Образовательная деятельность по речевому этикету в старшей группе «В мире вежливых слов»

Наталия Острогина
Образовательная деятельность по речевому этикету в старшей группе «В мире вежливых слов»

Цель:

Закрепить умение употреблять различные формы словесной вежливости; активизировать полученные на занятиях речевой культуры знания, умение применять их в жизни, развивать творческое воображение.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы

В. Осеева «Волшебное слово»;

А. Кузнецова «Поссорились»;

Н. Юсупов «Кто кого любит?»;

С. Капутихян «Послушайте хорошенько»;

Б. Заходер «Птичья школа»;

И. Антонов «Вежлив Витя или нет»;

В. Лунин «Вежливый слон»;

Л. П. Васильевой – Гангнус «Азбука вежливости»;

В. Кривошеева «Доброе утро!»;

В. Галявкин «Разговор по телефону»;

А. Барто «Я люблю ходить вдвоем»;

пословицы, поговорки.

Беседы

«Мы пришли в гости»;

«Мы пришли на день рождение»;

«Как себя вести в общественных местах».

Дидактические игры

«Пожалуйста, потише».

Сюжетно – ролевые игры

«Магазин», «Аптека».

НОД:

Вход двух команд под песню «Вместе весело шагать». Капитаны представляют свои команды: «Буратино», «Незнайка». Дети называют девиз КВНа:

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо! Извините.

Позвольте. Разрешите.

Я Вас благодарю!

Воспитатель предлагает детям перейти к соревнованиям.

1. Какие слова благодарности вы знаете? (спасибо, большое спасибо, благодарю вас);

2. Какие слова приветствия вы знаете? (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет);

3. Какие слова прощания вы знаете? (до свидания, до скорой встречи, счастливого пути, пока);

4. Назвать «волшебные слова» (спасибо, извините, благодарю вас, будьте любезны);

5. Поэтическая викторина «словарь вежливых слов»

Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо);

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день);

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо);

Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь … (здравствуйте);

Когда нас бранят за шалости говорим … (прости, пожалуйста);

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят … (до свидания).

6. Игра «Пожалуйста, потише! (какая из команд тише всех передаст просьбу воспитателя от первого игрока последнему).

7. Домашнее задание команд – составить рассказ на тему «Мы пришли в аптеку» (команда «Незнайка»); «Мы пришли в магазин» (команда «Буратино»).

8. Физкультурная минутка. Дети двух команд танцуют танец «Ква-ква – ква».

9. Игровые задачи. Капитаны выбирают конверты на столе.

Конверт №1.

Ты хочешь, чтобы мама купила новых смурфиков для твоей новой коллекции. Ты можешь попросить по – разному об этом. Какая просьба покажется маме самой убедительной?

• Мама, купи мне смурфиков!

• Мама, купи мне, пожалуйста, смурфиков!

• Мама, купи мне, пожалуйста, смурфов, я их давно ищу для моей коллекции.

Конверт №2.

Это случилось на одном из наших участков детского сада. Вот какой разговор произошел между подружками.

Что же делать, Оля? Вдруг никто не сумеет починить мою куклу? – со слезами на глазах сказала Марина.

Как жаль, что теперь у тебя не будет такой замечательной игрушки, - усмехнулась в ответ Оля.

Вопрос: можно ли поверить, что Оля сочувствует подруге? Почему ты так думаешь?

Команды решают свои задачи.

10. Разыгрывание игровых ситуаций.

Команда «Незнайка».

Так случилось, что сестрица Аленушка и братец Иванушка пришли в гости к белочке в гости на день рождение самые последние, и все места были заняты около стола лесными жителями (лиса, заяц, медведь, волк). Никто не обратил внимание на приход новых гостей, и никто не уступил им место. Белочка решила усадить сестрицу Аленушку за стол. Кого она попросит уступить место? Выбери варианты наиболее вежливого выражения просьбы.

Уступи, пожалуйста, место Аленушке?

Извините, не уступите ли вы место Аленушке?

Я тебя очень прошу, подойди к Аленушке и предложи ей сесть на твое место.

Кто из лесных жителей откликнется на просьбу белочки? Что может произойти, если никто не уступит место Аленушке? Что она может сделать? Как может поступить братец Иванушка? Как будут себя вести другие герои?

Команда «Буратино».

Звучит фрагмент песни «Голубой вагон». Сценка разворачивается в вагоне электрички. В переполненный вагон входит пожилая бабушка.

Мальчик, уступи место бабушке, - сказала девочка.

Пожалуйста, - буркнул мальчик, вставая.

Вопрос: почему бабушке было неприятно услышать слово «пожалуйста», произнесенное мальчиком.

Команды инсценируют свои сценки; вопросы по сценки задают друг другу.

11. Задание командам – назвать пословицы и поговорки на тему «Ласковое слово, что солнышко в ненастье».

• Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

• Доброе слово в жемчугах ходит, а злое пуще стрелы разит.

• Доброе слово для доброго дела.

• Доброе слово дом построит, а злое слово дом разрушит.

• Худое слово доведет до дела злого.

• Ласковое слово, что весенний день.

• Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

12. Конкурс капитанов.

Вспомнить любое понравившееся стихотворение на тему речевого общения и прочитать на конкурсе капитанов.

Сюрпризный момент.

Раздается стук в дверь. Входит в группу почтальон Печкин со словами:

Я спешил ребята к вам

По полям, по леса

С цифрой 5 на медной бляшке

В синей форменной фуражке

(заглядывает в сумку)

Получите письмо:

Заказное из сказки.

Князь Владимир Мономах

Вам прислал его – получите!

А еще бандероль - распишитесь!

Ну а я потороплюсь:

Надо письма, телеграммы

Всем вручать всрок! До свиданья!

ИЛИ

Много писем в сумке есть

И для взрослых, и для детей.

Я спешил, ребята, к вам

Письмо важное отдам.

Получите, распишитесь,

А потом читать примитесь.

Много нового для вас

Вы узнаете сейчас.

А вот это бандероль –

У нее большая роль.

Много радостей для вас

Принесет она сейчас.

Ну а мне спешить пора

До свидания, детвора!

Дети получают от Печкина письмо и бандероль. Благодарят его. Печкин уходит. Воспитатель напоминает, что князь Владимир Мономах был первым светским человеком, который написал свои «Поучения» именно детям. Он был образованным человеком. «Поучения» Мономаха были переведены на многие европейские языки и разошлись по всему миру.

Воспитатель предоставляет слово жюри. Жюри подводит итоги. Награждает победителей.

Публикации по теме:

Неделя игр и игрушки старшая группа Неделя игр и игрушки (старшая группа). Понедельник: Утро: Д/игра «Собери цветок» Цель: развивать логическое мышление; закрепить знания.

Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста «Когда это бывает?» Цель:Обобщить и систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о временах года, интегрировать ознакомление с сезонными изменениями.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Образовательная деятельность по речевому этикету в старшей группе «В мире вежливых слов»
Опубликовано: 23 сентября 2013 в 21:09
+16
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Сценарий новогоднего праздника для детей младшей группы.
Под веселую музыку дети вбегают в музыкальный зал и останавливаются вокруг елочки. Ход праздника. Ведущая. Вот пришла, ребята елка К нам на праздник в...
Украшение окон к новому году
В преддверии Нового года у всех нас появляется ощущение волшебства, радости , счастья, ожидание какого-то чуда. Многие люди украшают к Новому году и...
Конспект интегрированного занятия для второй младшей группы Тема «Путешествие по...
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «ФЭМП», «Музыка», «Труд». Программное содержание. Вспомнить содержание русской народной...
Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы.
Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики». Задачи:...