«В лес за грибами и за ягодами». Конспект занятия по реализации образовательной области «Познание» в старшей группе

Елена Москаленко
«В лес за грибами и за ягодами». Конспект занятия по реализации образовательной области «Познание» в старшей группе

Цель:

-уточнить представления детей о значении леса в жизни людей; - познакомить детей с некоторыми свойствами древесины: горит, не тонет; - расширить представления детей о лесных грибах ягодах. Продолжить знакомить с особенностями их внешнего вида и местами и произрастания.

Интеграция:

О. о. «Безопасность»:

- учить быть осторожными с неизвестными грибами; О. о. «Социализация»

- воспитывать бережное отношение к природе; -способствовать эстетическому восприятию окружающего мира.

О. о. «Коммуникация»:

- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы.

Материал:

иллюстрации с изображением лесного ландшафта, кукла старичок Лесовичок. Деревянные изделия, сосуд с водой. Грибы в лукошке (муляжи): белый, подберезовик, лисички, сыроежки. Иллюстрации с изображением грибов и ягод в лесу. Словарь: горожане, кузовок, лукошко, грибник, кислород. Предварительная работа: заучивание стихотворений, поговорок, правил вежливости, чтение сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик».

Ход занятия: 1 часть. Создание эмоционального настроя на занятие. Воспитатель: Мы с вами уже не раз говорили о том, что люди живут в разных местах: в деревнях и городах. А где живем мы? Мы кто? А чем же город отличается от деревни? Правильно, дети. Это и разные дома, и дороги, и растительность. В деревнях зелени много, кругом леса, а в городах деревья специально сажают. Где? Вдоль улиц, на бульварах, в скверах и парках. Как вы думаете, почему горожане стараются уехать за город на выходные дни и на лето? Да, дети. Чтобы отдохнуть от городского шума, подышать свежим воздухом. Вы наверняка не раз слышали от взрослых: «Здесь совсем другой воздух». О каком же другом воздухе говорят люди? Давайте разберемся. Как вы думаете, дерево живое? Да, оно так же как и все живые существа растет, питается, спит и дышит (покажите как оно растет, как качается от ветра). Люди и животные тоже дышат, т. е. вдыхают и выдыхают воздух, (покажите). Дети выполняют. Вы замечали, что если долго находиться в комнате с закрытым окном, становится трудно дышать? Что мы делаем, когда у нас в группе душно? Правильно, мы проветриваем. А для чего? Мы вдыхаем «плохой» воздух. Нас в группе много, значит и «плохого» воздуха становится все больше и больше. Но этого почему -то не происходит. Куда же девается «плохой» воздух в группе? (ответы детей). Правильно, его вдыхают комнатные растения. А на улице?

