настоящая команда! Я горжусь вами!

- Ребята, чтобы птиц успокоить, которые начали спорить после рассказа совы, может мы им с помощью наших рисунков покажем, что «Гадкий» утенок может плавать, и так он переберётся на другой берег.

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :

Таблица

«Логическая основа образовательной ситуации»

Педагогическая цель Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Новое знание = детское «открытие» Почему на гусиных перьях вода не задерживается?

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать Классификация птиц. Строение перьев у птиц.

Причина затруднения Почему на перьях водоплавающих птиц вода не задерживается.

Цель деятельности детей по преодолению затруднения Узнать связь между строением и образом жизни птиц.

Литература:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 192 с. (Ребенок в мире поиска).

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

Фотоотчет о занятии по лепке на тему «Сказка «Гадкий утенок»Фотоотчет о занятии по лепке на тему «Сказка «Гадкий утенок» Цель занятия: Учить детей самостоятельно создавать сюжет работы, используя пластилин и природный материал. В работе передавать своё впечатление.

Презентация «Конусный театр по сказке «Гадкий утенок» Театр Это зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного.

Образовательная деятельность в старшей группе «Будем добрее» по сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» Задачи: Образовательные: - формировать навыки толерантного отношения. - продолжать формировать представления о добре и зле; Развивающие:.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Осенние листья» Образовательная область: Художественно-эстетическая Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: Осенние листья Основные цели: Учить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Самое страшное» Образовательная область: Развитие речи Возрастная группа: подготовительная Тема: «Самое страшное» Основные цели: Учить детей составлять.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Весенние приключения» Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Весенние.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В картинной» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная деятельность с дошкольниками «Гадкий утенок»
Опубликовано: 28 марта 2019 в 17:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД