«В лес за грибами и за ягодами». Конспект занятия по реализации образовательной области «Познание» в старшей группе

Елена Москаленко
«В лес за грибами и за ягодами». Конспект занятия по реализации образовательной области «Познание» в старшей группе

Цель:

-уточнить представления детей о значении леса в жизни людей; - познакомить детей с некоторыми свойствами древесины: горит, не тонет; - расширить представления детей о лесных грибах ягодах. Продолжить знакомить с особенностями их внешнего вида и местами и произрастания.

Интеграция:

О. о. «Безопасность»:

- учить быть осторожными с неизвестными грибами; О. о. «Социализация»

- воспитывать бережное отношение к природе; -способствовать эстетическому восприятию окружающего мира.

О. о. «Коммуникация»:

- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы.

Материал:

иллюстрации с изображением лесного ландшафта, кукла старичок Лесовичок. Деревянные изделия, сосуд с водой. Грибы в лукошке (муляжи): белый, подберезовик, лисички, сыроежки. Иллюстрации с изображением грибов и ягод в лесу. Словарь: горожане, кузовок, лукошко, грибник, кислород. Предварительная работа: заучивание стихотворений, поговорок, правил вежливости, чтение сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик».

Ход занятия: 1 часть. Создание эмоционального настроя на занятие. Воспитатель: Мы с вами уже не раз говорили о том, что люди живут в разных местах: в деревнях и городах. А где живем мы? Мы кто? А чем же город отличается от деревни? Правильно, дети. Это и разные дома, и дороги, и растительность. В деревнях зелени много, кругом леса, а в городах деревья специально сажают. Где? Вдоль улиц, на бульварах, в скверах и парках. Как вы думаете, почему горожане стараются уехать за город на выходные дни и на лето? Да, дети. Чтобы отдохнуть от городского шума, подышать свежим воздухом. Вы наверняка не раз слышали от взрослых: «Здесь совсем другой воздух». О каком же другом воздухе говорят люди? Давайте разберемся. Как вы думаете, дерево живое? Да, оно так же как и все живые существа растет, питается, спит и дышит (покажите как оно растет, как качается от ветра). Люди и животные тоже дышат, т. е. вдыхают и выдыхают воздух, (покажите). Дети выполняют. Вы замечали, что если долго находиться в комнате с закрытым окном, становится трудно дышать? Что мы делаем, когда у нас в группе душно? Правильно, мы проветриваем. А для чего? Мы вдыхаем «плохой» воздух. Нас в группе много, значит и «плохого» воздуха становится все больше и больше. Но этого почему -то не происходит. Куда же девается «плохой» воздух в группе? (ответы детей). Правильно, его вдыхают комнатные растения. А на улице?

