Образовательная деятельность «В гости к хозяйке Медной горы» с детьми средней группы

Ирина
Образовательная деятельность «В гости к хозяйке Медной горы» с детьми средней группы

Цели и задачи: Закрепить знания детей об объектах неживой природы. Познакомить с камнем, рожденным деревом – солнечным янтарём: цвет, происхождение, его свойства, использование. Учить видеть красоту камней - самоцветов. Поддерживать интерес к опытнической работе. Продолжать учить детей приёмам работы с лупой. Развивать их словарный запас.

Области: коммуникация, художественное творчество, познание.

Словарная работа: Познакомить детей с новыми словами: геологи, обточенный, электризуется, янтарь. Активизировать словарь детей за счет слов: шершавый, гладкий, легкий, тяжелый, мягкий, твердый, холодный, теплый.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: макет горы самоцветов, картинка с изображением янтаря, смолы янтаря, моря с янтарем, янтарной комнаты, выставка украшений из янтаря, фильм «Янтарь - застывшая история».

Раздаточный материал: лупы, стаканы с водой, морская соль, пластилин, щетки, зеркала, таблицы исследования камней, простые карандаши, камни янтаря.

Предварительная работа:

Создание выставки украшений из камней – самоцветов.

Создание макета горы самоцветов.

Беседы по темам: «Какими бывают камни», «Что такое горы», «Как человек использует камни».

Чтение художественной литературы: сказы Бажова «Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», сказка Рыжова «О чем шептались камешки».

Разучить стихи про янтарь.

Создание картин Бажова: «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», Малахитовая шкатулка».

Ход: Дети передают камень-самоцвет друг другу (он не простой, творит чудеса).

(Звучит музыка, входит хозяйка Медной горы)

- Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Хотите отправиться со мной в царство камней? (Вокруг себя повернись, в каменном царстве очутись).

- Вот мы с вами оказались в каменном царстве. (Подходит к горе самоцветов).

- Эта гора не простая в ней хранятся камни-самоцветы. (У этих камней яркая и необычная окраска, отсюда и название «цветной камень»).

Легенда: Согласно древней легенде, в начале времён существовало первичное каменное небо – защита и охрана мира. Оно было расколото, когда на землю вторглось зло. Мелкие осколки посыпались самоцветами. С тех пор каждый камень-самоцвет хранит своего обладателя, бережёт его здоровье и радует глаз всех находящихся рядом людей.

- Сюда к моей горе-самоцветов часто приходят геологи. А вы знаете кто такие геологи? (Нет). Где мы можем найти точное определение? (В умных книжках).

Геологи – это люди, которые ищут и исследуют камни.

- А хотите стать настоящими геологами? (Да). Возьмите себе по камню-самоцвету и пойдёмте в нашу лабораторию.

- Сейчас вы будете исследовать каждый свой камень, а результаты заносить в таблицу.

1. Рассмотрите камни через лупу. Какого они цвета? Какой узор на вашем камне? Отметьте в таблице какого цвета ваш камень.

2. Потрогайте камень. Какой он на ощупь? Гладкий, как зеркало или шершавый как щетка. Отметьте в нужной графе крестиком. Проведите ногтем по камню, царапается или нет?

3. Сожмите камень в ладошке. Какой он? Твёрдый как кирпич или мягкий как пластилин? Отметьте в таблице в нужной графе крестиком.

4. Опустите камень в воду. Что происходит? (Тонет). Почему? Камень тяжелый как гиря. А может у кого-то плавает камень и он легкий как воздушный шарик? Отметьте в таблице.

5. Возьмите свой камень и прислоните его к щеке. Какой он? (Холодный, как снежинка или тёплый как солнышко).

- Ребята, кто хочет рассказать про свой камень? (Мой камень зелёного цвета, гладкий как зеркало, твёрдый как кирпич, тяжелый как гиря, холодный как снежинка).

Вывод: Ребята, мы исследовали с вами камни-самоцветы. Они разные: белые, черные, зелёные. Ещё какие? (Гладкие, красивые, блестящие, сверкающие, прочные, редкие).

- Если посмотреть через них на свет лампы или солнца, то окружающий нас мир станет совсем другим. В древности люди делали из таких камней амулеты: считали, что это защитит их от бед и болезней.

- Ребята, а теперь мы отправимся с вами к моему загадочному морю. Хотите покупаться? (Да). Ныряйте поглубже. Что вы там видите? Музыка «Шум моря».

