Получи документы

Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Африку»

Остраница Светлана Евгеньевна
Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Африку»

Область «Познание» 2013 г.

Тема: «Путешествие в Африку"

Цели:

Обучающие

Познакомить детей с природными зонами материка Африки – пустыня, савана, джунгли; расширить представление о растительном и животном мире материка;

• Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.

Развивающие

Публикация «Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие в Африку“» размещена в разделах

Развивать речь детей, учить сопоставлять, анализировать, обобщать.

• Обогащать словарный запас детей через ознакомление с животным и растительным миром Африки.

Развивать внимание, память, мышление, моторику руки.

Ввести в словарь слова: баобаб, лианы, гепард.

Воспитательные

• Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

• Воспитывать любознательность, толерантности, создавать положительный фон в группе, развитие любви к природе, эстетические чувства, стремление беречь природу.

,

Оборудование для занятия:

Глобус, географическая карта, набор игрушек африканских животных, макеты природных зон Африки, макеты животных, д/ игра «Сложи картинку»;

аудиозапись «Звук летящего самолета», «Пение птиц», «Рычание льва»

Предварительная работа

Для родителей вывешиваются рекомендации со списком книг, которые можно прочитать детям, например: сказки Киплинга «Откуда взялись броненосцы», «Маугли», «Рики-Тики-Тави»; детские энциклопедии, например, «Животный мир».

Занятия: развитие речи «Там, где нет зимы»; ознакомление с художественной литературой «Сказка Р. Киплинга «Слоненок», лепка «Обезьянка на пальмах»; аппликация «Заморский натюрморт», конструирование «Попугай»; рисование «Жил-был лев».

Ход занятия

I.Организационный момент

Установка на игру

Заходят под музыку Африки

-Собирайся детвора

Путешествовать пора.

В гости Африка нас ждет,

Все садимся в самолет.

Воспитатель: - Ребята вы догадались, куда мы сегодня отправимся? Африку)

(дети друг за другом идут по кругу. Вокруг глобуса (на полу).

II. Основная часть

1. Актуализация опорных знаний:

Работа с глобусом и географической картой на коврике

Воспитатель:

- Что это? (ответы детей)

-Это глобус, макет нашей планеты - Земля. Что мы видим на глобусе? (ответы детей)

- Какой формы наша планета Земля? (ответы)

- Что мы видим на глобусе? (ответы)

- Каким цветом изображают на глобусе леса, поля, луга? (Леса, поля, луга изображают зеленым цветом)

- Что обозначено голубыми и синими красками? (Голубыми и синими красками изображают реки, моря, океаны)

- А пустыни, каким цветом? Почему желтым? (Пустыни – песок)

-Это что? (показывает на карту)

Я знаю, что все вы любите путешествовать, открывать что-то новое. Вот и сегодня я предлагаю вам совершить путешествие на самолёте.

- Ой, что это? (лежит конверт) Кто-то нам оставил письмо, давайте посмотрим, что в нем.

2. Активизация познавательной деятельности

Дидактическая игра «Собери картинку».

Давайте соберем картинку, которая у вас на столе в конверте.

Воспитатель:

- Рассмотрите картинки.

-Как вы думаете, природа какого материка на них изображена? (На картинке природа Африки, давайте сравним ее (карта на полу, прикладывают кусочек Африки) Какой это материк? (ответы детей)

- Покажите этот материк на карте.

Детский поэт К. Чуковский написал стихотворения об Африке «Бармалей» и «Доктор Айболита»)

Давайте вспомним куда Таня с Ваней отправились гулять? (ответы)

-Вдоль по Африки гуляют, фиги-финики срывают,-

Ну и Африка!

Вот так Африка!

- А доктор Айболит, куда отправился лечить зверей?

«Приезжайте. Доктор в Африку скорей

И спасите доктор наших малышей!»

-Какими цветами раскрашена Африка (ответы детей)

Воспитатель: Отправляемся в путь! Завели моторы, полетели.

3. Изучение нового материала

План

1. Пустыня

2. Саванна

3. Джунгли

Воспитатель: - Куда это мы попали?.

-Что изображено желтым цветом? (ответы)

-Молодцы! Что такое пустыня, как вы думаете? (пустыня от слова пусто, пустынно)

-Пустыни на карте еще обозначаются светло-коричневым цветом.

- Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.

Воспитатель: Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)

Воспитатель: А какие растения там живут? (ответы) Показать кактус

-Как же они обходятся без воды? (ответы)

Вывод: (У кактуса нет листьев, и вода не испаряется)

Загадка:

“Зверь я горбатый,

Нравлюсь ребятам”.

Кто это? (верблюд, показ иллюстраций)

Верблюда еще называют кораблем пустыни.

Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные.

- ребята здесь так жарко, давайте уедем отсюда?

