Образовательная программа группы кратковременного пребывания «Малышок»

Любовь Михайловна Пирогова
Образовательная программа группы кратковременного пребывания «Малышок»

Образовательная программа группы кратковременного пребывания «Малышок»

Образовательная программа группы кратковременного пребывания «Малышок»

Данное методическое пособие представляет практический материал по адаптации детей от 1,5 до 3 лет к условиям детского сада, обеспечение их ранней социализации и развития.

Авторы- составители:

- Никонец Инна Ивановна заместитель директора по методической работе МДОАУ д/с «Родничок»

- Пирогова Любовь Михайловна старший воспитатель МДОАУ д/с «Родничок»

Пояснительная записка

Детство – годы чудес! Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека. Раннее детство – период наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития, ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка.

Важность развития ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до трёх лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%.

В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию:

1. Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации);

2. Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе.

3. Процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой.

Данные точки зрения на социализацию можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации, однако в конкретной воспитательной работе всё-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе.

В психолого-педагогических исследованиях выделяются основные формы развития ребёнка - стихийные и организованные виды активности. Они в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов социального становления ребёнка.

1. У детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;

2. Дети усваивают социальные нормы как предписанные регуляторы поведения;

3. У детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.

В этом смысле выходом из создавшегося положения видится организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка, в том числе в рамках ДОУ. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки направленных на благоприятную социализацию ребёнка.

Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребёнка к детскому саду.

Базовое и наиболее эффективное направление, складывается в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с семьей возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребёнка.

Необходимость создания группы кратковременного пребывания детей раннего возраста на базе нашего ДОУ обусловлена рядом факторов:

- Социальный запрос родителей; по итогам анкетирования 65% родителей заявили о необходимости функционирования данной группы;

- Сравнительный анализ адаптации в течение нескольких лет показал, что лишь 40- 60% детей имеют легкую степень адаптации. Анализ ситуации выявил следующие причины: дети не имеют опыта общения с другими людьми - взрослыми и сверстниками; у детей не сформированы навыки предметно - игровой деятельности; родители не формируют у детей навыки самостоятельности;

- Низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей, в частности о развитии детей раннего возраста.

Программа группы кратковременного пребывания «Малышок» отвечает особенностям психофизиологического развития детей 1,5 -3 лет жизни и желания родителей адаптировать их к новым условиям.

Цель:

Адаптация детей от 1,5 до 3 лет к условиям детского сада, обеспечение ранней социализации и развития.

Задачи:

• Помощь в адаптации к условиям ДОУ детям раннего возраста;

• Установление контактов с родителями, педагогическое просвещение;

• Формирование умений общения со сверстниками;

• Обеспечение познавательного, социального, художественно-эстетического, речевого развития детей;

• Расширение охвата дошкольным образованием детей раннего возраста.

Организация работы группы кратковременного пребывания.

Реализация данной программы возможна в рамках дошкольного образовательного учреждения, при наличии оборудованных свободных помещений: музыкальный и физкультурный залы, изостудия и др.

Срок реализации – 1 год

ГКП комплектуется детьми раннего возраста с 1,5 года до 3 лет, не посещающими образовательное учреждение, на основе заявления родителей (законных представителей, договора с родителями, справки от педиатра о возможности ребенка посещать ГКП.

• Наполняемость группы 10 человек. В соответствии с возрастом дети делятся на две группы: с 1,5 до 2 лет, с 2 до 3 лет.

• Программа содержит 72 занятия.

• Продолжительность совместной деятельности 40 минут. В течение данного времени специалистами организуется игровая деятельность по четырём направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Учитывая игровой характер заданий и смену видов деятельности, считаем такую продолжительность допустимой. Практика показывает, что дети сохраняют интерес к деятельности на протяжении всего времени.

• Необходимое условие – присутствие на занятиях одного из родителей, либо лица их замещающего (няня, тетя, бабушка, дедушка и др., который принимает активное участие при выполнении заданий. Благодаря чему в совместной деятельности обеспечивается сочетание индивидуальных и групповых форм работы.

• Открытие ГКП оформляется приказом директора ДОУ.

• Группа работает в первую половину дня с 11.00 до 12.00 часов (без питания, сна и прогулки).

• Образовательные услуги в ГКП предоставляются на платной основе.