- Пока вы купались я нашла на берегу моря вот такой красивый камень-самоцвет. Как вы думаете как он называется? (Янтарь). А ещё на берегу много разных камушков. И что интересно: камни все какие? (Круглые, обточенные со всех сторон). Почему? (Вода камень точит). А янтарь нет. Неужели янтарь такой твёрдый, что даже водой не обтачивается? Или янтарь тверже камня? Где мы это можем узнать? (У взрослых).

Опыт: Янтарь разбиваю молотком. (Нет янтарь не твёрже камня).

- Ребята, откуда берётся янтарь? Где мы можем это узнать? (Интернет). Давайте отправимся в мою гостиную. Где мой волшебный экран покажет вам фильм «Янтарь – застывшая история». Но сначала я вам немножко расскажу: янтарь – это окаменевшая смола сосны. 50 миллионов лет назад до нашей эры был жаркий климат и росли дремучие леса. Сильные бури ломали ветки и валили деревья, на обломанных ветвях сосен выделялась смола.

- Как вы думаете что произойдёт, если какое-нибудь насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (Прилипнет). Почему? (Смола липкая и вязкая). Насекомые (мухи, комары, оводы, муравьи, пчёлы) садились на блестящую смолу и тонули в ней. Птицы прыгали с ветки на ветку, оставляя следы своих лапок в смолистом соке деревьев, а ещё в янтаре можно увидеть пузырьки воздуха или капельки дождя.

Смотрим Фильм

- Как янтарь оказался в море? Где мы можем узнать? (Позвонить маме).

- Деревья старели и падали, их засыпало землёй. Смола затвердела как камень и становилась янтарём. Через лес протекала река, вода вымыла янтарь из земли и унесла с собой. Река впадает в море и янтарный клад оказался в море. Шторм и волна выносят камень на берег.

- И сейчас мы с вами проведём еще один интересный опыт. Почему янтарь водой не обтачивается?

Опыт: Положите в стакан с водой камень янтаря. Что с ним произошло? (Утонул). В другой стакан положите морскую соль, размешайте и киньте камень янтаря. Что происходит? (Не тонет).

Вывод: Янтарь между поверхностью и дном в море плавает и не обо что не обтачивается. Чем глубже море, тем солонее вода, плотнее значит. А круглым его на комбинате делают, обтачивают и полируют.

- Ребята, а зачем нам нужен янтарь? (Делать украшения). Пойдёмте в мою сокровищницу, я вам покажу какие украшения делают мастера из камней-самоцветов. А где здесь ребята украшения из янтаря? (Находят, кладут камень).

- А ещё, ребята, поэты стали посвящать стихи янтарю. (дети читают стихи)

Кусок промытый янтаря, прозрачный, как заря,

Вчерашний выбросил прибой в подарок нам с тобой.

Прозрачный как цветочный мёд он весь сквозит на свет.

Он к нам дошёл, к другим дойдёт сквозь сотни тысяч лет.

Шершавым шелестом волны прибой оближет побережье

И выплеснет из глубины янтарь – слезинки сосен прежде…

Литовским золотом смола застывшая в морской пучине

На дне столетьями спала – кусочком солнца стала ныне.

- А ещё в Санкт-Петербурге есть янтарная комната.

- Словом янтарь называют города: г. Янтарный.

- А ещё есть герб в Калининградской области, где изображён янтарь.

Опыт: Если мы потрём янтарь тряпочкой, то что произойдёт? Янтарь способен электризоваться при трении и притягивать разные мелкие и лёгкие предметы.

- Ребята, а я для вас приготовила подарок: камни-самоцветы. А что вы из них сделаете? (Картинку в музей камней).

(Музыка – дети выкладывают из камней – самоцветов картины)

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «В гостях у хозяйки медной горы» Конспект познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности «В гостях у хозяйки медной горы». Воспитатель МБДОУ «Детский сад.

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию Тема: «В гостях у Хозяйки Медной горы». Цель: Создать детям хорошее настроение, расширить кругозор и словарный запас. Задачи: 1. Развивать познавательные способности детей посредствам.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Игрушки
Автор публикации:
Образовательная деятельность «В гости к хозяйке Медной горы» с детьми средней группы
Опубликовано: 18 ноября 2013 в 13:17
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...