Образовательная деятельность «В гости к хозяйке Медной горы» с детьми средней группы

Ирина
Образовательная деятельность «В гости к хозяйке Медной горы» с детьми средней группы

Цели и задачи: Закрепить знания детей об объектах неживой природы. Познакомить с камнем, рожденным деревом – солнечным янтарём: цвет, происхождение, его свойства, использование. Учить видеть красоту камней - самоцветов. Поддерживать интерес к опытнической работе. Продолжать учить детей приёмам работы с лупой. Развивать их словарный запас.

Области: коммуникация, художественное творчество, познание.

Словарная работа: Познакомить детей с новыми словами: геологи, обточенный, электризуется, янтарь. Активизировать словарь детей за счет слов: шершавый, гладкий, легкий, тяжелый, мягкий, твердый, холодный, теплый.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: макет горы самоцветов, картинка с изображением янтаря, смолы янтаря, моря с янтарем, янтарной комнаты, выставка украшений из янтаря, фильм «Янтарь - застывшая история».

Раздаточный материал: лупы, стаканы с водой, морская соль, пластилин, щетки, зеркала, таблицы исследования камней, простые карандаши, камни янтаря.

Предварительная работа:

Создание выставки украшений из камней – самоцветов.

Создание макета горы самоцветов.

Беседы по темам: «Какими бывают камни», «Что такое горы», «Как человек использует камни».

Чтение художественной литературы: сказы Бажова «Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», сказка Рыжова «О чем шептались камешки».

Разучить стихи про янтарь.

Создание картин Бажова: «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», Малахитовая шкатулка».

Ход: Дети передают камень-самоцвет друг другу (он не простой, творит чудеса).

(Звучит музыка, входит хозяйка Медной горы)

- Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Хотите отправиться со мной в царство камней? (Вокруг себя повернись, в каменном царстве очутись).

- Вот мы с вами оказались в каменном царстве. (Подходит к горе самоцветов).

- Эта гора не простая в ней хранятся камни-самоцветы. (У этих камней яркая и необычная окраска, отсюда и название «цветной камень»).

Легенда: Согласно древней легенде, в начале времён существовало первичное каменное небо – защита и охрана мира. Оно было расколото, когда на землю вторглось зло. Мелкие осколки посыпались самоцветами. С тех пор каждый камень-самоцвет хранит своего обладателя, бережёт его здоровье и радует глаз всех находящихся рядом людей.

- Сюда к моей горе-самоцветов часто приходят геологи. А вы знаете кто такие геологи? (Нет). Где мы можем найти точное определение? (В умных книжках).

Геологи – это люди, которые ищут и исследуют камни.

- А хотите стать настоящими геологами? (Да). Возьмите себе по камню-самоцвету и пойдёмте в нашу лабораторию.

- Сейчас вы будете исследовать каждый свой камень, а результаты заносить в таблицу.

1. Рассмотрите камни через лупу. Какого они цвета? Какой узор на вашем камне? Отметьте в таблице какого цвета ваш камень.

2. Потрогайте камень. Какой он на ощупь? Гладкий, как зеркало или шершавый как щетка. Отметьте в нужной графе крестиком. Проведите ногтем по камню, царапается или нет?

3. Сожмите камень в ладошке. Какой он? Твёрдый как кирпич или мягкий как пластилин? Отметьте в таблице в нужной графе крестиком.

4. Опустите камень в воду. Что происходит? (Тонет). Почему? Камень тяжелый как гиря. А может у кого-то плавает камень и он легкий как воздушный шарик? Отметьте в таблице.

5. Возьмите свой камень и прислоните его к щеке. Какой он? (Холодный, как снежинка или тёплый как солнышко).

- Ребята, кто хочет рассказать про свой камень? (Мой камень зелёного цвета, гладкий как зеркало, твёрдый как кирпич, тяжелый как гиря, холодный как снежинка).

Вывод: Ребята, мы исследовали с вами камни-самоцветы. Они разные: белые, черные, зелёные. Ещё какие? (Гладкие, красивые, блестящие, сверкающие, прочные, редкие).

- Если посмотреть через них на свет лампы или солнца, то окружающий нас мир станет совсем другим. В древности люди делали из таких камней амулеты: считали, что это защитит их от бед и болезней.

- Ребята, а теперь мы отправимся с вами к моему загадочному морю. Хотите покупаться? (Да). Ныряйте поглубже. Что вы там видите? Музыка «Шум моря».

