Образовательная программа кружка «Дошкольник + компьютер»

Ольга Ярова
Образовательная программа кружка «Дошкольник + компьютер»

Часть 1.

Пояснительная записка.

В настоящее время правительство Российской Федерации во главе с президентом уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения. В выступлении на II Общероссийском гражданском форуме в Москве в январе 2008 года президентом Дмитрием Медведевым было сказано: «Очень важной является та информационная революция, которая проходит во всем мире. Она и дальше будет идти, и мы должны в эту революцию, в эти процессы «встроиться» грамотным образом, не подрывая нравственные устои и, в то же время, не выталкивая самих себя на обочину информационного развития».

Актуальность работы в данном направлении продиктована самим временем. Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в детские сады, школы и дома. Научно – техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.

Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является для него самым современным игровым инструментом. Вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии. Информационные технологии выступают в качестве средства формирования ведущих сфер личности ребенка: социально-нравственной, эмоционально-экспрессивной, познавательной, художественно-эстетической, активизации психических процессов, раскрытия творческих способностей.

Необходимо отметить, что использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно – развивающей среды ребенка. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.

Перед современными педагогами стоит насущная задача - стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ.

По степени авторства программа модифицированная. В ее основе лежит перспективно – тематическое планирование Л. А. Коч и Ю. А. Бревновой. Конспекты занятий были скорректированы и адаптированы к конкретным условиям реализации.

Основная цель программы: развитие логического мышления и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путем применения компьютера. Цель достигается в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, учебной, двигательной, художественной.

Воспитательные задачи.

• Формирование информационной культуры. Для детей дошкольного возраста – это понимание того, для чего нужен компьютер, в каких сферах жизни он используется, сколько можно работать по времени, как правильно обращаться с техникой. Если эти задачи выполняются, то в дальнейшем ребенок не будет воспринимать компьютер только как приставку для игр, а как многогранное устройство с бесконечными возможностями для образования, для творчества.

• Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, а также чувства личной ответственности.

Развивающие задачи.

• Развитие основных свойств внимания, наблюдательности, творческого воображения, логики.

• Развитие умения думать, исследовать, взаимодействовать, доводить начатое дело до конца.

• Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, отвечать на них, уметь задавать вопросы.

Образовательные задачи.

• Формирование начальных навыков работы в графическом редакторе «Paint» и текстовом редакторе «Word».

• Формирование системы знаний об устройстве компьютера, о правилах поведения и технике безопасности в компьютерном классе.

Отличительная особенность данной образовательной программы заключается, во-первых, в тесном сотрудничестве детского сада с МБОУ Тургеневской СОШ. Во- вторых, она даёт возможность каждому ребёнку продолжить в пределах школы дальнейшее обучение работе за компьютером. А основная идея заключается в гармоничном соединении ИКТ с традиционными средствами развития ребенка.

Особенности возрастной группы детей. Программа рассчитана на детей 6 – 7 лет. Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. В процессе занятий дошкольников на компьютере улучшается их память и внимание. На протяжении дошкольного возраста преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И только на яркие вещи ребенок непроизвольно обращает внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для детей форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Произвольное внимание начинает у ребенка развиваться только к концу дошкольного возраста. Тогда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно-грамматические конструкции.

Занятия на компьютере имеют большое значение для развития не только интеллекта, но и моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что способствует развитию мелкой мускулатуры рук и моторики детей.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т. е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Особенностью набора детей является обязательное анкетирование родителей. Цель которого - выявление родителей, отказывающихся от посещения их детьми данного кружка.

Режим занятий. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Необходимо заметить, что продолжительность занятия отличается от академического часа (45 минут) и составляет всего 30 минут. Это соответствует медико-гигиеническим рекомендациям при работе с компьютером. Занятия проводятся по подгруппам. Каждое занятие – комплексное и включает в себя 3 этапа:

• подготовительный – погружение в сюжет занятия, подготовка к работе за компьютером (10 мин.);

• основной – овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельная деятельность ребенка за компьютером (15 мин.);

• заключительный – снятие зрительного и физического напряжения (5 мин.)

Прогнозируемые результаты

В результате изучения курса дети должны

знать:

• названия и функции основных частей компьютера;

• технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;

уметь:

• использовать в работе клавиатуру и мышь;

• воспринимать и анализировать информацию с экрана;

• осуществлять необходимые операции при работе в «Word» и графическом редакторе «Paint»;

• называть части компьютера;

• сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;

• находить закономерности в изображении предметов, обобщать категории;

• составлять целое из предложенных частей;

• ориентироваться во времени и пространстве;

• осознавать цели и выбирать систему действий для достижения и оценивания результата своей работы.

На занятиях дети учатся преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Учебно-тематический план.

№ Тема Количество часов

1. Здравствуй, класс компьютерный. 2

2. Устройство компьютера. 5

3. Разновидность компьютерных игр. 4

4. Текстовый редактор «Word». 5

5. Практическая работа «Создание и редактирование текста». 1

6. Графический редактор «Paint». Работа с инструментами. 8

7. Творческая мастерская. 1

8. Графический редактор «Paint». Построение линий и фигур. 6

9. Устройство «Принтер». 1

10. Викторина «Компьютер – мой новый друг» 1

Итого 34

Публикации по теме:

Отчёт об использовании информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности В настоящее время правительство Российской Федерации во главе с премьер – министром Дмитрием Медведевым уделяет большое внимание воспитанию.

Патриотическое воспитание Одним из приоритетных направлений подрастающего поколения является воспитание патриотических чувств подрастающего поколения. Эта проблема.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Пасха
  • Пасха
Автор публикации:
Образовательная программа кружка «Дошкольник + компьютер»
Опубликовано: 14 октября 2013 в 12:33
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...
Стенгазета к Дню матери «Мамочка моя, больше всех на свете я люблю тебя!»
Ничего нет на свете чудесней И сильней материнской любви. С чем сравнить ее? Может быть, с песней, Что поют на заре соловьи? Доброты материнской...