Документация группы кратковременного пребывания:

• положение о группе кратковременного пребывания

• приказ об открытии ГКП

• заявления родителей (законных представителей)

• договор с родителями

• трудовой (или гражданско-правовой) договор с педагогами

• перспективный план работы

• табель посещаемости детей

• табель учета рабочего времени педагогов

Кадровое обеспечение:

• В ГКП учебно-воспитательный процесс осуществляют:

• воспитатель

• музыкальный руководитель

• руководитель физического воспитания

• Диагностика и коррекция развития детей проводятся штатными работниками МДОАУ: педагогом-психологом и учителем-логопедом.

• Руководство и контроль работой группы кратковременного пребывания осуществляет старший воспитатель.

Формы работы:

1. Индивидуальная деятельность.

2. Совместная подгрупповая игровая деятельность.

3. Консультативная помощь родителям.

4. Диагностическое обследование.

5. Здоровьесберегающее сопровождение

Ожидаемые результаты:

1. Вхождение ребенка в новую социальную среду, его комфортная адаптация, взаимодействие в детско-взрослом сообществе.

2. Создание модели организации развивающей среды с учетом основных направлений развития ребенка.

3. Обеспечение физического и психического здоровья детей, творческого развития личности каждого ребенка.

4. Повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития и воспитания малышей, установление доверительных отношений с педагогами и специалистами детского сада.

5. Расширение диапазона образовательных и социальных услуг учреждения в соответствии с основными стратегическими федеральными и региональными идеями обновления деятельности образовательных организаций в РФ.

Возможные риски:

Предоставление воспитательно – образовательных услуг не в полном объеме по причине пропусков из-за погодных условий, простудных заболеваний.

1. Организация режима пребывания детей в ДОУ:

Примерная структура совместной игровой деятельности

11.00-11.10

Организованная деятельность.

Встреча детей, включение их в самостоятельную игру с родителями. Индивидуальное консультирование с родителями

(Ответственный- воспитатель)

11.10-11.20

Организованная деятельность.

Приветствие. Сюрпризный или игровой момент. Адаптационные игры (воспитатель)

11.20-11.40

Организованные игры:

- игры, направленные на сенсорное развитие / художественное творчество;

- игры, направленные на физическое развитие / развитие речи;

- игры-развлечения, музыкальные игры. (воспитатель,руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель)

11.40-11.50

Самостоятельные игры детей вместе с родителями.

Обучение родителей руководству свободной деятельностью детей. Групповое или индивидуальное консультирование родителей. (педагог-психолог, медик, узкие специалисты)

11.50-12.00

Ритуал прощания.

Релаксационные игры. Уход домой. (воспитатель)

Примерная нагрузка на детей группы кратковременного пребывания по основным направлениям образовательной деятельности

Совместная деятельность с педагогом (90%)

Физическое направление 30%

Примерный объем нагрузки в день 40 мин.

Примерный объем нагрузки в неделю 80 мин.

Познавательно-речевое направление 30%

Примерный объем нагрузки в день 40 мин.

Примерный объем нагрузки в неделю 80 мин.

Художественно-эстетическое развитие 15%

Примерный объем нагрузки в день 20 мин.

Примерный объем нагрузки в неделю 40 мин.

Социально-личностное развитие 15%

Примерный объем нагрузки в день 20 мин.

Примерный объем нагрузки в неделю 40 мин.

Самостоятельная деятельность (10%)

Разработка комплекса развивающих занятий для детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания

Цели и задачи комплекса развивающих занятий:

Цель – способствовать полноценному психофизическому развитию детей раннего возраста.

Задачи:

• Развитие познавательной сферы: процессов внимания, памяти, мышления, восприятия.

• Пополнение активного словарного запаса.

• Развитие чувства ритма, координации движений, общей и мелкой моторики

• Развитие игровых навыков и произвольности поведения, снижение импульсивности и излишней двигательной активности, агрессии, тревоги.

• Формирование коммуникативных навыков у детей и их родителей

• Обучение родителей приемам игрового взаимодействия с детьми

• Подготовка детей к поступлению в ДОУ

Публикации по теме:

«Группа кратковременного пребывания как одна из вариативных форм дошкольного образования» «Группа кратковременного пребывания как одна из вариативных форм дошкольного образования» Заведующий МБДОУ д/с №80 О. П. Цыганова Старший.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Образовательная программа группы кратковременного пребывания «Малышок»
Опубликовано: 29 сентября 2013 в 18:19
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...