- На чем поедем? (на верблюдах)

Изображают, как едут на верблюдах.

Впереди - Африканская саванна (показ иллюстрации).

Садимся в круг

-Чем покрыта земля в саванне? (травой)

-В жаркое время здесь все высыхает, трава становится желтой, а в дождливое все расцветает и трава становится сочной, зеленой.

Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Это баобабы (показ иллюстрации).

-Это удивительные деревья, при небольшой высоте, имеют очень толстый ствол, который достигает в диаметре) метров. Чтобы его обхватить нужно взяться за руки всей группе детского сада. (Давайте посмотрим, на сколько большой ствол у Баобаба)

Ствол баобаба перенасыщен водой.

Вывод: Зачем это дерево накапливает воду? Ответы детей. (чтобы в засушливый период питаться своими запасами). Садимся в круг

Воспитатель: что это за звуки? Слышите? (Применение звукового дизайна, т. е. различные голоса птиц и животных). Давайте, послушаем! (Несколько минут релаксации, когда дети стараются не издавать каких-либо посторонних шумов, а стараются вслушаться в голоса природы, шепотом высказать свои предположения кто же это мог бы быть).

послышался грозный рык. (аудиозапись) - Что за зверь рычит? (лев, показ иллюстрации).

Кто это так рычит? (ответы)

-Чем питаются львы? (мясом других животных)

(их добычей становятся зебры, жирафы, антилопы, газели) (показ иллюстраций).

В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей.

-Как же животные спасаются от хищников? (зебры, газели, антилопы)

Ответы детей: очень быстро бегают.

Загадка:

“Что за коняшки,

на всех тельняшки” (зебра).

Чем питается зебра? (ответы)

-Почему зебра полосатая? Ответы (чтобы прятаться в траве)

Воспитатель: загадывает загадку

- Он высокий и пятнистый,

С длинной - длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями деревьев

(жираф)

- как вы думаете почему у жирафа длинная шея? Ответы детей (чтобы доставать до листьев)

-Чем питается жираф (листочками деревьев)

- как вы думаете почему зебра и жираф не дружат со львами, гепардами (потому что они хищники и питаются их мясом).

Вывод: Где мы сейчас с вами были? (в саванне) Савано – это покрывало.

Воспитатель: Может, продолжим нашу дорогу, только на машине (встали паровозиком?

(едут дальше) Куда это мы попали?

Дети: Джунгли (В тропический лес)

Тропический лес ещё называют джунглями. Здесь большая влажность и тепло. В джунглях растут очень высокие деревья, различные травы, грибы, лианы, папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света и поэтому она цепляется за ствол дерева, обвивается вокруг него и постепенно как бы ползет по нему. Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много. Обезьяны живут на ветвях деревьев и здесь же находят пропитание.

Физкультминутка “Обезьянка”

Про зверей

1. В Африке жирафы делают вот так!

2. Цветные попугайчики крылышками «бяк-бяк-бяк».

3. А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп».

4. А слонята топают «топ-топ-топ».

И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп».

5. Обезьянки прыгают «прыг-прыг-прыг»

И ногами дрыгают «дрыг-дрыг-дрыг».

6. А теперь мы как мартышки дружно прыгаем вприпрыжку.

III. Заключительная часть

1. Закрепление пройденного материала

Д/игра «Угадай кто это?»

Воспитатель: Мне бы хотелось узнать знаете ли вы животных Африки. Сейчас мы проверим. Я буду показывать вам картинки, если животное живет в Африке – вы хлопните в ладоши, если нет – топните ногой.

(Детям показываются картинки с изображением различных животных).

Слон, лиса, носорог, заяц, волк, обезьяна, лось, енот, жираф, барсук, зебра, лев, белка, верблюд, ёж, крокодил, хорёк, черепаха, тигр.

Самостоятельная работа детей

Задание:

Разместить животных по природным зонам, по среде их обитания.

Беседа с детьми

Назовите природные зоны Африки.

- Кто живет в пустыне?

-Кто живет в саванне?

- Кто живет в джунглях?

-как называется растение, которое растет в джунглях, она цепляется за стволы дерева, обвивается вокруг него. (лиана)

-как называется дерево с большим стволом (картинка (Баобаб)что такое савано? (покрывало)

Наше путешествие завершилось.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности по теме «Животные жарких стран. Зоны Африки» Конспект образовательной деятельности по теме "Животные жарких стран. Зоны Африки". Цель –расширять и закреплять знания детей о зонах Африки.

Проект «Животный и растительный мир континентов»Проект «Животный и растительный мир континентов» Возраст детей. Старшая группа. Продолжительность проекта: октябрь – декабрь. Актуальность: В современном мире очень актуальна проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Африку»
Опубликовано: 21 апреля 2015 в 11:04
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД