Образовательная программа МБДОУ г. Астрахани №100

Елена Болдырева
Образовательная программа МБДОУ г. Астрахани №100

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Образовательная программа МБДОУ г. Астрахани № 100- это нормативно-управленческий документ дошкольного образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно - воспитательного процесса. Образовательная программа определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в МБДОУ. Образовательная программа ДОУ№ 100 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 года до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально – личностному, познавательно – речевому, художественно – эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Структура Образовательной программы ДОУ предполагает наличие пяти основных разделов:

1. Пояснительная записка.

2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.

3. Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье». «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Программа основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования; разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста; сочетает принципы научной обоснованности и практической

Разработка программы осуществлена в соответствии с:

• с Законом РФ «Об образовании»;

• Конвенция о правах ребенка ООН;

• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (приказ Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562; зарегистрировано в Минюсте РФ от 18 января 2012 г.);

• Приказ Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении Федеральных Государственных Требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ от 14 ноября 2011 г. ; регистрационный № 22303).

• Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

• Постановлением об утверждении СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменение №1 к 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 22.12.2010 № 19342 утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010г №164.

• Уставом МБДОУ.

Вид дошкольного учреждения: Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности, реализующий общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по художественно-эстетическому направлению.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности на бессрочное действие: регистрационный номер 411-БС от 17.01.2012г. (приказ №29-л от 17.01.12 Министерства образования и науки Астраханской области). Свидетельство о государственной аккредитации МДОУ: АА094232. Регистрационный номер: 160 от 29.10.2002г. Лицензия на медицинскую деятельность № ФС-30-01-000422 от 31.07.08г. Срок действия до 31.07.13 г.

Цель образовательной программы детского сада – создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование интегральных качеств личности и основ общей культуры, обеспечивающих социальную успешность ребенка.

С этой точки зрения образовательная программа детского сада № 100 обеспечивает условия для эффективного вхождения ребенка в социальную среду, позволяющие ему занять свое место в обществе полноценного члена этого общества и предполагающие: социальное познание, общение, овладение навыками практической деятельности, включая овладение предметным и рукотворным миром и связанным с ними продуктивными и творческими видами деятельности ; совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей.

Основными задачами Образовательной программы детского сада, исходя из данной цели, являются:

o Приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование ценностных ориентаций у ребенка на образцах позитивного социального поведения, народных обычаях и традициях, сложившихся в обществе;

o Обеспечение физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития и формирование соответствующих компетенций воспитанников в области общей культуры: физической, социально-нравственной, сенсорной, познавательной и эстетической;

o Реализация индивидуального подхода к психолого-педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями;

o Педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) воспитанников и создание условий для формирования у них родительской и педагогической культуры.

При формировании Программы учитывались следующие принципы и подходы:

Педагоги ДОУ считают, что непременным построением окружающей среды в нашем детском саду является опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия между людьми. Это означает, что стратегия и тактика построения окружающей среды определяется особенностями личностно – ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы: взрослый в общении с детьми придерживается положения - «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.

Принцип гуманизации- коренном изменении характера взаимодействия и общения педагогов и детей, предполагающей ориентацию воспитателей на личности ребёнка, через:

• повышение уровня профессиональной квалификации педагогических кадров;

• обеспечение заинтересованности воспитателей в результатах своего труда;

• изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах и в целом в детском саду с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, а также социального заказа родителей;

• изменение формы и содержания обучающих знаний;

• обогащение жизни детей лучшими образами детской культуры, ориентирующими на нравственные общечеловеческие ценности, способствующие развитию кругозора и интеллектуального уровня ребёнка, получение радости от прослушивания классической и современной музыки, содержания произведений искусства.

Принцип демократизации -совместное участие воспитателей, специалистов и родителей в воспитании и образовании детей, подготовка выпускников, адаптированных к новым социальным условиям жизни.

Принцип индивидуализации -разработка на основе современных научных исследований, широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребёнку и его всестороннее развитие.

Принцип дифференциации и интеграции -целостность и единство всех подсистем учебной работы и решение следующих задач: развитие доверия к миру, чувство радости существования, психологическое здоровье, формирование личности

Принцип развивающего обучения- предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей, основанных на разумном сочетании информационно – репродуктивных и проблемно – поисковых методов.

Приоритетным направлением деятельности МДОУ является осуществление художественно-эстетического развития детей. Это формирование базиса личностной культуры ребенка и содействие развитию творческой личности на основе поиска различных форм эстетического развития не только на занятиях эстетического цикла, но и во взаимосвязи различных других форм детской деятельности, апробации новых технологий интегрированного подхода к эстетическому образованию детей. Исходя из принципа гармоничности, педагоги предусматривают широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой игрой и трудом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

Количество групп в Учреждении определяется Учредителем исходя из их предельной наполняемости. В структуру Учреждения входят группы общеразвивающей направленности от 2 до 7 лет:

• первая младшая группа (от 2 лет до 3 лет);

• вторая младшая группа (от 3 лет до 4 лет);

• средняя группа (от 4 лет до 5 лет);

• старшая группа (от 5 лет до 6 лет);

• подготовительная к школе группа (от 6 лет до 7 лет).

• Логопункт.

• В 2012 году для ведения образовательной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей в МБДОУ оборудованы 10 групповых помещений со спальнями, умывальными комнатами, раздевальными комнатами, санитарными узлами:

3 группы детей от 2 до 3 лет

(первые младшие) №1

№3

№4

2 группы детей от 3 до 4 лет

(вторые младшие) №7

№12

2 группы детей от 4 до 5 лет (средние) №9

№10

1 группа детей от 5 до 6 лет (старших) №11

2 группы детей от 6 до 7 лет (подготовительная) №5

№6

Предельная наполняемость групп в Учреждении определяется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.

Большое внимание в МДОУ уделяется изучению контингента воспитанников и их семей – в основном жителей микрорайона. Анализ социального и образовательного статуса членов семей воспитанников МБДОУ дал следующие результаты:

Социальный паспорт

№ Вопрос для изучения Данные

количество %

1 Количество семей 262 чел 100%

Полные семьи 216 82%

Неполные семьи 46 18%

Многодетные 12 5%

Опекуны (законные представители)

Матеря (отцы) -одиночки 17 7%

2 Образование

Среднее 63 13%

Среднее-специальное 233 49%

Высшее 182 38%

3 Экономическое положение семьи

Низкий доход работающих членов семьи 33 13%

Средний 186 71%

Высокий 43 16%

4 Национальность

Русские 378 79%

Татары 37 8%

Казахи 19 4%

Азербайджанцы 17 3%

Армяне 2 0.4%

Украинцы 7 1.6%

Другие 18 4%

Учебно-научно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ г. Астрахани № 100

В качестве ведущей программы, направленной на воспитание, коррекционно-развивающего обучение, художественно-эстетическое развитие детей, нами рассматривается «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Москва «Мозаика-синтез», 2010 год. ; и соответствующие данной программе образовательные технологии.

Педагогам помогают построить систему развития детей на основе требований «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой «Комплексные занятия» авторов-составителей О. П. Власенко,Т. В. Ковригиной. Волгоград. Издательство «Учитель»,2012 г. по всем возрастным группам.

• В двух группах с 2012 г. проводится апробация программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.); система развития детей на основе требований строится на основе данной программы и соответственно «Комплексные занятия» автора-составителя Н. В. Лободиной. (Волгоград. Издательство «Учитель»,2012 г.)

Ведущие цели базисной программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

По приоритетному направлению используются конспекты образовательной деятельности программы по изобразительному искусству «Природа и художник» Т. А. Копцевой. М. «Сфера», 2001 г. Нацелена данная программа на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Педагоги творчески подходят к выбору вариативных программ и технологий, учитывая принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основу организации образовательного процесса составляет комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а так же в самостоятельной деятельности детей.

Характеристика кадрового состава.

Профессиональный уровень педагогов сплоченный, квалифицированный, имеет высокий уровень педагогической культуры; стабилен; работоспособный, опытный и одновременно перспективный.

Анализ результатов анкетирования воспитателей позволил сделать вывод о том, что их основная часть:

- удовлетворены нынешним состоянием МБДОУ, нацелены на активное участие в его планомерном, поэтапном развитии;

- испытывают потребность, интерес и мотивацию к повышению уровня своих профессиональных знаний и умений (прежде всего психолого-педагогических, к овладению современными эффективными технологиями, соответствующим ФГТ.

- считают главным условием повышения результатов образовательного процесса – создание и развитие гуманной воспитательной системы детского сада.

На данный момент коллектив объединен едиными целями и задачами и имеет благоприятный психологический климат.

Структура образовательного учреждения.

Система управления ДОУ обеспечивает включение в управление всех участников педагогического процесса. Общественное управление (деятельность регламентируется законодательством, Уставом дошкольного учреждения):

Педагогический совет - Общее собрание коллектива - Родительский комитет.

Административное управление имеет многоуровневую структуру.

I уровень - заведующий ДОУ.

Управленческая деятельность заведующего обеспечивает материальные, организационные, правовые, социально - психологические условия для реализации функции управления образовательным процессом в ДОУ.

Объект управления заведующего - весь коллектив. Распоряжения заведующего обязательны для всех участников образовательного процесса.

II уровень – заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе, старшая медсестра.

Объект управления – часть коллектива согласно функциональным обязанностям.