- Пока вы купались я нашла на берегу моря вот такой красивый камень-самоцвет. Как вы думаете как он называется? (Янтарь). А ещё на берегу много разных камушков. И что интересно: камни все какие? (Круглые, обточенные со всех сторон). Почему? (Вода камень точит). А янтарь нет. Неужели янтарь такой твёрдый, что даже водой не обтачивается? Или янтарь тверже камня? Где мы это можем узнать? (У взрослых).

Опыт: Янтарь разбиваю молотком. (Нет янтарь не твёрже камня).

- Ребята, откуда берётся янтарь? Где мы можем это узнать? (Интернет). Давайте отправимся в мою гостиную. Где мой волшебный экран покажет вам фильм «Янтарь – застывшая история». Но сначала я вам немножко расскажу: янтарь – это окаменевшая смола сосны. 50 миллионов лет назад до нашей эры был жаркий климат и росли дремучие леса. Сильные бури ломали ветки и валили деревья, на обломанных ветвях сосен выделялась смола.

- Как вы думаете что произойдёт, если какое-нибудь насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (Прилипнет). Почему? (Смола липкая и вязкая). Насекомые (мухи, комары, оводы, муравьи, пчёлы) садились на блестящую смолу и тонули в ней. Птицы прыгали с ветки на ветку, оставляя следы своих лапок в смолистом соке деревьев, а ещё в янтаре можно увидеть пузырьки воздуха или капельки дождя.

Смотрим Фильм

- Как янтарь оказался в море? Где мы можем узнать? (Позвонить маме).

- Деревья старели и падали, их засыпало землёй. Смола затвердела как камень и становилась янтарём. Через лес протекала река, вода вымыла янтарь из земли и унесла с собой. Река впадает в море и янтарный клад оказался в море. Шторм и волна выносят камень на берег.

- И сейчас мы с вами проведём еще один интересный опыт. Почему янтарь водой не обтачивается?

Опыт: Положите в стакан с водой камень янтаря. Что с ним произошло? (Утонул). В другой стакан положите морскую соль, размешайте и киньте камень янтаря. Что происходит? (Не тонет).

Вывод: Янтарь между поверхностью и дном в море плавает и не обо что не обтачивается. Чем глубже море, тем солонее вода, плотнее значит. А круглым его на комбинате делают, обтачивают и полируют.

- Ребята, а зачем нам нужен янтарь? (Делать украшения). Пойдёмте в мою сокровищницу, я вам покажу какие украшения делают мастера из камней-самоцветов. А где здесь ребята украшения из янтаря? (Находят, кладут камень).

- А ещё, ребята, поэты стали посвящать стихи янтарю. (дети читают стихи)

Кусок промытый янтаря, прозрачный, как заря,

Вчерашний выбросил прибой в подарок нам с тобой.

Прозрачный как цветочный мёд он весь сквозит на свет.

Он к нам дошёл, к другим дойдёт сквозь сотни тысяч лет.

Шершавым шелестом волны прибой оближет побережье

И выплеснет из глубины янтарь – слезинки сосен прежде…

Литовским золотом смола застывшая в морской пучине

На дне столетьями спала – кусочком солнца стала ныне.

- А ещё в Санкт-Петербурге есть янтарная комната.

- Словом янтарь называют города: г. Янтарный.

- А ещё есть герб в Калининградской области, где изображён янтарь.

Опыт: Если мы потрём янтарь тряпочкой, то что произойдёт? Янтарь способен электризоваться при трении и притягивать разные мелкие и лёгкие предметы.

- Ребята, а я для вас приготовила подарок: камни-самоцветы. А что вы из них сделаете? (Картинку в музей камней).

(Музыка – дети выкладывают из камней – самоцветов картины)

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «В гостях у хозяйки медной горы» Конспект познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности «В гостях у хозяйки медной горы». Воспитатель МБДОУ «Детский сад.

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию Тема: «В гостях у Хозяйки Медной горы». Цель: Создать детям хорошее настроение, расширить кругозор и словарный запас. Задачи: 1. Развивать познавательные способности детей посредствам.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Игрушки
Автор публикации:
Образовательная деятельность «В гости к хозяйке Медной горы» с детьми средней группы
Опубликовано: 18 ноября 2013 в 13:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...