Папки-передвижки

НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «Коллекция народных кукол» (2 фото)

Татьяна Фемяк
НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «Коллекция народных кукол»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе

Познавательное развитие

[/h3]

Тема : Коллекция народных кукол[/h3]

Дата проведения: 10 февраля 2015г.

Возраст детей: 5-6 лет.

Образовательная область: Познавательное развитие

Публикация «НОД по образовательной области „Познавательное развитие“ „Коллекция народных кукол“» размещена в разделах

Цель: формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы; создание своей коллекции народных кукол.

Задачи:

- продолжать знакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;

- дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

- изучить и применить на практике технологию изготовления тряпичной куклы пеленашки (закрутка, скрутка);

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать индивидуальные творческие способности детей;

- учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения для куклы;

- совершенствовать трудовые навыки: сворачивание, скручивание, завязывание, пеленание.

- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница, пеленашка);

- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.

-закрепить понятие «коллекция», «коллекционер».

Вид деятельности : познавательно – исследовательская.

Предварительная работа :

Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые)

- Знакомство с жизнью и бытом предков.

-просмотр презентации «Загадочный мир народных кукол»;

- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы, индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве».

- Чтение стихотворений, потешек о кукле.

- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».

- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка»

- Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».

- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».

- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».

Дидактическая игра «Узнай элемент узора».

Закрепление изученного материала в свободной деятельности, играх, на прогулке. Отгадывание загадок, разучивание пальчиковой гимнастики.

Словарная работа:

кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница, пеленашка;

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Материалы и оборудование:

-макет русской избы или комната в ДОУ оформленная в народном стиле «Горница»;

-народные куклы : пеленашка, кувадка, травница, крупеничка, масленица, кукла – перевёртыш, кукла – радостея;

- деревянный сундучок;

- лоскуты материи для изготовления куклы – пеленашки;

Ход занятия:

Здравствуйте, мои милые!

Здравствуйте, мои хорошие!

Здравствуйте, мои пригожие!

А мальчики у нас, как ясные соколы!

А девочки как аленькие цветочки!

Проходите, гости дорогие! Наши молодцы присаживайтесь по левую руку, а девицы – по правую.

Посмотрите, что сегодня нам приготовила хозяйка нашей горницы Марь Искусница. (ответы детей)

Дети, послушайте и отгадайте загадку:

«Что всё это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь –

Будет спать

День, и два, и даже пять?» (кукла)

— О какой игрушке говорится в загадке?

— Какие слова загадки подсказали вам правильный ответ? (Ответы детей)

В нашей горнице есть куклы разные и для игры детской и для оберега жилища и для помощи по хозяйству.

Рассказ воспитателя о кукле

-Давным – давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках у детей не было столько игрушек, как у вас сейчас, дети придумывали и делали себе игрушки сами, а иногда им помогали и родители. Давайте заглянем в сундучок, что оставила нам Марья Искусница!

(Воспитатель открывает сундучок и достает куклу- закрутку)

Воспитатель: Посмотрите, чем эта куколка отличается от современной куклы?

(Она не имеет лица, изготовлена из ткани, связана ниточками)

Воспитатель: -В нашем сундучке и в нашей горнице есть много разных тряпичных кукол — это и «Кукла -пеленашка, и кукла - «День и ночь», кукла «Десятиручка»,каждая из них похожи между собой, так как изготовлены из ткани и ниток.

Воспитатель: Ребята как называется эта кукла? \Это кукла — закрутка. \

Воспитатель: Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода.

Красивая кукла, сделанная своими руками с любовью, была гордостью любого ребёнка. Главной особенностью этой куклы является то, что делали её без иголки,и у неё не было лица.

«Безликость» — следы древней «обережной», подчеркивало оберегающую, защищающую роль куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом», как бы обретала душу, и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленном и не могла ему навредить.

В традиционном русском народном фольклоре о куколках сложено много песен и частушек, и мы с вами знаем частушки и о наших тряпичных куколках, давайте их споем.

А про куклу, про игрушку

сочинили мы частушки

Прежде чем их записать

Стали петь их и играть

Наша кукла хороша

Ты, закруточка краса

В доме русском ты живёшь

Детям счастье принесёшь.

Наша кукла принесёт

Много людям радости

И удачу и богатство

Это нужно каждому

Мы традиции все помним

И не станем забывать

А тряпичную мы куклу

Будем дальше прославлять

Изготовим куклу нашу

Ручками волшебными

Будем ниточки вязать

А из ткани наряжать

Как славно пели, да веселились!

Давайте посмотрим на чудесных кукол Марьи Искусницы. Они все разные, в каждой скрыт свои особый смысл. Но в тоже время все они – куклы.