III уровень управления осуществляется воспитателями, специалистами, обслуживающим персоналом.

Объект управления – дети и их родители.

В каждом детском саду работает множество сотрудников, и у каждого из них свой круг обязанностей. К кому обраться со своими проблемами. С кем же лучше всего обсудить вопросы воспитания? О чем можно спросить методиста? За что отвечает воспитатель? И чем занимается педагог-психолог?

Руководство:к администрации дошкольного учреждения относятся заведующий детским садом, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе и заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе.

Заведующий детским садом. Поскольку в реальной жизни детскими садами руководят в основном женщины, то и название этой должности обычно употребляют в женском роде - заведующая.

Заведующая осуществляет общее руководство детским садом. В своей деятельности она опирается на Закон РФ «Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав дошкольного учреждения, и на другие законодательные акты. Она занимается комплектованием групп детьми в соответствии с их возрастом, состоянием их здоровья, индивидуальными особенностями и запросами родителей, подбирает кадры, руководит педагогами, и обслуживающим персоналом. Кроме того, заведующая отвечает за рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.

Родители могут обращаться к заведующей за консультациями и вносить собственные предложения по улучшению работы с детьми, в частности, предложения по организации дополнительных услуг. Родители также вправе требовать от нее, чтобы руководимый ею коллектив обеспечивал ребенку подобающий уход, воспитание и обучение, охрану и укрепление здоровья - в соответствии с условиями договора.

Заместитель руководителя по воспитательно-методической работекоординирует работу всех служб, участвует в принятии управленческих решений. А также: занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду, поэтому в повседневном общении его называют методистом.

Вместе с заведующей он руководит коллективом детского сада, участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Комплектует группы учебными пособиями, играми, игрушками, организовывает сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т. п. Проводит обширную методическую работу в педагогическом коллективе: открытые занятия для воспитателей, семинары, индивидуальные и групповые консультации. Кроме этого он участвует в работе с родителями: готовит стенды, папки-передвижки, посвященные семейному воспитанию и пр.

Заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе (завхоз)руководит работами по хозяйственному обслуживанию детского сада. Следит за состоянием помещений, занимается закупками мебели, посуды, оборудования и игрушек. Руководит работами по благоустройству и озеленению территории, следит за выполнением противопожарных мероприятий и других условий безопасности детей и взрослых.

Основной педагогический состав

Воспитатель - педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитательница не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же ее реализует. Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Руководит работой помощника воспитателя.

Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении.

В каждой группе работает по два воспитателя, которые работают в тесном сотрудничестве друг с другом. У воспитателя семичасовой рабочий день, поэтому первая смена начинается рано утром - в 7.00 до 14.00, вторая начинается в 12.00, а заканчивается в 19.00. В период с 12.00 до 14.00 оба воспитателя работают вместе. В это время педагог, работающий с утра и проводивший занятия, рассказывает о событиях первой половины дня, сообщает, с кем необходимо позаниматься дополнительно, кому из детей сделаны прививки, какие вопросы обсудить с родителями и пр.

Музыкальный руководительотвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания. Как и другие педагоги, воспитатель по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.

Вопросы коррекции

Учитель-логопедзанимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений.

Медицинские работники

Медицинскими вопросами в детском саду занимаются старшая медицинская сестра, диетсестра.

Старшая медицинская медсестра контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей. Кроме того, старшая медсестра готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения детей, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения врача.

Диетсестрасоставляет и раскладывает ежедневное меню и следит за качеством приготовления пищи. Она ежедневно производит пробу готовых блюд и закладывает ее на хранение в соответствии с требованиями СЭС. Следит за выполнением графика получения пищи группами и проводит ежедневный обход групп, проверяя организацию питания в группах.

Младший обслуживающий персонал: к младшему обслуживающему персоналу относятся младший воспитатель, повар, кладовщик, прачка и др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только младший воспитатель работает непосредственно с детьми. Младший воспитатель (в повседневном общении - просто няня) помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников: приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур. Также няня отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья.

К любому сотруднику детского сада родители могут обратиться с вопросами и получить квалифицированный ответ. Все сотрудники детского сада работают в тесном контакте друг с другом, создавая наилучшие условия для физической и психической жизни ребенка.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ.

Режим работы дошкольного учреждения: с 7.00 до 1900 часов.

1. Компоненты и содержание режима пребывания детей в ДОУ

Компоненты и содержание режима пребывания

для детей от 2лет до 3 лет Регламент Примерное распределение времени в день

содержание образования

1. Регламентированная деятельность (занятия и другие специально организованные формы работы, в т. ч.: Ежедневно/кол-во в неделю/месяц 30 минут, в т. ч.

• НОД Ежедневно.

100 мин. в неделю, 400 минут в месяц 2 раза в день по 10 минут - 20 минут

• Утренняя гимнастика ежедневно 5 минут

• Развлечение, праздник 1 раз в неделю 5 минут

Примечание. Используются интегрированные формы работы и виды деятельности. Длительность одного НОД не более 10 минут. Для равномерного распределения нагрузки на детей разрабатывается расписание НОД. Предусматривается периодическая смена деятельности во время НОД. Проводятся НОД в игровой форме.

Содержание образования

2. Нерегламентированные виды деятельности (совместная деятельность воспитателя и ребенка в групповых и индивидуальных формах работы, в т. ч.: ежедневно 4 часа 15минут,

в т. ч.

• игра ежедневно 75 минут

• двигательная деятельность ежедневно 60 минут

• предметно-практическая, обследовательская деятельность ежедневно 80 минут

• чтение книг, рассказывание, познавательное общение ежедневно 10 минут

• воспитание и обучение в процессе выполнения режимных моментов ежедневно 25минут

• психолого-педагогическое сопровождение ежедневно 5 минут

Примечание. Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Применительно к образовательным учреждениям, реализующим современные общеобразовательные комплексные программы, допускается модификация распределения времени в соответствии с реализуемой программой.

Содержание присмотра и ухода Организация режимных процессов, в т. ч.: ежедневно 6 часов

55 минут

• сон ежедневно 150 минут

прогулка 2 раза в день 110 минут

• гигиенические процедуры (умывание, одевание, раздевание, туалет) 2 раза в день 60 минут

• закаливающие и другие оздоровительные процедуры ежедневно 30 минут

• прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) Ежедневно 70 минут

1. Оказание помощи ребенку в выполнении режимных процессов, в т. ч.: ежедневно

в течение дня

• в гигиенических процедурах

• в одевании, раздевании

• в приеме пищи

2. Наблюдение за эмоциональным состоянием и самочувствием ребенка в течение дня (во время игр, занятий, режимных процессов) ежедневно в течение дня

3. Работа с родителями (ежедневное информирование родителей о состоянии здоровья, самочувствия, развитии ребенка) ежедневно 15 минут

Компоненты и содержание режима пребывания

для детей от 3 до 5 лет Регламент Примерное распределение времени в день

Содержание образования

1. Регламентированная деятельность

(НОД и другие специально организованные формы работы, в т. ч.: ежедневно 60 мин. ,

в т. ч.

• НОД Ежедневно, 220 мин. в неделю, 880 мин. в месяц 2х20=40 мин. в день

• утренняя гимнастика ежедневно 10 минут

• развлечения, праздник 1 раз в неделю 10 минут

Примечание. Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Применительно к образовательным учреждениям, реализующим современные общеобразовательные комплексные программы, допускается модификация распределения времени в соответствии с реализуемой программой.

Содержание образования

2. Нерегламентированные виды деятельности (совместная деятельность воспитателя и ребенка в групповых и индивидуальных формах работы, в т. ч.: ежедневно 4 часа 00 минут,

в т. ч.:

• игра ежедневно 85 минут

• двигательная деятельность ежедневно 50 минут

• предметно-практическая, обследовательская деятельность ежедневно 40 минут

• чтение книг, рассказывание, познавательное общение ежедневно 30 минут

• воспитание и обучение в процессе выполнения режимных моментов ежедневно 30 минут

• психолого-педагогическое сопровождение ежедневно 5 минут

Примечание. Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Применительно к образовательным учреждениям, реализующим современные общеобразовательные комплексные программы, допускается модификация распределения времени в соответствии с реализуемой программой.

Уход и присмотр за ребенком

Содержание присмотра и ухода 3. Организация режимных процессов, в т. ч.: ежедневно 6 часов 45 минут

• сон ежедневно 130 минут

прогулка 2 раза в день 160 минут

• гигиенические процедуры (умывание, одевание, раздевание, туалет) 2 раза в день 25 минут

• закаливающие и другие оздоровительные процедуры ежедневно 30 минут

• прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) ежедневно 60 минут

4. Оказание помощи ребенку в выполнении режимных процессов, в т. ч.: ежедневно

в течение дня

• в гигиенических процедурах

• в одевании, раздевании

• в приеме пищи

5. Наблюдение за эмоциональным состоянием и самочувствием ребенка в течение дня (во время игр, НОД, режимных процессов

ежедневно

в течение дня

6. Работа с родителями (ежедневное информирование родителей о состоянии здоровья, самочувствия, развитии ребенка) ежедневно 15 минут

Компоненты и содержание режима пребывания

для детей от 5 до 7 лет Регламент Примерное распределе-ние времени в день

Образование

Содержа

ние образования

1. Регламентированная деятельность (НОД и другие специально организованные формы работы, в т. ч.: ежедневно 1ч. 55 мин. ,в т. ч.

• НОД 1350 мин. в неделю, 5400 мин. в мес. 3х30=90 минут в день

• утренняя гимнастика ежедневно 15 минут

• развлечения, праздник раз в неделю 10 минут

Примечание. Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Применительно к образовательным учреждениям, реализующим современные общеобразовательные комплексные программы, допускается модификация распределения времени в соответствии с реализуемой программой.

Содержание образования

3. Нерегламентированные виды деятельности (совместная деятельность воспитателя и ребенка в групповых и индивидуальных формах работы, в т. ч.: ежедневно 3 часа

40 минут,

в т. ч.:

• игра ежедневно 80 минут

• двигательная деятельность ежедневно 45 минут

• предметно-практическая, обследовательская деятельность ежедневно 25 минут

• чтение книг, рассказывание, познавательное общение ежедневно 40минут

• воспитание и обучение в процессе выполнения режимных моментов ежедневно 25 минут

• психолого-педагогическое сопровождение ежедневно 5 минут

Примечание. Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Применительно к образовательным учреждениям, реализующим современные общеобразовательные комплексные программы, допускается модификация распределения времени в соответствии с реализуемой программой.

Содержание присмотра и ухода Уход и присмотр за ребенком

5. Организация режимных процессов,

в т. ч.: ежедневно 6 часов 20 минут

• сон ежедневно 110 минут

прогулка 2 раза в день 160 минут

• гигиенические процедуры (умывание, одевание, раздевание, туалет) 2 раза в день 20 минут

• закаливающие и другие оздоровительные процедуры ежедневно 20 минут

• прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) ежедневно 60 минут

6. Оказание помощи ребенку в выполнении режимных процессов, в т. ч.: ежедневно

в течение дня

• в гигиенических процедурах

• в одевании, раздевании

• в приеме пищи

3. Наблюдение за эмоциональным состоянием и самочувствием ребенка в течение дня (во время игр, НОД, режимных процессов) ежедневно в течение дня

4. Работа с родителями (ежедневное информирование родителей о состоянии здоровья, самочувствия, развитии ребенка) ежедневно 15 минут

3. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.

При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Планируются комплексные и интегрированные занятия.

Продолжительность занятий определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями к учебной нагрузке ребенка определенного возраста:

- младший дошкольный возраст (2-я младшая и средняя группы) – 2 занятия общей продолжительностью 30-40 минут;

- старший дошкольный возраст (старшая и подготовительная группы) – 3 занятия общей продолжительностью 75-90 минут.

Это отражено в представленном учебном плане детского сада, целью которого является оптимизация педагогического процесса в рамках современного образования, достигаемая через определение интеллектуальных, физических и психоэмоциональных нагрузок для воспитанников каждой возрастной группы в течение недели.

Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей:

«Физическая культура»

«Здоровье»

«Безопасность»

«Социализация»

«Труд»

«Познание»

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

«Художественное творчество»

«Музыка»

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) в дошкольном учреждении начинается с 9.00 часов. Продолжительность НОД:

- в младшей группе (дети от 2 до 3 лет) - 10 минут;

- во 2-й младшей группе (дети от 3 до 4 лет) - 15 минут;

- в средней группе (дети от 4 до 5 лет) - 20 минут;

- в старшей группе (дети от 5 до 6 лет) - 25 минут;

- в подготовительной группе (дети от 6 до 7 лет) - 30 минут.

НОД проводятся по подгруппам. В середине каждого НОД педагоги проводят физминутку. Предусмотрены перерывы длительностью 10 минут.

НОД по ФЭМП, развитию речи, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первой половине дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда, четверг). Для профилактики утомления детей указанные занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями и занятиями по рисованию.

НОД физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимают не менее 50% общего времени занятий.

Домашнее задание воспитанникам дошкольного учреждения не задается.

Согласно СанПиН в каждой возрастной группе включены три НОД по физической культуре: два проводятся в физкультурном зале, одно - на свежем воздухе.

Построение воспитательно-образовательного процесса осуществляется через учебный план.

Базисный учебный план МБДОУ детский сад общеразвивающего вида, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе содержания «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой., 2010 г.)

Педагогам помогают построить систему развития детей на основе требований «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой «Комплексные занятия» авторов-составителей О. П. Власенко,Т. В. Ковригиной. Волгоград. Издательство «Учитель»,2012 г. по всем возрастным группам.

• В двух группах с 2012 г. проводится апробация программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.); система развития детей на основе требований строится на основе данной программы и соответственно «Комплексные занятия» автора-составителя Н. В. Лободиной. (Волгоград. Издательство «Учитель»,2012 г.)

Возрастные образовательные нагрузки в общеразвивающих группах.

Время Группы детского сада

Младшая группа средняя старшая подготовительная

Количество условных учебных часов в неделю 10 10 13 14

1. Базовая часть (инвариантная) федеральный компонент

1.1. Познавательно-речевое направление развития

Образовательные области 1 младшая группа 2 младшая группа средняя группа старшая группа Подготовител.

к школе группа

подгот.

к школе группа

Познание 13,5мин 37,5 мин 40 мин 62,5мин 105 мин 3,5

Коммуника

ция 10 мин 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин 1

Чтение художественной

Литературы 10 мин 7,5 мин 10 мин 25 мин 30 мин 1

1.2 Социально-личностное направление развития

Социализация - - 5 мин 6,2 мин 7,5 мин 0,25 0,25

Труд - - - - - - -

Безопасность - - 5мин 6,2 мин 7,5 мин 0,25 0,25

1.3 Художественно-эстетическое направление развития

Музыка 20 мин 30 мин 40 мин 50 мин 60 мин 2 2

Художественное творчество 15 мин 22,5 мин 50 мин 75 мин 902 мин 3 3

1.4 Физическое направление развития

Здоровье - - - - -

- -

Физическая культура 30 мин 45 мин 60 мин 75 мин 90 мин 3 3

ИТОГО: 100 мин 150 мин 220 мин 325 мин 420 мин 14 14

2. Вариативная часть 1 младшая группа 2 младшая группа средняя группа старшая группа подгот.

к школе

группа старшая группа подгот.

к школе группа

2.1. Детские объедине

ния по интересам - - 1 1 2 1 2

ВСЕГО (СанПин) 100 мин 150 мин 240мин 350мин 480мин 15 17

Новые ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования, а именно:

- учебный блок заменяется на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей;

- увеличивается объем совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит образовательная деятельность, осуществляемая как в ходе режимных моментов, так и при организации разных видов детской деятельности.

Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

- изменяется содержание понятий «совместная деятельность взрослого и детей» и «непосредственно образовательная деятельность».

В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь, назовем игру как ведущую деятельность детей дошкольников, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становиться самостоятельной деятельностью ребенка-дошкольника.

Совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.

С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.

Если воспитатель решается действовать в рамках совместной деятельности, ему придется достигать необходимой дисциплины в ходе образовательной деятельности не формальным авторитетом взрослого человека, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребенка тематики образовательного процесса.

В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми:

Детская деятельность Формы работы

Двигательная - Подвижные дидактические игры

- Подвижные игры с правилами

- Игровые упражнения

- Соревнования

Игровая - Сюжетные игры

- Игры с правилами

Продуктивная - Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

- Реализация проектов

Коммуникативная - Беседа

- Ситуативный разговор

- Речевая ситуация

- Составление и отгадывание загадок

- Сюжетные игры

- Игры с правилами

Трудовая - Совместные действия

- Дежурство

- Поручения

- Задания

- Реализация проекта

Познавательно-исследовательская - Наблюдение

- Экскурсия

- Решение проблемных ситуаций

- Экспериментирование

- Коллекционирование

- Моделирование

- Реализация проекта

- Игры с правилами

Музыкально-художественная - Слушание

- Исполнение

- Импровизация

- Экспериментирование

- Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

- Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы - Чтение

- Обсуждение

- Разучивание

В соответствии с принципом интеграции образовательных областей формы работы, органичные для какого-либо вида деятельности, могут быть использованы и для организации других видов детской деятельности. Например, в форме игры частично проводится познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная деятельность; для развития продуктивной деятельности детей актуальными остаются также и беседа, и рассматривание, и наблюдения, и экскурсии и другие формы. Главное, чтобы формы работы с детьми были адекватными возрасту детей, целям развития, возможности применения для группы, подгруппы детей или отдельного ребенка, реализовывали принцип интеграции.

3.1 Содержание психолого-педагогической работы по физическому направлению («Физическая культура», «Здоровье»)

«Физическая культура»

Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

«Здоровье»

Цели: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– воспитание культурно-гигиенических навыков;

– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Перечень программ и технологий

Технологии и пособия

по проблеме: «Физическая культура» «Здоровье» Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 2000.

С физкультурой дружить - здоровым быть / М. Д. Маханева. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.

Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учрежлении / Н. С. Галицына. – М.: Скрепторий, 2004.

Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет / Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина. – М.: Владос, 2003.

Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении / А. П. Щербак. – М.: Владос, 1999.

Физкультурные праздники в детском саду / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак. – М.: Просвещение, 2003.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л. И. Пензулаева. – М.: Владос, 2002.

Воспитание здорового ребенка / М. Д. Маханева. – М.: Аркти, 1997.

Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Л. В. Кочеткова. – М.: МДО, 1999.

Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т. С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006.

Пензулаева «Конспекты занятий по физкультуре» от 2 до 7 лет.

«Азбука чистоты» - программа «Здоровый малыш», 2009 г. Автор Ходжимирова Н. Д.

«Азбука здоровья»- программа «Здоровый малыш»НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростковГУ НЦЗДРАМН

Виды интеграции области «Здоровье»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека)

«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья)

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека) «Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»)

«Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»)

Виды интеграции области «Физическая культура»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья)

«Музыка» (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств)

«Познание» (в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности)

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение)

«Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности)

«Труд» (накопление опыта двигательной активности) «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» (развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики для успешного освоения указанных областей)

Реализация образовательной области «Физическая культура» в различных формах деятельности.

Разделы

(задачи, блоки) Режимные

моменты Совместная

деятельность

с педагогом Самостоятель

ная

деятельность детей Совместная

Деятель

ность

с семьей

1. Основные движения:

-ходьба; бег; катание, бросание, метание; ползание, лазание; упражнения в равновесии.

2. Общеразвивающие упражнения

Физкультур

ный досуг

Физкультур

ные праздники

День здоровья

3. Подвиж

ные игры

4. Активный отдых Утренний отрезок времени:

Индивидуальная работа воспитателя - игровые упражнения

Утренняя гимнастика:

-традиционная

-сюжетно-игровая

Подражательные движения

Прогулка :

Подвижная игра большой и малой подвижности

Игровые упражнения

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа

Занятия по физическому воспитанию на улице

Подражательные движения

Вечерний отрезок времени, включая прогулку:

Гимнастика после дневного сна

Физкультурные упражнения

Коррекционные упражнения

Подражательные движения

Индивидуальная работа

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники Занятия по физическому воспитанию:

-традиционные

- сюжетно-игровые

- тематические

- Подвижная игра большой и малой подвижности Игра

Игровое упражнение

Подражательные движения Беседа, консультация

Открытые занятия

Встречи по заявкам

Совместные занятия

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники

Консультативные встречи.

Интерактивное общение

Мастер-класс

Реализация образовательной области «Здоровье» в различных формах деятельности.

Разделы

(задачи, блоки) Режимные

моменты Совместная

деятельность

с педагогом Самостоятельная

Деятель

ность детей Совместная

деятельность

с семьей

-культура гигиены

умываться, чистить зубы, расчёсывать волосы, полоскать горло и рот, устранять порядок в одежде

вытираться только своим полотенцем

навыки гигиены в туалете

культура разговора в помещении

-понимать своё состояние

-различать и понимать состояния своё и людей

-одеваться в соответствии с температурным режимом группового помещения

-выполнение простейших закаливающих процедур

-знание о полезном питании

-элементарные навыки приёма пищи дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример Обучающие игры по инициативе воспитателя

(сюжетно-дидакические)

Занятия-развлечения Игры сюжетно- отобразительные Беседы, консультации,

родительские собрания, досуги, совместные мероприятия, мастер-классы, интернет общение.

3.2 Содержание психолого-педагогической работы по направлению социально-личностного развития («Социализация», «Труд», «Безопасность»)

«Безопасность»

Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

– формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

– приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

– передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

– формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

«Социализация»

Цели: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

– развитие игровой деятельности детей;

– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

«Труд»

Цели: формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

– развитие трудовой деятельности;

– воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

– формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Перечень программ и технологий

Технологии и пособия

по проблеме:

«Безопасность» Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.

Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.

Перечень пособий Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах / Региональный стандарт Мин. образования Республики Татарстан. / Л. А. Артемьева, Ю. Д. Мисянин и др. – Казань, 1995.

Семенюк В. И., Владимиров Н. В. Изучение правил дорожного движения: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1996.

Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000.

Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005.

Перечень программ и технологий «Социализация» Программы:

«Я – человек». – Козлова С. А. М.: Школьная Пресса, 2004.

«Дружные ребята» / Р. С. Буре и др. – М.: Просвещение, 2002.

«Юный эколог» // Николаева С. Н. В кн.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. - М., 1998.

«Я-ТЫ-МЫ» / О. Л. Князева,Р. Б. Стеркина- М: Просвещение, 2008.

Перечень пособий Белая К. Ю., Кондрыкинская Л. А. Патриотическое воспитание. (Учебно-методическое пособие). – М.: Элти-Кудиц, 2002.

Буре Р. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка: Спецкурс. / Под ред. О. Л. Зверевой. – М., 2004.

Козлова С. А. «Я – человек». Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2003.

Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Кондрыкинская Л. А., Вострухина Т. Н. Дошкольникам о защитниках Отечества. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Пособия по игровой деятельности:

Доронова Т., Доронов Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей. – М., 1997.

Михайлова З. Игровые задачи для дошкольников. – СПб., 1996.

Николаева С. Игра и экологическое воспитание. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 12. – С. 37.

Перечень программ и технологий «Труд» Программы:

1. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

2. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. / Л. В. Куцакова. – М.: Совершенство,1999.

3. Программа «Юный эколог» / Николаева С. Н. // В кн.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. – М., 1998.

Перечень пособий • Нравственно-трудовое вогспитание ребёнка- дошкольника. Пособие для педагогов. / Л. В. Куцакова. – М.: Владос, 2003.

• Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. / А. Д. Шатова. – М: Пед. общество России, 2005.

• Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей / Л. В. Куцакова. – М: Просвещение, 1990.

• Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова – М: Сфера,2005. (Серия «Вместе с дошкольниками»).

• Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. / О. В. Дыбина. –М: Сфера, 2001.

Виды интеграции области «Социализация»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения)

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире)

«Труд» (формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности»)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира) «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация»)

Виды интеграции области «Безопасность»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания)

«Труд» (формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности)

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы)

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания)

«Здоровье» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека) «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира)

Виды интеграции области «Труд»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых)

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности)

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых)

«Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда) «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей)

«Музыка», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд»)

Реализация образовательной области «Безопасность»

в различных формах деятельности.

Разделы

(задачи, блоки) Режимные

моменты Совместная

деятельность

с педагогом Самостоятельная

Деятель

ность детей Совместная

деятельность

с семьей

I. Бережем свое

здоровье

II. Безопасный отдых на природе

III. Безопасность на дорогах города

IV.Семейное благополучие Объяснение,на-поминание,

тематический досуг, упражнения -тренинги, рассматривание иллюстраций, игра Беседы, обучение,

упражнения, объяснение, напоминания,

рассказ, творческие задания, дидактические игры, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций объяснение, напоминания,

творческие задания, дидактические игры, продуктивная деятлеьность, рассматривание иллюстраций, тематические досуги Беседы, личный пример, ситуативное обучение, рассказ, чтение, объяснение, напоминание, упражнение, терининг. Творческие задания

Реализация образовательной области «Социализация» в различных формах деятельности.

Разделы

(задачи, блоки) Режимные

моменты Совместная

деятельность

с педагогом Самостоятель-ная деятель

ность детей Совместная

деятельность

с семьей

«Развитие игровой деятельности»

- обогащение опыта детей

-формирование культуры деятельности в процессе игры

- активизирующее игру проблемное общение воспитателей с детьми

- развивающая предметно-игровая среда

«Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»

«Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности»

«Формирование патриотических чувств»

«Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу» Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы, показ);

Культурно-гигиенические процедуры (объяснение, напоминание);

Игровая деятельность во время прогулки (объяснение, напоминание, коллективный труд Занятия, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, обучающие игры, досуговые игры, народные игры.

Самостоятельные сюжетно-ролевцые игры, дидактические игры, досуговые игры с участием воспитателей Игры-экспериментирование

Сюжетные самодеятель-ные игры (с собственными знаниями детей на основе их опыта)

Внеигровые формы:

самодеятельность дошкольников;

изобразительная деятельность;

труд в природе;

экспериментирование;

конструирование;

бытовая деятельность;

наблюдение экскурсии,

наблюдения, чтение, досуги, праздники, труд в природе, конструирование, бытовая деятельность, развлечения

Совместные проекты, досуги, личный пример, чтение книг, праздники, конкурсы, викторины.

Реализация образовательной области «Труд» в различных формах деятельности.

Разделы

(задачи, блоки) Формы работы с детьми Совместная

деятельность

с семьей

Режимные

моменты Совместная

деятельность

с педагогом Самостоятель-ная деятель

ность детей

Самообслуживание

Хозяйственно-бытовой труд

Труд в природе

Ручной труд Первая половина дня

Показ, объяснение, обучение, наблюдение

Вторая половина дня

Напоминание

самообслуживание

Напоминание, беседы, потешки

Разыгрывание игровых ситуаций

Поручения, игровые ситуации, досуг Дидакти-ческие игры, сюжетно-ролевые игры, чтение художествен-ной литературы Беседы, личный пример

3.3. Содержание психолого-педагогической работы по направлению познавательно – речевого развития («Познание», «Коммуникация», Чтение художественной литературы»)

«Познание»

Цели: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:

– сенсорное развитие;

– развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

– формирование элементарных математических представлений;

– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

«Коммуникация»

Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Чтение худож

Публикации по теме:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мастерская Умелкина» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год. • Наименование программы: «Мастерская Умелкина» • Направление деятельности: начально-техническое.

Предшкольное образование Уважаемые коллеги! Выкладываю нормативную документацию по предшкольному образованию. Материал обобщила Макатрова Л. О. методист Центра педагогики.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Образовательная программа МБДОУ г. Астрахани №100
Опубликовано: 6 февраля 2013 в 16:16
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...