МААМ-картинки

Образовательная деятельность в старшей группе по обучению чувашскому языку «Дары леса»

Зайцева Альбина
Образовательная деятельность в старшей группе по обучению чувашскому языку «Дары леса»

Образовательная деятельность в старшей группе по обучению чувашскому языку

Вид: введение и закрепление новых слов.

Программное содержание:

Образовательные задачи :

- продолжать формировать умения, навыки слушания и понимания чувашской речи и говорения в игровых ситуациях;

- продолжать расширять знания детей по теме: «Дары леса»;

- формировать представления о роли леса в жизни человека;

Публикация «Образовательная деятельность в старшей группе по обучению чувашскому языку „Дары леса“» размещена в разделах

- уточнить знания детей названий основных лесных деревьев: юман, хуран, хыр, юманлах, хуранлах, хырлах;

- обогащать словарь детей словами: майар, ырла, йекел, кампа, усессе, тутла, варман парнисем.

Речевые задачи:

- учить составлять предложения из 3-4 слов;

- упражнять детей в чистом произношении чувашских звуков : ,;

- отрабатывать интонационную выразительность;

- учить составлять короткий описательный рассказ;

- упражнять детей в образовании и использовании в речи повествовательных предложений.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к родной природе, поддерживать интерес говорить на чувашском языке;

- воспитывать в детях умение выслушивать сверстников, не перебивая.

Подготовка к занятию:

- воспитатель за один день до занятия вывешивает в групповой комнате картины, иллюстрации с изображением леса;

- воспитатель ведет беседу с детьми о значении леса в жизни человека, о деревьях, растущих в лесу, о дарах леса;

- записать видеопослание старика-лесовика.

Методические приё мы:

- сюрпризный момент – получение видеопослания.

- беседа по вывешенным картинам.

-вопросы: Укерчексем инче мен укерне? (варман) Варманта менле йывасем усессе (юман, хуран, хыр) Ку в варман мен ятла? (хуранлах)

- хоровое и индивидуальное повторение

- знакомство с новыми словами;

- внесение письма от зайца (в конверте лежат картинки с изображениями даров леса : орехи, грибы, жёлуди, ягоды);

- включение новых слов: майар, сырла, йекел, кампа, усессе, тутл, варман парнисем;

- дидактическая игра «Что откуда (Ку астан?»

- закрепление новых и ранее изученных слов;

- загадывание загадок;

- обобщение воспитателя;

- подарки лесовика.

Ход образовательной деятельности:

Ребята, давайте поиграем с нашим язычком. Сегодня мы поучимся петь песенку дождя. Он поёт по-разному. Когда танцует на крыше поёт так са-са-са, а теперь по травке си-си-си. Он пробежал по листьям берёзы су-су-су, поспешил по асфальту се-се-се. Полил капусту се-се-се и морковку са-а-а.

Ой, ребята, кто-то с нами хочет связаться. Давайте посмотрим. Дети прослушивают видеоролик: Сыва-и, ачасем? Эсир мана паллатар-и? Эпе варман хуси. Эпе аякри теттем варманта пуранатап. Касал сире валли нумай кучченес хатерлерем. Весене илес тесен, сирен каштах тарашмалла. Эпе сире валли печек ыйтусем хатерлерем. Весем сине хуравлама тарашар. Килешетер-и?

Воспитатель: Ну, ребята, согласны поиграть с лесовичком?

1 задание: Манан варманта менле йыассем пур. Укерчек сине пахса калар.

Воспитатель: Ачасем, эсир ыйтава анлантар-и? (анлантамар) айтар ха укерчек ине пахар. Ку менле варман, кам калама пултарать?

Дети: Ку юманлх. Унта нумай юман усет.

Воспитатель: Катя, юманлахра менле йыассем усессе?

Дети: Юманлахра юмансем усессе. (дети отвечают полными предложениями)

Воспитатель: хуранлахра менле йывасем усессе?

Дети: хурансем

Воспитатель: ак ку менле варман? (показ картины)

Дети: ку чарашлах.

Воспитатель: терес, маттур.

2 задание:

Манан варманта печек мулкач пуранать. Вал инсетри вырас варманенчен кусса килне. Ана варман парнисене чавашла калама верентер. Сак укерчексем сине чаваш ячесене ырса парар.

Воспитатель: ачасем пулашатпар-и мулкача?

Дети: сук.

Воспитатель: меншен?

Дети: эпир те пелместпер.

Воспитатель: апла пусан эпе сире пулашатап. (Воспитатель берёт каждый рисунок по отдельности). Ку ырла. Пурте перле калатпар. Саша ку мен? Ку майар. Пурте перле калатпар. (Хоровое повторение). Катя, ку ырла е майар (Ку майар) Света, Пашаран ыйт. (То же самое с другими). Ачасем, аксем пурте варман парнисем. Айтар-ха тепер хут калатпар. (Хоровое и индивидуальное повторение).

3 задание: кашни варман парни синчен каласа парар.

Воспитатель: ребята, давайте сначала нарисуем схему, по которой мы будем составлять описательный рассказ.

Сначала о чем скажем? Конечно же, что это. Кто хочет нарисовать на доске? Потом расскажем о чем? Правильно, где растет. Дальше - какого цвета. Потом расскажем о том, какой он на вкус. И последнее, к какой группе относится. Всё, теперь последовательность рассказа мы схематично изобразили. Сначала я попробую рассказать.

Рассказ воспитателя: Ку йекел. Вал варманта усет. Йекел сара тесле. Вал йусе. Йекел варман парни.

А теперь давайте выберем того, кто будет рассказывать. Я приготовила карточки с цифрами. Вы достаёте карточку считаете на чувашском языке. Тот, на ком остановится счёт, и будет рассказывать.

Дети считают и рассказывают.

Воспитатель: Пите лайах каласа патар. Савантартар мана.

4 задание: игра «Ку атан?». ак каринккари япаласене ике пая уйарса хурар.

Дети группируют предметы по признакам «Овощи» и «Дары леса». Каждый предмет называют на чувашском языке.

Воспитатель: ребята, мы забыли написать названия даров леса. Давайте запишем. Я буду писать, а вы диктовать на чувашском языке. Друзья, вам понравилось выполнять задания лесовика? (ответы детей) Что вам больше всего понравилось? Что мы узнали нового? (Ответы детей)

Лесовик: (проигрывается видеоролик) маттур, ачасем. Мана сирен хуравсем килешрес. Мен чухле самах пелетер эсир чавашла. Паян ак варман парнисене чавашла калама верентер. Мулкач туса та пулашрар. Сире итлеме пите хавас пулче. Кучченессем вара сире группара кетессе. Астине тупсам юмах хуравне тавсарса илсен тупатар. (Загадывание загадки на чувашском языке). Вал вылямали пулемре пуканесен апат симелли сетел синче.

Воспитатель; ребята, догадались где подарки? Ну, тогда идите их искать.

Публикации по теме:

Cценарий занятия по чувашскому языку «Илемпипе лавккара» в старшей группе Cценарий занятия по теме «Илемпипе лавккара», проведенного в старшей группе. Изучение чувашского языка в дошкольном возрасте характеризуется.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по чувашскому языку на тему: «Лавккара». — «В магазине». Задачи. 1. Образовательная. Ввести новые лексические единицы на чувашском языке: сут (продавать, торговать, енчек (мешочек для хранения.

Конспект ННОД по обучению чувашскому языку в подготовительной к школе группе «Домашние животные» .

Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте «Звук Ы». Конспект НОД. Цель: Познакомить детей с гласным звуком [Ы] и буквой «Ы». Упражнять детей выделять его среди других гласных звуков. Формировать.

Образовательная деятельность по хакасскому языку «Мой ребенок-кукла» Цель: создание условий для развития познавательной и речевой активности детей посредством сюжетно-ролевой игры «Мой ребенок – кукла». Задачи:.

Образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей группе «Посылка дедушки Звука» Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Образовательная деятельность по обучению коми разговорной речи «Путешествие к лес» Образовательная деятельность по обучению коми разговорной речи «Путешествие к лес» (1 год обучения) Старший воспитатель МБДОУ «Детский.

Образовательная деятельность по экологии «Муравьи-санитары леса»Образовательная деятельность по экологии «Муравьи-санитары леса» Как мы знаем, что 2017 год объявлен годом экологии. В рамках этого проекта в нашем детском саду реализуются разные мероприятия: беседы по.

Обучение чувашскому языку в средней группе детского сада Обучение детей чувашскому языку с дошкольного возраста является ведущим средством полноценной реализации Закона Чувашской Республики «О.

Открытая непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе по обучению русскому языку «День рождение Зайки» Цель: 1. Учить детей самостоятельно строить фразы различной конструкции для описания различных ситуаций. 1. Развивать как монологическую,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная деятельность в старшей группе по обучению чувашскому языку «Дары леса»
Опубликовано: 8 октября 2017 в 22:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД