Образовательная область «Музыка», в рамках ФГТ

Юлия Вестернина
Образовательная область «Музыка», в рамках ФГТ

2-3 слайд (Основные нормативные документы)

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведёт к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

4 слайд (Центральные принципы ФГТ)

Центральные принципы ФГТ:

- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка

- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, когда содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

- соответствие содержания программы критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей в данный возрастной период;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, а также с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

5 слайд (Образовательная область «М» в рамках ФГТ)

В рамках ФГТ выделены 10 образовательных областей. Среди них в разделе художественно-эстетического развития - образовательная область «Музыка». Указана значимость области «Музыка» для развития, воспитания и обучения детей.

Образовательная область «Музыка» позволяет:

- ребёнку: осуществлять эмоционально-чувственное познание мира, реализовывать первые опыты взаимодействия с музыкой, обогащать индивидуальный культурный опыт, налаживать социальные контакты и коммуникации, практиковаться в способах самовыражения, первых опытах творчества;

-взрослому (педагогу и родителю): эффективно развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, приобщать его к культуре и музыкальному искусству, развивать детское творчество, насыщать среду пребывания ребёнка в ДОУ музыкой, используя её психофизиологические и социокультурные эффекты.

При разработке образовательной области «Музыка» авторы учитывали, что музыка для ребёнка дошкольного возраста является:

- способом самовыражения;

- способом познания и понимания окружающего мира;

- универсальным способом жизнедеятельности.

Основные задачи педагогической работы в образовательной области «Музыка» ориентированы на создание условий для:

- развития разнообразных качеств и способностей ребёнка;

- освоения им музыкально-художественной деятельности.

6-7 слайд (Интеграция образовательных областей)

В современных документах мы слышим новое слово «интеграция» это официальный термин. Нам, музыкальным руководителям, позиции принципа интеграции понятны и знакомы. Так как музыка может использоваться во всех образовательных областях. Итак, как же интегрирует образовательная область «Музыка» с другими областями.

- как их содержательная часть, разновидность наглядного метода (музыкальные произведения, связанные с решением задач в той или иной области, например песня «Настоящий друг, муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского, в разделе «Социализация»);

- как средство оптимизации образовательного процесса (например, усиление песней эмоциональности восприятия литературного образа Золушки);

- как средство обогащения образовательного процесса (например, физкультура под музыку, рисование под музыку);

- как средство организации образовательного процесса. В этом плане возможности интеграции других образовательных областей с образовательной областью «Музыка» несомненны.

Например:

- «Физическая культура» - «Музыка». Развитие физических качеств, для музыкально-ритмической деятельности.

- «Безопасность» - «Музыка». Развитие умений безопасного пользования техническими средствами, носителями музыки.

- «Социализация» - «Музыка». Понимание эмоций и чувств для полноценного восприятия музыки.

- «Коммуникация» - «Музыка». Возможность общения по поводу прослушанной музыки, в процессе распределения ролей в музыкальных играх и обсуждения особенностей выразительного исполнения песен и танцев.

- «Познание» - «Музыка». Освоение музыкально-сенсорных предэталонов звука, обогащение элементарных музыковедческих представлений.

- «Чтение художественной литературы» - «Музыка». Использование литературных произведений как иллюстраций к музыкальным образам.

- «Художественное творчество» - «Музыка». Использование умений, характерных для художественного творчества, с целью наглядного выражения результатов восприятия музыки.

8 слайд (Специфика реализации образовательной области «М»)

В дошкольном образовательном учреждении специфика реализации образовательной области «Музыка», в отличие от других образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве специалистов – педагога (воспитателя группы) и музыкального руководителя. Традиционно организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка в детском саду является музыкальный руководитель при участии воспитателя-помощника. Музыкальный руководитель занимается музыкально-педагогическим просвещением коллег, оказывает им соответствующую поддержку в развитии музыкальной культуры. В то же время музыкальный руководитель должен доверять педагогам в вопросах музыкального воспитания и развития детей, прислушиваться к исходящей от них оценке музыкальности ребёнка и описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений. Так как воспитатель хорошо знает своих воспитанников, ежедневно общается с ними в течение нескольких лет, владеет индивидуально-дифференцированным подходом.

Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредственно во время образовательной деятельности, а воспитатель продолжает эту работу при проведении режимных моментов.

9 слайд (Меняются требования к педагогу)

Хочу обратить Ваше внимание на то, что в 2009г была обновлена должностная инструкция музыкального руководителя. И там сказано, что педагог должен владеть информационно-коммуникативными технологиями.

При прохождении тестирования «На соответствие занимаемой должности» будут поставлены вопросы и по этой теме. Это одна из причин для педагога освоить инновационные-компьютерные технологии.

Но в тоже время, в этом есть большие плюсы для работы любого педагога.

Музыкальный руководитель может применять различные средства ИКТ как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии, так и на развлечениях и праздниках. На занятиях мультимедиа можно использовать во всех разделах: например при слушании музыки – портреты композиторов, внешний вид музыкальных инструментов, картины природы, и т. д.

-в разделе «Музыкально-ритмические движения» – я показываю как исполняют танец профессиональные танцоры (вальс, польку) как танцуют дети их ровесники,.

Очень интересно, ярко проходят праздники с использованием мультимедиа

10 слайд – «День космонавтики»

11 слайд – «Памяти павших, будьте достойны!»

12 слайд – «75-летие Кировского района».

На этом празднике дети и их родители увидели памятники архитектуры, самые значимые и красивые места нашего района. Познакомились с историей названия улиц 6 микрорайона

13 слайд (новые ФГТ вносят изменения в структуру планирования)

Приведение всех форм документаций в электронный вид позволяет оперативно работать с информацией, экономить рабочее время, следовательно, повышается качество и эффективность деятельности.

В связи с требованиями ФГТ мною внесены изменения в написание плана

а именно:

- учебный блок заменяется на блок образовательной деятельности,

- добавляются графы:

- интеграция образовательных областей,

- рекомендации воспитателям,

- создание развивающей среды в группе,

- взаимодействие с родителями.

На данный переходный период это не обязательные изменения. Но наш детский сад стремится всё новое осознать, и мы пробуем это на практике.

Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими педагогами, полноценно использовать личностные ресурсы, проявлять готовность осуществлять самообразование.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного процесса.

14 слайд (Список используемых источников)

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

2. А. Гогоберидзе «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех»: образовательная область «Музыка». «Дошкольное воспитание» 8/2011г.

Публикации по теме:

Предшкольное образование Уважаемые коллеги! Выкладываю нормативную документацию по предшкольному образованию. Материал обобщила Макатрова Л. О. методист Центра педагогики.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Лэпбуки
  • Экология
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Образовательная область «Музыка», в рамках ФГТ
Опубликовано: 9 апреля 2012 в 20:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...