Образовательная программа дополнительного образования детей. Кружок «Инфознайка»

Светлана Шарова
Образовательная программа дополнительного образования детей. Кружок «Инфознайка»

Пояснительная записка

В 2010 году в Российской Федерации начали действовать Федеральные государственные образовательные (ФГОС) для начальной школы, в которых указаны требования к результатам начального общего образования. В частности: умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации; умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Основным направлением совершенствования образования начальной школы становится информатизация, включающая в числе прочего формирование информационной культуры и компьютерной грамотности учащихся. Информационные технологии выступают в качестве современных средств развития таких важнейших познавательных процессов человеческой деятельности, как восприятие, внимание, воображение, память, речь.

Учащиеся младших классов выражают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Программа «Инфознайка» разработана на основе программы Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнова «Информатика 1 - 4» с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младших школьников. Программа нацелена на достижение результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. При этом с силу специфики внеурочной деятельности особое место занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией.

Программа данного курса разработана на основе обязательного минимума содержания образовательной программы по информатике и информационным технологиям в начальной школе Государственного стандарта основного общего образования и закладывает базис для основных информационных и коммуникативных знаний высокого уровня, дает учащимся навыки использования компьютера и другие информационно-технологические знания и навыки.

Программа кружковой деятельности «Инфознайка» рассчитана на детей младшего школьного возраста, учащихся 3 – 4 классов. Срок освоения программы – 3 года.

Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

Цель программы: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности.

Основные задачи программы:

обучающие:

-формировать представления об информатике, расширение технического кругозора;

-познакомить с основами знаний в области компьютерной графики;

- познакомить с возможными источниками информации и способами ее поиска;

-научить вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиа сообщения и объекты.

развивающие:

подготовить сознания школьников к системно-информационному восприятию мира, развитие стремления к самообразованию, обеспечение в дальнейшем социальной адаптации в информационном обществе и успешную личную самореализацию.

раскрытие креативных способностей, подготовка к художественно-эстетическому восприятию окружающего мира

развитие способности к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему мира

развитие общих навыков работы с информацией: поиск, обработка, организация информации и создание своих информационных объектов

воспитывающие:

Формирование информационной культуры обучающихся; потребности в дополнительной информации

Формирование у учащихся коммуникативных умений, таких, как умений распределять обязанности в группе. Аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Привитие навыков общения друг с другом, умение организованно заниматься в коллективе, проявлять дружелюбное отношение к товарищам;

Развитие мотивации личности к познанию;

Воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности.

Формирование нравственных качеств личности и культуры поведения в обществе.

Актуальностьпрограммы обусловлена следующими факторами:

информатизация образования;

существенная роль информатики в формировании научного мировоззрения обучающихся именно этой возрастной группы;

вовлечение младших школьников в проектную деятельность, как средство формирования их информационной компетентности;

необходимость самопрезентации в обществе.

Занятия проводятся продолжительностью по 45 минут во вторую половину дня.

Для успешной реализации программы необходимо: состав группы не более 13 человек, занятия следует проводить в компьютерном классе. В качестве программного обеспечение можно использовать ОС Windows, OFFIS 2010, Paint, KolourPaint, программные продукты пакета «Стандартные».

Для реализации программы используется мобильный класс. Каждому учащемуся выдается персональный компьютер – НЕТБУК. Стоит отметить, что НЕТБУК предназначен для школьников в возрасте от 6 до 12 лет и призван помочь учащимся и учителям в организации учебного процесса в школе и во внеурочное время. Его использование в современном образовании предполагает разные варианты.

Учебная среда школы, в которой каждый учащийся и учитель могут пользоваться персональным мобильным компьютером, наполняется новыми инновационными моделями применения информационных и коммуникационных технологий. Школьники младших и средних классов могут выполнять задания и работать самостоятельно, участвуя в учебных исследовательских проектах.

Технические особенности устройства позволяют подключать к нему стандартные периферийные устройства для расширения возможностей учащихся. Персональный мобильный компьютер ученика работает на основе MicrosoftWindows, минимальные требования к сетевой инфраструктуре учебного класса или школы позволяют легко подключить его к Интернету по беспроводной технологии. В качестве дополнительного ПО на них установлен пакет специальных образовательных программ.

Структура занятия:

1. Организационный момент.

2. Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания.

3. Повторительно-обучающая работа (задания, связанные с материалом предыдущего занятия).

4. Объяснение нового материала.

5. Физкультминутка.

6. Работа за компьютером (I класс — 8 — 10 мин, со II-III класса — 10 -15 мин).

7. Выполнение упражнений для глаз.

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия.

Формы проведения учебного занятия:

Комбинированный.

Закрепление и повторение.

Закрепление умений и навыков.

Ознакомление с новым материалом.

Обобщение и систематизация.

Проверка знаний.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Занятия включают элементы игры, использование межпредметного материала, чередование теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения.

Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы могут являться: презентация Портфолио, защита творческих проектов, творческие конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т. д.

Результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

правила техники безопасности;

правила организации труда при работе за компьютером;

основные функциональные устройства компьютера и их назначение (системой блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);

дополнительные компьютерные устройства и их назначение (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);

назначение и возможности графического редактора PAINT;

возможности текстового редактора WORD;

назначение и работу программы Power Point;

Обучающиеся должны уметь:

соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности при работе на компьютере;

включить и выключить компьютер;

работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы) 

работать с прикладной программой, используя мышь; осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);

свободно набирать информацию на русском и английском регистре;

пользоваться текстовым редактором (не только набирать текст в нем, но и использовать все функции, например изменение шрифтов, вставка символов, рисунков, рамок, изменение форматов листа и т. д.);

выполнять операции над объектами (редактирование, форматирование, сохранение, передача, копирование и др.);

работать с программами Word, Paint, Power Point

работать с различными источниками информации, что обеспечит формирование компьютерной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.

оценивать потребность в дополнительной информации;

определять возможные источники информации и способы ее поиска;

анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);

наращивать свои знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинноследственных связях;

создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы)

Материально-техническое и методическое обеспечение программы

Для реализации данной образовательной программы необходимо определённое методическое обеспечение:

Наличие НЕТБУКОВ для каждого обучающегося

Ноутбук учителя

Наличие программного обеспечения на нетбуках.

Наличие выхода в Интернет.

Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:

компьютерные азбуки и буквари для ознакомления с работой с текстом;

компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;

компьютерные лабиринты для управления объектом;

компьютерные мозаики;

логические игры на компьютере;

компьютерные топологические схемы (например, района, метро,

игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках;

компьютерные среды управления исполнителем.

Используемые средства программной поддержки курса:

Методическое пособие для учителей 1-4 классов «Первые шаги в мире информатики» (пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия»)

«Информатика» - программа-тренажер для детей

«Мир информатики. 1-2 год обучения»

«Мир информатики. 3-4 год обучения»

«Учимся думать». Сборник игр, развивающих навыки мышления.

«Как решить проблему». Самоучитель для развития творческого мышления.

«Компьютерная грамотность: звездная миссия»

«Волшебные превращения. Основы дизайна»

«Суперинтеллект». Головоломки для любознательных«240 логических игр» и другие.

Публикации по теме:

Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации Фгост и ФГТОсуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации Фгост и ФГТ В марте 2013 года ВИПКРО выпустил сборник "Инновации в дошкольном образовании", в котором опубликована статья Антоновой Н. Г. и Горенец Н. С.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Автор публикации:
Образовательная программа дополнительного образования детей. Кружок «Инфознайка»
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 20:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...
Сценарий осеннего утренника в средней группе «В осеннем лесу»
В ОСЕННЕМ ЛЕСУ. ( средняя группа) Дети под осеннюю песенку забегают в зал. Становятся полукругом. Ведущая: Наступила снова Осень, Птицы в теплый край...