- Дети: Его вдыхают деревья и кустарники. Воспитатель: А выдыхают они «живой воздух», которым дышат люди и животные. Называется он кислород. Как вы думаете, где кислорода больше: в городе или в деревне? Почему? Зачем люди разводят комнатные растения? Почему в лесу хорошо дышится? (Ответы детей) Вот и выходит, что деревья и кусты, цветы и травы нам просто необходимы. Они наши друзья и помощники. - А для чего еще нужен лес? - Дети: чтобы отдохнуть, насладиться красотой леса, послушать музыку леса: шелест листьев на ветру, пение птиц, жужжание жуков. Воспитатель: что еще дает человеку лес? Вспомните, что делали люди в старину из дерева? Дети: Дома рубили, посуду вырезали, лодки долбили, игрушки для детей делали. Воспитатель: А в наши дни делают ли что- либо из дерева? Пройдите по группе и найдите деревянные предметы. (Дети находят). Воспитатель: Как вы думаете, какие предметы из дерева делать нельзя? Дети: Предметы, которые соприкасаются с огнем. Воспитатель: Почему? Дети: Потому что дерево горит. Воспитатель: И еще одним интересным свойством обладает дерево. Давайте вспомним сказку А. Толстого «Буратино». Что сделали полицейские собаки с Буратино? Дети: Они бросили Буратино в пруд и хотели, чтобы он утонул. Но он не утонул, потому что был сделан из дерева. Воспитатель: Правильно, дети. Дерево в воде не тонет. Мы сейчас это проверим. (Воспитатель опускает в воду два небольших предмета: один деревянный, другой металлический - предметы одинаковой формы) Воспитатель: Как вы думаете, какой из этих предметов из дерева? Где люди используют это свойство дерева? Дети: Делают лодки и корабли. 2часть «Путешествие в лес» Воспитатель: Мы говорили о том, зачем лес нужен человеку. А что может дать нам лес? (ответы детей) Сегодня мы отправимся в лес по грибы да по ягоды. Как мы оденемся? Дети: В куртку и сапоги. Воспитатель: Что возьмем с собой? Дети: корзинку. Воспитатель: А как можно ее еще назвать? Чтобы ответить на этот вопрос вспомните стихи и сказки, которые мы читали. Дети: В кузовки и лукошки собирали грибы да ягоды герои сказок. Воспитатель: а еще в лесу нужен нож. Для чего? Дети: Он нужен для того, чтобы срезать грибы. Воспитатель: А на чем мы поедем в лес? Представьте, что к платформе подали поезд с очень маленькими вагонами. (Дети садятся в поезд. Он сделан из стульев) Воспитатель: Ну поехали (физкультминутка) А когда надо отправляться в лес?

Дети: Утром рано.

Воспитатель: Да, дети, отправляться надо рано. Какие поговорки мы знаем про тех людей, кто рано встает? Дети: «Кто рано встает, тому бог подает»

«Кто рано встает, тот грибы берет, а сонливый да ленивый идет после

за крапивой»

«Крепко поспал - грибы не видал». Воспитатель: Ну вот и приехали. Мы теперь с вами кто? Дети: Грибники.

Воспитатель: Смотрите, дети, какой-то старичок сидит прямо на травке-муравке. Да это же старичок Лесовичок! Давайте с ним поздороваемся. Дети: Добрый день, дедушка!

Лесовичок: День добрый! В гости в лес отправились? А правила вежливости не забыли? Знаете как вести себя в лесу? Воспитатель: Дети, мы знаем правила вежливости? Дети перечисляют:

- Ветки не ломать, деревья не резать, ни травинку, ни лист зря не рвать.

- Стараться не шуметь, а то лес испугается, затаится, не даст ни грибов,

ни ягод.

- Не обижать зверей- звери всякие нужны. Каждый из них делает в

природе свое полезное дело.

Лесовичок: Молодцы, знаете правила вежливости. Пропущу вас в лес. А

назад пойдете, посмотрю. Что вы там нарвете.

(Дети ходят по группе. Изображая сбор грибов, внимательно смотрят под

ноги).

Воспитатель: Вот возле березы стоит грибок. Что это за гриб? Как вы

догадались? Почему его так называют?

(Дети отвечают) Ребенок читает стихотворение:

Я родился в день дождливый Под березой молодой Круглый, гладенький, красивый С ножкой длинной и прямой.

Воспитатель: А вот еще один. (Показать детям белый). Посмотрите, что это за гриб? А почему его назвали белым, ведь шляпка- то коричневая. Дети: Если отломить кусочек ножки, то можно увидеть. Что мякоть у этого гриба белая.

Воспитатель: Давайте сравним белый гриб и подберезовик. Чем они похожи? Чем отличаются? Дети составляют небольшой сравнительно- описательный рассказ. Воспитатель: Идем дальше. А вот еще грибы. Кто знает как они называются? Дети называют, читают стихотворение.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не межкай

Это сыроежки.

Воспитатель: Шляпки сыроежек бывают всех цветов радуги. Они как цветы, рассыпаны по всему лесу. А название грибов обманчивое. Ни в коем случае их нельзя есть сырыми.