А как можно назвать предметы, объединённые по какому-либо одному признаку?

Правильно – коллекция!

Можем мы сказать, что в нашей горнице целая коллекция тряпичных кукол?

А как называют человека, который собирает коллекцию?

Ребята, а у вас дома есть свои маленькие коллекции?

Катя, какая у тебя коллекция? А у тебя, Вася? А что коллекционирует Сашенька?

Вот видите, все мы – коллекционеры! И даже в детском саду у нас с вами есть настоящие коллекции.

Назови, Соня, наши коллекции. (гербарий – коллекция листьев, коллекция машинок, коллекция пишущих предметов, коллекция камней в музее земли.)

А теперь в нашей горнице будет жить ещё одна коллекция – коллекция тряпичных кукол.

Присказка: А в корзине у меня есть и ткань, и нитки,

куклу сделаем сейчас, из лоскутьев пёстрых,

Перевяжем мы ее нитками цветными

И волшебное свое выдумаем имя!

А вы бы хотели иметь дома маленькую часть нашей коллекции? \да, нет \

Сегодня я предлагаю выполнить куколку-пеленашку.

Пальчиковая гимнастика «Бусинки»

Каждый возьмите по большой бусинке, положите на ладошку, посмотрите на нее, какая у вас бусинка…. Все рассмотрели свои бусинки, катать мы ее будем круговыми движениями, повторяем вместе со мной:

«А мы бусинки катали

И желания загадали

Чтоб здоровым всем расти

Счастье в дом нам принести»

Отложите большую бусинку, в нашей работе нам они не потребуются.

Раньше маленьких детей туго-туго, крепко-накрепко укутывали в пелёночку – пеленали. Отсюда и пошло название «пеленашка».

Как вы думаете, для чего ребёнка пеленали? (ответы детей).

Да чтобы ему было тепло и уютно! А ещё считалось, что беспомощного пеленашку из-за пелёнок не замечают злые духи, которые могли обидеть малютку, навредить ему. Малыша в пелёнках называли пеленашкой и тряпичную куколку, которую клали в колыбель или люльку, где он спал, тоже называли пеленашкой.

А мы начинаем мастерить.

1. Берём прямоугольный лоскут светлой плотной ткани, туго сворачиваем трубочкой и связываем в двух местах как сноп. Стараемся с помощью перевязки передать условные пропорции «голова-туловище».

2. Берём цветной лоскут квадратной формы, кладём на середину куклу-основу. Накладываем на куклу цветной лоскут сверху – это голова. Подворачиваем вовнутрь, ближе к кукле, уголки, так, чтобы выделилась голова.

3. Теперь – пеленаем. Сначала берём пелёнку с одной стороны и укутываем один бочок куклы, направляя лоскут вниз; затем захватываем пелёнку с другой стороны и укладываем поверх первого слоя, укутываем второй бочок куклы, также направляя лоскут вниз; затем аккуратно расправляем пелёнку и поднимаем её вверх – укутываем ноги. Закрепляем концы пелёнки–перевязываем красивой лентой или прочной яркой ниткой.

Вот какие у нас получились пеленашки!

Давайте возьмём их в ладошки и убаюкаем, как настоящих малышей.

Вы возьмёте свою куколку домой. А мама положит её под подушечку. Пусть она вас оберегает. Всем вам мама напевает колыбельную песенку. Давайте споём колыбельную под звон колокольчика, ту, которая нам с вами знакома.

«Ай люли, люли, люли

Кукле радуемся мы

Станем куколку качать

Её не будем огорчать

Мы ей песенку споем,

Засыпай ты крепким сном

баю-баю – баю – бай,

Ты скорее засыпай».

Давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили?

Что нам оставила Марья Искусница?

Назовите кукол из сундучка Марьи Искусницы.

Как можно назвать предметы, объединённые по какому-либо признаку?

Можно нас с вами назвать коллекционерами?

Понравилось вам сегодня наше занятие?

Дети забирают с собой кукол-пеленашек и вместе с воспитателем идут в группу.

НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «Коллекция народных кукол»
Фото «Коллекция народных кукол»

Публикации по теме:

Детско-родительский проект «Кукла как отражение колорита национальных костюмов» Вид проекта: творческо-информационный. Продолжительность: долгосрочный. Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.

Проект «Эх, масленица!» в старшей группе Проект в старшей группе на тему: «Эх, Масленица». Вид проекта: игровой, творческий. Продолжительность проекта: 1 неделя. Сроки проведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «Коллекция народных кукол»
Опубликовано: 28 марта 2015 в 11:39
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД