Образовательная программа дополнительного образования детей. Кружок «Инфознайка»

Светлана Шарова
Образовательная программа дополнительного образования детей. Кружок «Инфознайка»

Пояснительная записка

В 2010 году в Российской Федерации начали действовать Федеральные государственные образовательные (ФГОС) для начальной школы, в которых указаны требования к результатам начального общего образования. В частности: умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации; умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Основным направлением совершенствования образования начальной школы становится информатизация, включающая в числе прочего формирование информационной культуры и компьютерной грамотности учащихся. Информационные технологии выступают в качестве современных средств развития таких важнейших познавательных процессов человеческой деятельности, как восприятие, внимание, воображение, память, речь.

Учащиеся младших классов выражают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Программа «Инфознайка» разработана на основе программы Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнова «Информатика 1 - 4» с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младших школьников. Программа нацелена на достижение результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. При этом с силу специфики внеурочной деятельности особое место занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией.

Программа данного курса разработана на основе обязательного минимума содержания образовательной программы по информатике и информационным технологиям в начальной школе Государственного стандарта основного общего образования и закладывает базис для основных информационных и коммуникативных знаний высокого уровня, дает учащимся навыки использования компьютера и другие информационно-технологические знания и навыки.

Программа кружковой деятельности «Инфознайка» рассчитана на детей младшего школьного возраста, учащихся 3 – 4 классов. Срок освоения программы – 3 года.

Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

Цель программы: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности.

Основные задачи программы:

обучающие:

-формировать представления об информатике, расширение технического кругозора;

-познакомить с основами знаний в области компьютерной графики;

- познакомить с возможными источниками информации и способами ее поиска;

-научить вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиа сообщения и объекты.

развивающие:

подготовить сознания школьников к системно-информационному восприятию мира, развитие стремления к самообразованию, обеспечение в дальнейшем социальной адаптации в информационном обществе и успешную личную самореализацию.

раскрытие креативных способностей, подготовка к художественно-эстетическому восприятию окружающего мира

развитие способности к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему мира

развитие общих навыков работы с информацией: поиск, обработка, организация информации и создание своих информационных объектов

воспитывающие:

Формирование информационной культуры обучающихся; потребности в дополнительной информации

Формирование у учащихся коммуникативных умений, таких, как умений распределять обязанности в группе. Аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Привитие навыков общения друг с другом, умение организованно заниматься в коллективе, проявлять дружелюбное отношение к товарищам;

Развитие мотивации личности к познанию;

Воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности.

Формирование нравственных качеств личности и культуры поведения в обществе.

Актуальностьпрограммы обусловлена следующими факторами:

информатизация образования;

существенная роль информатики в формировании научного мировоззрения обучающихся именно этой возрастной группы;

вовлечение младших школьников в проектную деятельность, как средство формирования их информационной компетентности;

необходимость самопрезентации в обществе.

Занятия проводятся продолжительностью по 45 минут во вторую половину дня.

Для успешной реализации программы необходимо: состав группы не более 13 человек, занятия следует проводить в компьютерном классе. В качестве программного обеспечение можно использовать ОС Windows, OFFIS 2010, Paint, KolourPaint, программные продукты пакета «Стандартные».

Для реализации программы используется мобильный класс. Каждому учащемуся выдается персональный компьютер – НЕТБУК. Стоит отметить, что НЕТБУК предназначен для школьников в возрасте от 6 до 12 лет и призван помочь учащимся и учителям в организации учебного процесса в школе и во внеурочное время. Его использование в современном образовании предполагает разные варианты.

Учебная среда школы, в которой каждый учащийся и учитель могут пользоваться персональным мобильным компьютером, наполняется новыми инновационными моделями применения информационных и коммуникационных технологий. Школьники младших и средних классов могут выполнять задания и работать самостоятельно, участвуя в учебных исследовательских проектах.

Технические особенности устройства позволяют подключать к нему стандартные периферийные устройства для расширения возможностей учащихся. Персональный мобильный компьютер ученика работает на основе MicrosoftWindows, минимальные требования к сетевой инфраструктуре учебного класса или школы позволяют легко подключить его к Интернету по беспроводной технологии. В качестве дополнительного ПО на них установлен пакет специальных образовательных программ.

Структура занятия:

1. Организационный момент.

2. Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания.

3. Повторительно-обучающая работа (задания, связанные с материалом предыдущего занятия).

4. Объяснение нового материала.

5. Физкультминутка.

6. Работа за компьютером (I класс — 8 — 10 мин, со II-III класса — 10 -15 мин).

7. Выполнение упражнений для глаз.

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия.

Формы проведения учебного занятия:

Комбинированный.

Закрепление и повторение.

Закрепление умений и навыков.

Ознакомление с новым материалом.

Обобщение и систематизация.

Проверка знаний.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Занятия включают элементы игры, использование межпредметного материала, чередование теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения.

Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы могут являться: презентация Портфолио, защита творческих проектов, творческие конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т. д.

Результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

правила техники безопасности;

правила организации труда при работе за компьютером;

основные функциональные устройства компьютера и их назначение (системой блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);

дополнительные компьютерные устройства и их назначение (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);

назначение и возможности графического редактора PAINT;

возможности текстового редактора WORD;

назначение и работу программы Power Point;

Обучающиеся должны уметь:

соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности при работе на компьютере;

включить и выключить компьютер;

работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы) 

работать с прикладной программой, используя мышь; осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);

свободно набирать информацию на русском и английском регистре;

пользоваться текстовым редактором (не только набирать текст в нем, но и использовать все функции, например изменение шрифтов, вставка символов, рисунков, рамок, изменение форматов листа и т. д.);

выполнять операции над объектами (редактирование, форматирование, сохранение, передача, копирование и др.);

работать с программами Word, Paint, Power Point

работать с различными источниками информации, что обеспечит формирование компьютерной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.

оценивать потребность в дополнительной информации;

определять возможные источники информации и способы ее поиска;

анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);

наращивать свои знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинноследственных связях;

создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы)

Материально-техническое и методическое обеспечение программы

Для реализации данной образовательной программы необходимо определённое методическое обеспечение:

Наличие НЕТБУКОВ для каждого обучающегося

Ноутбук учителя

Наличие программного обеспечения на нетбуках.

Наличие выхода в Интернет.

Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:

компьютерные азбуки и буквари для ознакомления с работой с текстом;

компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;

компьютерные лабиринты для управления объектом;

компьютерные мозаики;

логические игры на компьютере;

компьютерные топологические схемы (например, района, метро,

игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках;

компьютерные среды управления исполнителем.

Используемые средства программной поддержки курса:

Методическое пособие для учителей 1-4 классов «Первые шаги в мире информатики» (пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия»)

«Информатика» - программа-тренажер для детей

«Мир информатики. 1-2 год обучения»

«Мир информатики. 3-4 год обучения»

«Учимся думать». Сборник игр, развивающих навыки мышления.

«Как решить проблему». Самоучитель для развития творческого мышления.

«Компьютерная грамотность: звездная миссия»

«Волшебные превращения. Основы дизайна»

«Суперинтеллект». Головоломки для любознательных«240 логических игр» и другие.

Публикации по теме:

Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации Фгост и ФГТОсуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации Фгост и ФГТ В марте 2013 года ВИПКРО выпустил сборник "Инновации в дошкольном образовании", в котором опубликована статья Антоновой Н. Г. и Горенец Н. С.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Автор публикации:
Образовательная программа дополнительного образования детей. Кружок «Инфознайка»
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 20:16
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...
Спортивный праздник «Веселые старты» на тему: «Цирковое представление»
Звучит музыка «Цирк», дети выходят в колонне по одному и выстраиваются в одну шеренгу. 1 ребенок: Начинать пора наше представление Здравствуйте, друзья!...
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...