Дети идут дальше.

Воспитатель: Вот стоит красавец (Показывает на мухомор) Вы знаете этот гриб?

Дети: он ядовит, это мухомор, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен лосю и белке. Они им лечатся. А еще мы немного возьмем с собой, бабушке на растирку.

Воспитатель: правильно, дети. В природе вообще нет ничего ненужного. Если что-то не нужно человеку. Это может быть необходимо другому. Устали мы гуляя по лесу. Давайте отдохнем.

Дети садятся на ковер, а там их уже ждет старичок Лесовичок. Лесовичок: Видел, видел, как вы собирали грибы. Скажите- ка мне главное правило грибника.

Дети: «Собирать можно только известные съедобные грибы» «Ядовитые грибы обходим стороной, не топчем их» «Собирая грибы, срезаем их ножом». Лесовичок: Ну молдцы, отправляйтесь дольше.

Воспитатель: Дети, а что еще нам дарит лес? Давайте вспомним сказку В. Катаева «Дудочка и кувшинчик». Какие ягоды собирала девочка Женя? Дети: Землянику. (из предложенных картинок выбирают нужную). Ребенок читает стихотворение:

Я капелька лета На тоненькой ножке Плетут для меня Кузовки и лукошки.

Воспитатель: Весной на кустиках земляники появляются белые цветочки. Затем молодые зеленые ягоды. Растет земляника на солнечных полянах, тени не любит. Летом ягоды краснеют, поспевают. А можно есть зеленые ягоды? Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете, почему эту ягоду назвали земляникой? Как получилось это слово? Дети: Ее название от слова «земля».

Кто любит меня Тот и рад поклониться А имя дала мне родная землица.

Воспитатель: (Показывает картинку, где нарисована черника) А вот эта маленькая ягодка называется черника. Как вы думаете, почему?

Дети: Она растет в тени, солнца не любит. (Дети называют)

Воспитатель: Ну, дети, пора ехать в детский сад. Занимайте свои места.

Обобщение: где были, кого встретили.

Дети подошли к «поезду», а там их ждет старичок Лесовичок. Лесовичок: Домой собрались, а главные правила ягодника теперь знаете? Дети: Собирать ягоды аккуратно, не повреждая кустиков. Не собирать ягоды все до одной. Не делать букеты из ягод.

Лесовичок: Ну моложцы, дети, я за вас спокоен, вы лесу вреда не принесете. Приезжайте еще. До скорой встречи. Дети прощаются с Лесовиком, садятся в «поезд».

3 часть. «Береги лес».

Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие. Мы сегодня много говорили о лесе и побывали там. Мы должны запомнить: лес наш друг и помощник. Как мы к нему должны относиться? Дети: Бережно и внимательно, как к другу. Ребенок читает стихотворение:

Будь здоров, зеленый лес, Стой в торжественном наряде Парты, книги и тетради Ты нам дал, зеленый лес.

Чтоб не застили небес Тучи копоти и пыли Чтоб прозрачны реки были Будь здоров, зеленый лес.

Публикации по теме:

Проект «Грибы» нацелен на то, что бы расширить знания о съедобных и несъедобных грибах.Проект «Грибы» нацелен на то, что бы расширить знания о съедобных и несъедобных грибах. раткая аннотация проекта: Проект нацелен на то,чтобы расширить знания о съедобных и несъедобных грибах. Какие грибы видели и собирали этим.

Проектный метод в работе. «Ай да, каша — пища наша», с детьми подготовительной группы. Тип проекта:групповой, краткосрочный. (1 неделя) познавательно-исследовательский, творческо-исследовательский Цель проекта: Расширить представления.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
«В лес за грибами и за ягодами». Конспект занятия по реализации образовательной области «Познание» в старшей группе
Опубликовано: 10 апреля 2013 в 08:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...