- Дети: Его вдыхают деревья и кустарники. Воспитатель: А выдыхают они «живой воздух», которым дышат люди и животные. Называется он кислород. Как вы думаете, где кислорода больше: в городе или в деревне? Почему? Зачем люди разводят комнатные растения? Почему в лесу хорошо дышится? (Ответы детей) Вот и выходит, что деревья и кусты, цветы и травы нам просто необходимы. Они наши друзья и помощники. - А для чего еще нужен лес? - Дети: чтобы отдохнуть, насладиться красотой леса, послушать музыку леса: шелест листьев на ветру, пение птиц, жужжание жуков. Воспитатель: что еще дает человеку лес? Вспомните, что делали люди в старину из дерева? Дети: Дома рубили, посуду вырезали, лодки долбили, игрушки для детей делали. Воспитатель: А в наши дни делают ли что- либо из дерева? Пройдите по группе и найдите деревянные предметы. (Дети находят). Воспитатель: Как вы думаете, какие предметы из дерева делать нельзя? Дети: Предметы, которые соприкасаются с огнем. Воспитатель: Почему? Дети: Потому что дерево горит. Воспитатель: И еще одним интересным свойством обладает дерево. Давайте вспомним сказку А. Толстого «Буратино». Что сделали полицейские собаки с Буратино? Дети: Они бросили Буратино в пруд и хотели, чтобы он утонул. Но он не утонул, потому что был сделан из дерева. Воспитатель: Правильно, дети. Дерево в воде не тонет. Мы сейчас это проверим. (Воспитатель опускает в воду два небольших предмета: один деревянный, другой металлический - предметы одинаковой формы) Воспитатель: Как вы думаете, какой из этих предметов из дерева? Где люди используют это свойство дерева? Дети: Делают лодки и корабли. 2часть «Путешествие в лес» Воспитатель: Мы говорили о том, зачем лес нужен человеку. А что может дать нам лес? (ответы детей) Сегодня мы отправимся в лес по грибы да по ягоды. Как мы оденемся? Дети: В куртку и сапоги. Воспитатель: Что возьмем с собой? Дети: корзинку. Воспитатель: А как можно ее еще назвать? Чтобы ответить на этот вопрос вспомните стихи и сказки, которые мы читали. Дети: В кузовки и лукошки собирали грибы да ягоды герои сказок. Воспитатель: а еще в лесу нужен нож. Для чего? Дети: Он нужен для того, чтобы срезать грибы. Воспитатель: А на чем мы поедем в лес? Представьте, что к платформе подали поезд с очень маленькими вагонами. (Дети садятся в поезд. Он сделан из стульев) Воспитатель: Ну поехали (физкультминутка) А когда надо отправляться в лес?

Дети: Утром рано.

Воспитатель: Да, дети, отправляться надо рано. Какие поговорки мы знаем про тех людей, кто рано встает? Дети: «Кто рано встает, тому бог подает»

«Кто рано встает, тот грибы берет, а сонливый да ленивый идет после

за крапивой»

«Крепко поспал - грибы не видал». Воспитатель: Ну вот и приехали. Мы теперь с вами кто? Дети: Грибники.

Воспитатель: Смотрите, дети, какой-то старичок сидит прямо на травке-муравке. Да это же старичок Лесовичок! Давайте с ним поздороваемся. Дети: Добрый день, дедушка!

Лесовичок: День добрый! В гости в лес отправились? А правила вежливости не забыли? Знаете как вести себя в лесу? Воспитатель: Дети, мы знаем правила вежливости? Дети перечисляют:

- Ветки не ломать, деревья не резать, ни травинку, ни лист зря не рвать.

- Стараться не шуметь, а то лес испугается, затаится, не даст ни грибов,

ни ягод.

- Не обижать зверей- звери всякие нужны. Каждый из них делает в

природе свое полезное дело.

Лесовичок: Молодцы, знаете правила вежливости. Пропущу вас в лес. А

назад пойдете, посмотрю. Что вы там нарвете.

(Дети ходят по группе. Изображая сбор грибов, внимательно смотрят под

ноги).

Воспитатель: Вот возле березы стоит грибок. Что это за гриб? Как вы

догадались? Почему его так называют?

(Дети отвечают) Ребенок читает стихотворение:

Я родился в день дождливый Под березой молодой Круглый, гладенький, красивый С ножкой длинной и прямой.

Воспитатель: А вот еще один. (Показать детям белый). Посмотрите, что это за гриб? А почему его назвали белым, ведь шляпка- то коричневая. Дети: Если отломить кусочек ножки, то можно увидеть. Что мякоть у этого гриба белая.

Воспитатель: Давайте сравним белый гриб и подберезовик. Чем они похожи? Чем отличаются? Дети составляют небольшой сравнительно- описательный рассказ. Воспитатель: Идем дальше. А вот еще грибы. Кто знает как они называются? Дети называют, читают стихотворение.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не межкай

Это сыроежки.

Воспитатель: Шляпки сыроежек бывают всех цветов радуги. Они как цветы, рассыпаны по всему лесу. А название грибов обманчивое. Ни в коем случае их нельзя есть сырыми.

Дети идут дальше.

Воспитатель: Вот стоит красавец (Показывает на мухомор) Вы знаете этот гриб?

Дети: он ядовит, это мухомор, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен лосю и белке. Они им лечатся. А еще мы немного возьмем с собой, бабушке на растирку.

Воспитатель: правильно, дети. В природе вообще нет ничего ненужного. Если что-то не нужно человеку. Это может быть необходимо другому. Устали мы гуляя по лесу. Давайте отдохнем.

Дети садятся на ковер, а там их уже ждет старичок Лесовичок. Лесовичок: Видел, видел, как вы собирали грибы. Скажите- ка мне главное правило грибника.

Дети: «Собирать можно только известные съедобные грибы» «Ядовитые грибы обходим стороной, не топчем их» «Собирая грибы, срезаем их ножом». Лесовичок: Ну молдцы, отправляйтесь дольше.

Воспитатель: Дети, а что еще нам дарит лес? Давайте вспомним сказку В. Катаева «Дудочка и кувшинчик». Какие ягоды собирала девочка Женя? Дети: Землянику. (из предложенных картинок выбирают нужную). Ребенок читает стихотворение:

Я капелька лета На тоненькой ножке Плетут для меня Кузовки и лукошки.

Воспитатель: Весной на кустиках земляники появляются белые цветочки. Затем молодые зеленые ягоды. Растет земляника на солнечных полянах, тени не любит. Летом ягоды краснеют, поспевают. А можно есть зеленые ягоды? Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете, почему эту ягоду назвали земляникой? Как получилось это слово? Дети: Ее название от слова «земля».

Кто любит меня Тот и рад поклониться А имя дала мне родная землица.

Воспитатель: (Показывает картинку, где нарисована черника) А вот эта маленькая ягодка называется черника. Как вы думаете, почему?

Дети: Она растет в тени, солнца не любит. (Дети называют)

Воспитатель: Ну, дети, пора ехать в детский сад. Занимайте свои места.

Обобщение: где были, кого встретили.

Дети подошли к «поезду», а там их ждет старичок Лесовичок. Лесовичок: Домой собрались, а главные правила ягодника теперь знаете? Дети: Собирать ягоды аккуратно, не повреждая кустиков. Не собирать ягоды все до одной. Не делать букеты из ягод.

Лесовичок: Ну моложцы, дети, я за вас спокоен, вы лесу вреда не принесете. Приезжайте еще. До скорой встречи. Дети прощаются с Лесовиком, садятся в «поезд».

3 часть. «Береги лес».

Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие. Мы сегодня много говорили о лесе и побывали там. Мы должны запомнить: лес наш друг и помощник. Как мы к нему должны относиться? Дети: Бережно и внимательно, как к другу. Ребенок читает стихотворение:

Будь здоров, зеленый лес, Стой в торжественном наряде Парты, книги и тетради Ты нам дал, зеленый лес.

Чтоб не застили небес Тучи копоти и пыли Чтоб прозрачны реки были Будь здоров, зеленый лес.

Публикации по теме:

Проект «Грибы» нацелен на то, что бы расширить знания о съедобных и несъедобных грибах.Проект «Грибы» нацелен на то, что бы расширить знания о съедобных и несъедобных грибах. раткая аннотация проекта: Проект нацелен на то,чтобы расширить знания о съедобных и несъедобных грибах. Какие грибы видели и собирали этим.

Проектный метод в работе. «Ай да, каша — пища наша», с детьми подготовительной группы. Тип проекта:групповой, краткосрочный. (1 неделя) познавательно-исследовательский, творческо-исследовательский Цель проекта: Расширить представления.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
«В лес за грибами и за ягодами». Конспект занятия по реализации образовательной области «Познание» в старшей группе
Опубликовано: 10 апреля 2013 в 08:57
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...